План конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данная разработка может быть использована при иучении имени числительного в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Автор: Котельникова Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы
Тема: «Имя числительное как часть речи»
6 класс
Тип: объяснение нового материала.
Цели:
1.познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
2. Дать представление о разрядах числительных.
3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
4. Развивать умение обобщать, делать выводы.
5. Воспитывать творческие способности учащихся.
Используемые технологии: проблемная (эвристическая), информационная, игровая, дифференцированный подход к учащимся, исследовательская, межпредметные связи.
Ход урока!
Ребята, здравствуйте!
Садитесь, не шумите.
Готовы знаний базу пополнять?
Я вас прошу внимательно смотреть и слушать.
Неясно вдруг – вопросы задавать.
- Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).
Начнем урок с несложного вопроса.
Ответить без сомненья будет просто
Скажи (имя) сколько тебе лет?
Который это ряд, и скольких на уроке нет?
Теперь подумайте, ребята, и скажите,
О чем мы на уроке будем говорить.
Ответом полным мысль свою вы изложите
И сможете оценку получить.
Знакомство с частью речи, для нас новой,
Пройдет с единой целью во главе:
Узнать, какими признаками та блеснуть готова
И в предложении какое место ей.
Должны уметь распознавать разряды,
От схожих слов по смыслу отличать.
Работать с ноткой творчества нам надо
И развивать умение обобщать
Нас в жизни много чисел окружает.
Здесь всякий что-то каждый день считает,
Чтобы в формулировках нам не заблудиться,
К энциклопедии должны мы обратиться
Чтение статьи энциклопедии.
«Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!»
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
II Определение изучаемого понятия
В важности числительного нет у нас сомнения
Давайте подкрепим статью определением.
В тетрадь его запишем, подчеркнем.
А дома выучим и применять начнем
Сейчас в тетрадь запишем мы вопросы,
Чтобы к числительному верно задавать.
Когда количество хочу узнать,
Спрошу я: «Сколько?»
«Какой?», «Который?», если по порядку рассчитать.
III Разряды числительных:
Могу количество назвать,
Своих подружек сосчитать.
Их в школе пять, на танцах три.
Как это просто, посмотри.
(количественные числительные)
Числительные в счете по порядку
Употребляем в речи каждый день:
Четвертый класс выходит на зарядку,
А Витя не дежурит пятый день
(порядковые числительные)
- Закрепление
Я прочитаю вам стихотворение.
Внимание и острых слух нужны:
Вы из него с старанием и рвением
Числительные выписать должны
Во вторник я часам к шести
(Дождаться еле смог!)
Решил с товарищем пойти
На городской каток
Я первый выехал на лед,
А друг не отставал.
Боялся он, что упадет,
И я его держал.
На нас три девочки с трибун
Смотрели, чуть смущаясь.
Сказал «Смотри, как я могу!»,
Я другу похваляясь
На третьем круге я прыжок
Задумал совершить,
Но вот, увы, подвел конек,
Не смог притормозить…
Два вывиха и перелом –
сегодняшний удел…
Как сильно я девчонкам трем
Понравиться хотел!
- Работа с языковым материалом:
Язык родной красив, богат,
Явление исключительное.
А вспомним мы пословиц ряд,
В которых есть числительные.
(Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят)
4.Из этимологии.
Ребята, какая наука поможет
Историю слова любого узнать,
Все корни найдет, как кирпичики сложит
Смелее, друзья, вам пора отвечать?
( Этимология)
Проверка индивидуального домашнего задания. Сообщения о числительных сорок и миллион.
5. Физкультминутка
Вот пришла пора размяться,
Нужно с места всем подняться.
К соседу справа повернуться,
Соседу слева улыбнуться.
Руками к солнцу потянуться
К лесному ручейку нагнуться.
На одной ножке поскакать
И самого себя обнять.
В себе дух спорта воспитайте,
О нем не стоит забывать
За партой место занимайте
Урок наш нужно продолжать
6. От схожих внешним видом частей речи
Должны числительные четко отличать.
Не спутать чтобы с прилагательным, глаголом
Что сделать мы должны?... (Вопрос задать)
- Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
Работа с таблицей
Имя существительное кто? что? тройка лошадей, дружная семёрка | Имя числительное сколько? три товарища семь тетрадей сто дней второй год пятый дом шестой класс третий месяц |
Имя прилагательное какой? какая? какое? семидневный поход, двойная подкладка | |
Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия, утроить энергию |
Вас прошу я постараться,
С частями речи разобраться:
Текст на карточке понять
В две колонки расписать.
Вопросы задавайте, вы знаете какие.
В правую - числительные, в левую - другие
-
IV Синтаксическая роль имени числительного
Числительное уникально, в этом нет сомнения.
Может быть сказуемым или дополнением.
Может быть предметом спора, то есть подлежащим.
Может быть определением с вопросом подходящим
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения
V. Стремимся знания на деле применять.
Смекалку кругозор к решенью подключать.
Попробуем мы ребусы нелегкие решить,
Числительные нужно нам скорей восстановить
(работа с ребусами)
- Подведение итогов урока.
Какое интересное знакомство!
Сказать мы можем смело, без притворства.
Занятие, бесспорно поучительное,
Мы рады встрече с именем числительным.
Ну а сейчас, друзья, без промедления,
Напомните его определение.
Хочу числительное в тексте отыскать.
Скажи, какой вопрос должна задать?
Среди числительных разряды выделяются
Кто может сказать, как они называются.
Наш урок подошел к завершению.
Поделитесь со мной впечатлениями.
Если все вам понятно и тема хорошая,
Хлопните дружно три раза в ладоши.
Если трудно запомнить или что-то иное
Тогда топни три раза под партой ногою.
Вас хвалю за смекалку и за старание.
Пусть успешными будут ваши все начинания.
Пусть с ответом рука смело тянется вверх.
Не сдавайтесь, упорных ожидает успех.
IV. Домашнее задание.
- Исследовательское. Найти примеры использования числительных в русских народных сказках. Какие числительные в них используются чаще всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
План-конспект урока русского язык, 8 класс
Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....