Выступление на РМО
материал по русскому языку на тему

Корниенко Елена Сергеевна

Формирование регулятивных навыков развития на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_uch._russkogo_yazyka_i_literatury.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование регулятивных навыков развития на уроках русского языка»

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, т.е. регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным УУД (далее  РУУД)  придаётся  особое  значение  при современном обучении.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку.

Ученик учится планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Проблемный метод обучения, диалоговые технологии, практическая направленность уроков и занятий — всё это позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Но особое значение   в развитии регулятивных УУД имеет систематическая практика по работе с типовыми заданиями (задачами), направленными на актуализацию регулятивных действий у обучающихся. Задания, разработанные на основе типовых задач, необходимо систематически использовать на уроке, что при регулярной практике станет мощным фактором развития РУУД. Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий:

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи (задания)

Целеполагание: умеет формулировать и удержи- вать учебную задачу.

Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и про-

стейшим алгоритмам; самостоятельно устанавли- вать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные планирования.

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определением последовательности действий. Например, определить «Что сначала нужно сделать, а что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно сделать, чтобы полу- чился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах.

Регулятивные  осуществления  учебных  действий предусматривают установление обучающимися связи между за- данным условием и применением определённой формы для выпол- нения задания. Эта группа задач предполагают выполнение  заданий:

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»,

«Найди лишнее слово»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятель- ности; может определить возможный вариант от- вета, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и про- гнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы:

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль результата работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?»,

«Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?».., «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…»,

«Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе

его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и това- рищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные коррекции нацелены на работу с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений

в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок слов в предло- жении…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной по- лученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже г товым критериям или выработанным в совместной деятельности

с учителем оценить результат деятельности или процесс его выпо нения.

Это такие типовые задачи, как «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения раз- личных задач.

Регулятивные саморегуляции. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера, дыхательной  гимнастике.

Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля. В своей работе использую наиболее эффективные приемы формирования самоконтроля: Выделение орфограмм зелёной пастой.

Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое   правило.   И    так   на   протяжении   всей   начальной   школы   зелёная        паста

«путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам. Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:  большая буква в начале предложения, в именах собственных;

  • знаки препинания в конце предложения;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;
  • двойные согласные.

Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.

Орфографическое проговаривание.

О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в  качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать    слово

«как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием.

Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой

Специально организованное списывание.

Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во- первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх шагов/


Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

  1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

  1. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том        числе        и        еще        не        изученные. К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на


самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в  тексте.  Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь  низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

«Метод Буратино».

Приём, предложенный М.М. Разумовской , который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например, в о да, кру г .а к

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

-

проговариваю;

-

определяю

орфограмму;

вспоминаю

правило;

-

применяю

его;

-

пишу;

- проверяю.

Комментирование может быть двух видов :

  1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишу и).

  1. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной  орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три  карточки – ключа.


Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

Работа с «Орфографическим словариком».

Работаем над одной группой слов неделю. В первый день знакомимся со словами (использую картинки, загадки, стихи). Проговариваем их хором, затем по одному орфоэпически, выделяем «трудное» место. В тетрадь записываем слова зелёной пастой столбиком, пропустив «трудное» место, ставим ударение. Вставляем пропущенные буквы, проверяем по словарю , прочитываем слова орфографически. На второй день - списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На третий день – индивидуальная работа со словариком. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слов проверяется. Дети пишут слова под диктовку или используют перфокарты, на которых словарные слова с пропущенными буквами.

Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно. И всегда ребёнок может проконтролировать себя по первой части словарика.

Диагностика ошибок позволяет видеть картину усвоения слов каждым учеником и класса в целом. Подбираются виды упражнений, направленных на коррекцию

для всего класса или индивидуально по заданиям из второй части словарика. Дети их могут выполнять как на уроке, так и дома.

Можно привести в качестве примера следующие регулятивные задания (задачи), разработанные на учебном материале предмета «Русский язык» и ориентированные на обучающихся 5-х классов.

Целеполагание

Задание № 1. «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 

Цель выполнения задания: формирование умения определять цель урока, исходя из темы урока.

Тема урока «Неопределенная форма глагола».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  1. Дать определение глаголу.
  2. Мне нравится искать глаголы в тексте.
  3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание № 2. «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану».

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какой вопрос отвечает?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

.

Планирование

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

   Задания:

   1.Какие морфологические признаки имени существительного вам известны?

   2.У имени существительного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над  параграфом и найдите эти  признаки.

   3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану.

   4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.

Контроль

Задание «Проверь знания у соседа».

      Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

      Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану,

рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько

человек представляют классу свой ответ.

      План.

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие  способы словообразования вы знаете?
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Что такое словообразовательная цепочка?

      Практическое задание: 

учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются

соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека

делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей

проверки).

     Практический блок: 

1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек,  выход,

листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность,

обогревательный.

Прогнозирование

Тема: «Фонетический разбор слова».

  Задание:

  1.Выполните фонетический разбор выделенного слова.

  2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора?

  3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении

разбора?

  4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова?

Хорошим подспорьем в формировании и развитии РУД выступает также и современный учебник. В новых учебниках с грифом ФГОС материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем и самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Систематическая работа по развитию РУУД позволяет надеяться, что за годы обучения в школе ученики смогут получить необходимый для личностного становления регуляторный опыт, который составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации подростка в будущем.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство об- разования и науки Российской Федерации.— М.: Просвещение, 2011

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: по- собие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011.

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобраз. Организаций. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.- М. Просвещение, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...