Приобщение детей к художественной культуре.
статья по русскому языку на тему
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
Сухомлинский В.А.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: вед книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, ХХI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудие и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий:
Книжный уголок
Ежедневное чтение произведений художественной литературы
Изготовление книг-самоделок(полечим книгу)
Ознакомление детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)
Организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям худ. Литературы.
Придумывание рассказов, загадок, сказок.
Организация вечеров загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.
Литературно-музыкальные праздники
Конкурсы
Экскурсии в библиотеку
Посещение музеев
Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
В условиях семьи родители должны создать детям комфортную обстановку, способствующую проявлению живого интереса к книге. Чтение художественной литературы часто вызывает у детей сильные чувства, переживания.
Фольклор- наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны, необычны и в то же время просты.
Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создать радостное настроение, установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем.
Родители должны:
- продолжать приучать ребёнка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- помогать ребёнку правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
- зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению;
- продолжать работу по формированию интереса к книге, к слову;
- предлагать вниманию ребёнка иллюстрированные издания знакомых произведений;
- объяснить, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется восприятие прекрасного. Нельзя оставлять без внимания произведения поэтов и писателей России.
Очень большое значение имеет пересказывание детьми художественного произведения, а так же заучивание наизусть стихотворений.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Воспитание добрых чувств- одно из главных пунктов приобщения к художественному чтению. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно: · учить детей сравнивать, сопоставлять; формировать привычку доказывать, рассуждать; ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлена речевая зарядка.
Чтобы помочь детям переносный смысл форм малого фольклора, используются фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, ребенок запоминает поговорки, учится применять их к месту.
Развивать мышление и воображение очень полезно и важно для школьника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь дети могут изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.
Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....
обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"
Более 20-ти лет назад, появился ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...
Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре
Обобщение опыта по теме «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .Эта тема наиболее актуальна в наш...
Сретенские чтения - 2015. Тема выступления на семинаре: "Музыкальное искусство как способ приобщения детей к православной культуре"
Духовная музыка - "камертон" всей музыкальной культуры России...
Приобщение детей к национальной культуре
Приобщение детей к национальной культуре...
Приобщение детей к национальной культуре
Приобщение детей к национальной культуре...
Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»
Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребенка....