Приобщение детей к художественной культуре.
статья по русскому языку на тему

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

 

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

«Чтение-это окошко, через   которое дети видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                  Сухомлинский В.А.

      Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: вед книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.

           Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

              Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

      По заверениям ученых, ХХI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудие и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

        Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий:

Книжный уголок

Ежедневное чтение произведений художественной литературы

Изготовление  книг-самоделок(полечим книгу)

Ознакомление  детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование  по произведениям худ. Литературы.

Придумывание рассказов, загадок, сказок.

Организация вечеров загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.

Литературно-музыкальные праздники

Конкурсы

Экскурсии в библиотеку

Посещение музеев

 Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

               В условиях семьи родители должны создать детям комфортную обстановку, способствующую проявлению живого интереса к книге. Чтение художественной литературы часто вызывает у детей сильные чувства, переживания.

           Фольклор- наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны, необычны и в то же время просты.

             Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создать радостное настроение, установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведений об окружающем.

             Родители должны:  

- продолжать приучать ребёнка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- помогать ребёнку правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его       героям;

- зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению;

-  продолжать работу по формированию интереса к книге, к слову;

- предлагать вниманию ребёнка иллюстрированные издания знакомых произведений;

- объяснить, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

             При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется восприятие прекрасного. Нельзя оставлять без внимания произведения поэтов и писателей России.

             Очень большое значение имеет пересказывание  детьми художественного произведения, а так же заучивание наизусть стихотворений.

             Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

             Воспитание добрых чувств- одно из главных  пунктов приобщения к художественному чтению. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно: · учить детей сравнивать, сопоставлять; формировать привычку доказывать, рассуждать; ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;  упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

               Важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлена  речевая зарядка.

Чтобы помочь детям переносный смысл форм малого фольклора, используются фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, ребенок  запоминает поговорки, учится  применять их к месту.

Развивать  мышление и воображение очень полезно и важно для школьника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь дети  могут изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

    Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....

обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"

Более 20-ти лет назад, появился  ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...

Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре

Обобщение опыта по теме  «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .Эта  тема наиболее актуальна в наш...

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре...

Приобщение детей к национальной культуре

Приобщение детей к национальной культуре...