Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.
статья (французский язык, 8 класс) на тему

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках  реализации концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности.

                      Актуальность данной проблемы обусловлена как изменением контекста развития образования в целом, так и языкового образования в частности. Одним из основных принципов. на которых основывается государственная политика в области образования является его гуманистический характер.

           В соответствии с современными тенденциями развития образования, современный учебно-воспитательный процесс всё больше обращается к гуманизации образования, отдающей приоритет нравственно-эстетическим ценностям. Культура и образование являются теми сферами, через которые осуществляется процесс развития и формирования личности. Образовательная стратегия нашей гимназии также  нацелена  «на становление гуманитарно-образованной, творческой, ориентированной на достижение жизненного успеха личности». Одним из основных направлений в области образования является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Гуманитарные предметы, в том числе и французский язык, призваны сыграть в этом процессе важную роль . Чем больше в преподавании французского языка мы обращаемся к культурологической функции, тем эффективнее осуществляется гуманитарное формирование личности.

                           Практическая значимость настоящего  исследования нашла своё отражение

в создании авторской программы по предмету «Художественная культура Франции». Изучение художественной культуры Франции на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой Франции различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации, развитие мотивации к дальнейшему овладению французским языком, развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей, силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир гимназиста, его нравственность, эстетическую восприимчивость, способствующее интегрированию знаний учащихся в области французского языка.

                             Данное направление моей педагогической концепции лежит в основе существующего в гимназии театра «Modus vivendi» на иностранных языках, а также в проведении Недели иностранного языка и в подготовке к различным конкурсам и олимпиадам. Разработаны учебно-педагогические технологии: литературные композиции, праздники, предметные вечера, инсценировки, конференции и др., содержание которых направлено на расширение представлений школьников о французской художественной культуре.

                              Концептуальность данного опыта заключается в своеобразном варианте программы «Мировая художественная культура» и не имеет аналогов. Новизна

заключается в том, что не существует подобных реализаций данного направления на базе средней школы. В основе концепции заложены принцип  воспитания эстетической  и художественной культуры личности, а именно:

. Связь воспитания с жизнью.

. Единство воспитания, обучения и развития.

. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности - суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

. Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества личности.

Исходя из вышеперечисленных принципов, следует, что цель воспитания художественной культуры - формирование и развитие творческой личности. Постоянная потребность в познании искусства, как основы жизненного творчества, отражает уровень культуры народа.

Воспитание художественной культуры - это не только формирование потребности личности в общении с искусством и его эстетической оценке, но развитие и реализация художественно-творческих способностей, перенос их в другие сферы жизнедеятельности человека.

Аспект обучения иностранным языкам с постоянным обращением к художественной культуре страны изучаемого языка рассматривался в ряде публикаций российских педагогов, как А.А.Брагиной, Л.Г.Ведениной, Е.М.Верещагина, Л.Н.Жирновой, В.Г.Костомарова, Ж.Я.Лопасовой, С.Н.Никоновой, В.В.Ощепковой, В.В.Сафоновой, Г.М.Черновой и др., а также зарубежных - Ж.-Л. Беакко, Ж.Куртийона, Р.Марти, Ф.Миле, Л. Порше, Ж.П.Фишу и др. Суть направления в том, что культурно-исторический материал рассматривается как органический элемент всей системы преподавания в целом, язык изучается не сам по себе, а на материале жизни и культуры страны изучаемого языка, что позволяет в значительной мере повышать воспитательную и образовательную роль иностранного языка.

                                 В основе ведущей педагогической идеи  работы лежит формирование духовно – нравственной личности ребёнка посредством французской художественной культуры.

                                  Результативность опыта можно проследить по  результатам анкетирования. По окончании проведённых занятий было отмечено, что осуществление  воспитательных занятий имело положительное воздействие на формирование личности в гуманитарном направлении:  развитие интереса к культуре;  предпочтение гуманитарным предметам;  расширение кругозора;  более полного осознания гуманных качеств личности.

                                   Приложение к основному исследованию авторская программа «Художественная культура Франции».

I.Пояснительная записка.

Понимать искусство — обязанность каждого.

Клод Левек

Рабочая программа по художественной культуре Франции для 8 класса разработана на основе:

·       Федерального компонента государственного стандарта общего образования

·       авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»

1. Цель и задача предмета «Художественная культура Франции».

Изучение художественной культуры Франции на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой Франции различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации, развитие мотивации к дальнейшему овладению французским языком, развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей, силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир гимназиста, его нравственность, эстетическую восприимчивость, способствующее интегрированию знаний учащихся в области французского языка.

Задачи:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей  французской культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в  художественной культуре Франции, её характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в культуре страны изучаемого языка;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре и искусству;
  •  развитие эстетического вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной культурой и самообразованию в области искусства
  • способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции..

2.Общая характеристика учебного предмета.

  • Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
  • Программа «Художественная  культура Франции» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы «Мировая художественная культура».
  • Актуальность программы.
  • Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена  необходимостью устранить противоречия между требованиями общеобразовательной программы по предмету «Французский язык» и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, то есть участии в городском и российском конкурсе по страноведению, многочисленных всероссийских олимпиадах,  реализовать свой творческий потенциал в театральных фестивалях на иностранных языках, В российской школе запланировано программой определенное количество часов на изучение французского языка, и оно ограничено. Несмотря на странички раздела "Civilisation" в учебнике "L`oiseau bleu-7-8" материал по культуре Франции представлен очень скудно.
  • Программа по предмету предназначена для первоначального знакомства учащихся гимназии с  художественной культурой Франции. Ведущая идея программы - становление человека не просто знающего, но и умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, понимающего и эмоционально воспринимающего искусство.
    Курс не содержит полного перечисления всех явлений  художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать основные художественные идеи .

3.Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Количество часов в полугодие – 16 ч.

 Содержание программы полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы.

Уровень рабочей программы – базовый.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

—   формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

—   развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

—   накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

—   формирование творческого отношения к проблемам;

—   развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

—   гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

           - осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

              -воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

-соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем многообразии его видов и жанров;

-способность воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства;

-сформированные навыки индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

 Метапредметные:

—   анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

-понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств;

-анализировать специфику воплощения жизненных проблем во временных искусствах;

- воспринимать слово и звук как «первоэлемент» образного смысла;

-участвовать в коллективной художественной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций;

-эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные образы в различных видах художественного творчества;

-находить в сети Интернет или выбирать из собственной коллекции музыку, раскрывающую или дополняющую литературные образы;

-участвовать в разработке и оформлении коллективного проекта с применением ИКТ;

- воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

-самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

Предметные:

-осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку,

- природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально-нравственной позиции личности;

-осознавать значение искусства в жизни современного человека;

-рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;

-эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

- уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

—   ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

—   владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

—   высказывать собственное отношение к произведению искусства;

—   использовать древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;

—   понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;

—   оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;

—   различать в общих чертах специфику и виды живописи и архитектуры;

—   собирать и классифицировать художественную коллекцию песен;

—    воспринимать оперу как вид музыкально-театрального искусства;

—    осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах

II.Содержание учебного предмета.

Универсальные учебные действия

Познавательные

Сравнение, нахождение общего признака, нахождение отличий, выделение главного, классификация, постановка проблемы, формулировка определения, эвристическое исследование, проектирование, закрепление знаний.

Коммуникативные

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей (партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками.

Личностные

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание;  прогнозирование; контроль;  коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

III.Тематическое планирование

1.Введение в предмет.- 2 часа

2.Поэзия.- 2 часа.

3.Музыка.- 4 часа.

4.Мода. – 1 час

5.Скульптура.- 1 час.

6.Живопись. – 1 час.

7.Кино. – 1 час.

8.Архитектура. – 1 час.

9.Литература. – 1 час.




IV.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

11.

Введение в предмет « Художественная культура Франции». Особенности и исключительность французской культуры. Национальная культура как отражение характера народа. Художественная культура Франции как мировое достояние.

1 (4 сентября)

22.

Символический характер искусства. Художественные символы Франции. Художественные образы Франции.

38 памятников наследия ЮНЕСКО.

Эйфелева башня. Музей Лувр. Дворец Версаль. Замки долины Луары. Собор Парижской богоматери. Дворец Фонтенбло.

1 ( 11сентября)

3.

 Французские поэты.

Проект «Литературная гостиная. Французская поэзия»

2 (18-25 сентября)

44.

Музыка. Классическая музыка (Филипп Фенелон).Оперное искусство(Бизе «Кармен»)

1 (2 октября)

55.

Современная популярная музыка во Франции. Тенденции в современной французской  музыкальной сфере. Песни.

2 (9-16 октября)

 6.

Фантастическое путешествие в мир мюзикла. Становление мюзикла во Франции.

1 ( 23 октября)

77.

История развития системы моды во Франции. Развитие искусства моделирования одежды и искусства парфюмерии (изготовление духов). Высокая мода во Франции. Музеи моды.

1 (30 октября)

88.

Скульптура (Роден, Цадкин)

1 (13 ноября)

99.

Живопись . Романтизм во французской  живописи: время возникновения, основные черты и особенности. Импрессионизм ( история возникновения). 180 лет со дня рождения Эдгара Дега. Экспрессионизм. Фовизм. 145 лет со дня рождения Анри Матисса. Искусство Франции  20 века (Клод Левек)

1 ( 20 ноября)

110.

Кино. Историческая справка по французскому кинематографу. Знаменитые французские  режиссёры и актёры. Кинофестивали. Современное состояние французского кинематографа. Музей кино.

1 (27 ноября)

111.

Французская литература. Этапы становления литературы Франции. От «Песни о Роланде» до Фредерика Бегбедера (французская  литература эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, 20 века). Французские писатели-юбиляры: Оноре де Бальзак, Сирано де Бержерак, Вольтер, Жорж Санд. Книжные сокровища Франции. Французские книги-юбиляры. «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери -самая продаваемая французская книга в мире

1 (4 декабря)

112.

Архитектура. Готическая культура Франции. Божественная гармония готического храма. Замки Луары.

1 (11 декабря)

113.

Контрольный тест.

1 (18 декабря)

114.

Театральный проект «Традиции празднования Рождества во Франции»

1 (25 декабря)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания

Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....