Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Обобщение опыта по теме «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .
Эта тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства и творчеству. Приобщение детей к народной культуре – прямой путь к решению задачи о бережном отношении и любви к народному творчеству.
Цель данной работы: создание в школе единой учебно-воспитательной системы по приобщению учащихся к народному творчеству.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу по данной теме.
- Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к народному творчеству;
- Определить приемы и методы в работе.
- Определить направления в работе по приобщению учащихся к народному творчеству
- Собрать материал и провести открытое мероприятие и урок по заданной теме (СЛАЙД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель изобразительного искусства
Очерет Галина Николаевна
МКОУ Шараповской ООШ
Чеховского района
Московской области
Обобщение опыта по теме «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .
Эта тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства и творчеству. Приобщение детей к народной культуре – прямой путь к решению задачи о бережном отношении и любви к народному творчеству.
Цель данной работы: создание в школе единой учебно-воспитательной системы по приобщению учащихся к народному творчеству.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу по данной теме.
- Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к народному творчеству;
- Определить приемы и методы в работе.
- Определить направления в работе по приобщению учащихся к народному творчеству
- Собрать материал и провести открытое мероприятие и урок по заданной теме (СЛАЙД).
В современных условиях развития общества актуальным является направленность образования на культурное, моральное и духовно-нравственное развитие личности школьника, что нашло отражение в Федеральных государственных стандартах «второго поколения» (ФГОС).
При работе над данной темой изучались различные источники о значении народной культуры для эстетического, духовно-нравственного воспитания и общего развития школьников.
Исследователь Т.Я. Шпикалова пишет, что народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Васильева К.В. и Гусев Д.А. считают, что если у современного человека отнять обычаи, обряды, фольклор, народные праздники – он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближними. Зиновьева М.В. считает, что через художественный и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважение к своему труду и к людям труда (НА СЛАЙДЕ ФАМИЛИИ).
Основными направлениями в работе со школьниками по приобщению их к народному творчеству культуре являются:
1) просветительско-ознакомительное (слушание, сопереживание, эмоциональный отклик, беседы по темам, знакомство с художественными произведениями) (СЛАЙД: школьный краеведческий музей)
2) поисково-собирательское (поиск и записывание частушек, народных песен, орнаментов, применяемых в русской народной одежде как в праздничной так и повседневной, общение с носителями традиционной народной культуры; (СЛАЙД: школьный музей)
3) исполнительско-репродуктивное (использование образцов росписи, участие в художественных выставках и праздниках, вовлечение учащихся в художественные студии, кружки); (СЛАЙДЫ С ФОТО)
4) креативно-созидательное (приобщение детей к творческой деятельности). (СЛАЙДЫ ФОТО)
При знакомстве с народным творчеством на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности применяются педагогические методы, такие как:
1. Построение геометрического и растительного орнамента, учащиеся придумывают узоры для различных бумажных силуэтов, украшают вылепленные изделия росписью.
2. Беседа как путь накопления теоретических знаний;
3. Чтение и слушание книг и сказок как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;
4. Пение и прослушивание различных народных песен, попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
Система уроков в рамках темы «Народные промыслы» позволяет освоить элементы и приемы росписи по дереву (СЛАЙД).
Во 2-4 классах учащиеся узнают о народных промыслах из рассказов учителя.
В 5-6 классах ученики устраивают выставки изделий народных промыслов и сами выступают в роли экскурсоводов (СЛАЙД)
В 7-9 классах готовят проекты и рефераты.
И как итог проводим обобщающий урок «Жемчужины русских промыслов» (СЛАЙД). Традиционно в школе проводим фольклорный праздник «Масленица» (СЛАЙДЫ). В процессе подготовки к этому празднику учащиеся приобщаются к культурному наследию русского народа.
ВЫВОДЫ
Соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, школьник испытывает гордость за свой народ, у него пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"
Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (2 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (3часть)....
Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...