Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Очерет Галина Николаевна

Обобщение опыта по теме  «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .

Эта  тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства и творчеству. Приобщение детей к народной культуре – прямой путь к решению задачи о бережном отношении и любви  к народному творчеству.  

Цель данной работы: создание  в школе единой учебно-воспитательной системы по приобщению учащихся к народному творчеству.

Задачи:

  1.  Изучить педагогическую литературу по данной теме.
  2. Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к народному творчеству;
  3. Определить приемы и методы в работе.
  4. Определить направления в работе по приобщению учащихся к народному творчеству
  5. Собрать материал и провести открытое мероприятие и урок по заданной теме (СЛАЙД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель изобразительного искусства

Очерет Галина Николаевна

МКОУ Шараповской ООШ

Чеховского района

Московской области

Обобщение опыта по теме  «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .

Эта  тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства и творчеству. Приобщение детей к народной культуре – прямой путь к решению задачи о бережном отношении и любви  к народному творчеству.  

Цель данной работы: создание  в школе единой учебно-воспитательной системы по приобщению учащихся к народному творчеству.

Задачи:

  1.  Изучить педагогическую литературу по данной теме.
  2. Содействовать возрождению национальной культуры, любви к Родине, к народному творчеству;
  3. Определить приемы и методы в работе.
  4. Определить направления в работе по приобщению учащихся к народному творчеству
  5. Собрать материал и провести открытое мероприятие и урок по заданной теме (СЛАЙД).

В современных условиях развития общества актуальным является направленность образования на культурное, моральное и духовно-нравственное развитие личности школьника, что нашло отражение в Федеральных государственных стандартах «второго поколения» (ФГОС).

При работе над данной темой изучались различные источники о значении народной культуры для эстетического, духовно-нравственного воспитания и общего развития школьников.

 Исследователь Т.Я. Шпикалова пишет, что народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Васильева К.В. и Гусев Д.А. считают, что если у современного человека отнять обычаи, обряды, фольклор, народные праздники – он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближними. Зиновьева М.В. считает, что через художественный и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважение к своему труду и к людям труда (НА СЛАЙДЕ ФАМИЛИИ).

Основными направлениями в  работе со школьниками по приобщению их к народному творчеству культуре являются:

1)        просветительско-ознакомительное (слушание, сопереживание, эмоциональный отклик, беседы по темам, знакомство с художественными произведениями) (СЛАЙД: школьный краеведческий музей)

2)        поисково-собирательское (поиск и записывание частушек, народных песен, орнаментов, применяемых в русской народной одежде как в праздничной так и повседневной,  общение с носителями традиционной народной культуры; (СЛАЙД: школьный музей)

3)        исполнительско-репродуктивное (использование образцов росписи, участие в художественных выставках и праздниках, вовлечение учащихся в художественные  студии, кружки); (СЛАЙДЫ С ФОТО)

4)        креативно-созидательное (приобщение детей к творческой деятельности). (СЛАЙДЫ ФОТО)

При знакомстве с народным творчеством на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности применяются педагогические методы, такие как:

1.        Построение геометрического и растительного орнамента, учащиеся придумывают узоры для различных бумажных силуэтов, украшают вылепленные изделия росписью.

2.        Беседа как путь накопления теоретических знаний;

3.        Чтение и слушание книг и сказок как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

4.        Пение и прослушивание  различных народных песен, попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

        Система уроков в рамках темы «Народные промыслы» позволяет освоить элементы и приемы росписи по дереву (СЛАЙД).

Во 2-4 классах учащиеся узнают о народных промыслах из рассказов учителя.

В 5-6 классах ученики устраивают выставки изделий народных промыслов и сами выступают в роли экскурсоводов (СЛАЙД)  

В 7-9 классах готовят проекты и рефераты.

И как итог проводим обобщающий урок «Жемчужины русских промыслов» (СЛАЙД). Традиционно в школе проводим фольклорный праздник «Масленица» (СЛАЙДЫ). В процессе подготовки к этому празднику учащиеся приобщаются к культурному наследию русского народа.

ВЫВОДЫ

Соприкасаясь  с народным декоративно-прикладным искусством,  школьник испытывает  гордость за свой народ, у него пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...