Приобщение детей к национальной культуре
материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
М.Н.Местюкова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ У НИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИГРУШЕК.
Приобщение детей к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в детстве.
Целью этнокультурного воспитания обучающихся является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.
Формирование этнокультурных компетенций — длительный и сложный процесс, который необходимо строить так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности обучающиеся увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
В образовательной деятельности по формированию этнокультурной компетенции используются следующие технологии:
Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у обучающихся был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей школьного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Технология коллективного творческого дела - это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.
Технология проектной деятельности. Формирует у обучающихся навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.
Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.
Технология интегрированного обучения. Соединяет знания из разных областей на равноправной основе дополняя друг друга.
Использование разнообразных форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, они сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.
Таким образом, этнокультурное воспитание заключается в формировании у детей этнического самосознания на основе традиций народов России, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх, изготовлении традиционных игрушек и национальных кукол и т.п. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. В игровой форме дети знакомятся с различными бытовыми ситуациями. На примере изготовления традиционных игрушек педагог помогает детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев и обрядов народов России.
Формируя этнокультурную компетентность обучающихся, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
Литература:
1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: Монография. –СПб: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М.: ЦГЛ,2004.Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ОУ. Авторы- составители: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр педагогического образования» 2007г.
3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М.:АРКТИ, 2003.
4. Макейкина, Ю.С. Этнокультурное образование дошкольников [Электронный ресурс]
5. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. /М.: Дрофа, 1998/
6. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,
7. Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ОУ.
Мастер-класс по изготовлению древнеславянского оберега из ниток
Теоретическая часть.
Древние славяне делали обереги, полагая, что они защищают в повседневной жизни и в военное время. Каждый оберег имел свое значение. Квадратный оберег, сплетенный на двух палочках, символизировал дом, шестиугольник – мужчину, восьмиугольник – женщину.
С древнейших времен крест является одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации – огонь. С того момента, как человек научился добывать огонь, крест равно почитался всеми народами мира на протяжении всей истории человечества.
Солнечный символ изготавливают из красных, желтых и оранжевых ниток. Для этого берут два аккуратно сломанных березовых прута и складывают крестом. Береза, по поверьям, счастливое солнечное дерево. Прутья скрепляют, обматывая место соединения несколько раз красной нитью. Затем той же нитью начинают обматывать прутья. Сделав оборот вокруг перекладины креста, протягивают нить слева направо, по ходу солнца, до другой перекладины, делают виток нитью, протягивают ее к третьей, и так далее.
Когда нить заканчивается, к ее концу привязывают нить оранжевого цвета и продолжают, расширяя круг за кругом, обматывать перекладины креста, чередуя красные, желтые и оранжевые концентрические окружности, имитируя расходящееся сияние солнца, пока не получится фигура требуемых размеров.
Древнеславянская символика цвета:
- белый цвет – святыня, святость;
- зеленый – жизнь;
- синий – тайна;
- красный – жертвенность;
- оранжевый – благодать Божию и его присутствие;
- желтый – цвет тепла и любви;
- сиреневый – грусть, печаль;
- пурпурный – победа;
- багряный – цвет величия;
- бирюзовый – цвет молодости;
- розовый – цвет детства;
- черный – цвет пустоты и отсутствия счастья.
Черный цвет, соединенный с синим, символизировал тайну, а черный с зеленым – старость. Красный цвет может согреть, защитить, и одновременно – это цвет красоты. Фиолетовый цвет – мудрость; красный, желтый, оранжевый – цвета солнца; серый – цвет спокойствия.
Цвет оберега подбирался очень тщательно. Считалось, что различные цвета могут определенным образом влиять на человека.
В одном изделии можно произвольно менять цвет, создавая разнообразный цветовой ритм, который можно рассматривать как пожелание счастья и удачи.
Миниатюрными изделиями можно украсить одежду. Из нескольких оберегов можно собрать композицию. Например, на крупном «каркасе – дом» собрать генеалогическое дерево, рассказывающее о подвигах предков условным языком орнамента. При этом можно использовать металлическую проволоку, леску, льняные нитки, высушенную траву.
Материалы и инструменты.
При изготовлении солнечных символов или оберегов, украшений рекомендуется иметь следующие материалы и инструменты:
- деревянные палочки разного размера в зависимости от вида изготовляемого изделия;
- нити для плетения как можно более разнообразного цвета, соответствующего древнеславянской символике;
- клей ПВА или другого вида;
- прочная нить для подвешивания изделия;
- деревянные или стеклянные бусины;
- ножницы.
Технологическая последовательность.
Для солнечных символов и оберегов деревянные палочки (шпажки) нужно подточить с обоих концов до толщины, необходимой для надевания бусин.
Далее изделие выполняется в следующем порядке:
- сложить две палочки крест-накрест, совмещая центры;
- выполнить переплетение центра, стараясь как можно плотнее стянуть нитью палочки;
- далее вести переплетение нитью так, чтобы ниточка обвивала каждую палочку снизу;
- плетение следует вести по часовой стрелке (посолонь, по солнцу);
- во время плетения можно менять цвет нити, привязав к кончику старой нити новую, другого цвета; причем, узелок нужно завязывать как можно ближе к палочке, чтобы последующими витками примотать кончики к палочке;
- когда плетение достигнет нужного размера, кончик нити приклеить к палочке;
- на кончики палочек нанизать и приклеить бусины.
При изготовлении украшений плетение следует вести на зубочистках, на прочную нить нанизать деревянные бусины, присоединить плетеные элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства
Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...
Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства
Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...
обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"
Более 20-ти лет назад, появился ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных ру...
Приобщение детей к художественной культуре.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познава...
Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...
Приобщение детей к национальной культуре
Приобщение детей к национальной культуре...
Семинар – практикум для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре»
Цель: повышение профессионального уровня педагогов по воспитанию ребенка в мире национальной культуры через народное декоративно – прикладное искусство, произведения устного народного ...