обобщение передового педагогического опыта "Приобщение детей к народной культуре через фольклор"
материал на тему
Более 20-ти лет назад, появился ансамбль народной песни «Зоренька». Цель этого коллектива – изучение народного фольклора, подбор народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных русских, украинских, кубанских народных потешек, игр, пословиц, поговорок. Определившись с целью и задачами образовательной деятельности и накопив достаточный фольклорный материал, коллектив под моим руководством проводили праздники и развлечения по народному календарю, например, Масленицу, Колядки, Троицу, а также знакомить детей с народной игрой, хороводом, песней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа дополнительного образования по народному пению | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия
на образовательную программу дополнительного образования детей
«Народное пение».
педагога дополнительного образования Овагьян Надежда Владимировна.
Образовательная деятельность: данная программа направлена на обучение детей народному пению, воспитание музыкального вкуса на основе изучения народной песни, возрождения кубанских традиций, развитие природных вокальных данных воспитанников.
Общая характеристика программы: программа дополнительного образования «Народное пение» реализуется в объединении «Зоренька».
Программа разработана и адаптирована для детей в возрасте от 5 до 17 лет. Реализуется в течении четырех лет.
Новизна программы заключается в том, что в основе обучения лежит знакомство с народными обрядами, праздниками, обычаями нашего региона. Данный метод является проводником одного из важных элементов национально-регионального компонента содержания образования.
Отличительной особенностью данной программы от традиционного подхода к обучению фольклору является, прежде всего, то, что детям предлагается поступенчатое обучение: ребенок при необходимости может повторить курс обучения, а может раньше срока перескочить с одной ступени на другую или пропустить ступень. Это позволяет набирать в коллективе детей разного возраста в течении всего учебного года и срока реализации программы и, в зависимости от природных склонностей, возраста, наличия задатков, способностей, навыков, уровня готовности к освоению программного материала предлагать им заниматься в той или иной группе.
Программа предусматривает групповое, индивидуальное обучение детей и обучение в малых группах.
Творчество педагога просматривается в обосновании и разработке содержания единого образовательного пространства, созданного на основе изучения народной культуры и ведущей к становлению личности. Реализация программы ведется на основе разнообразных форм и методов, способствующих усвоению детьми программных установок в соответствии с возрастными особенностями.
Введение в деятельность детского объединения подготовку и проведение праздников народного календаря, активное участие в концертной деятельности села, района позволяет эффективно достигать программных целей и добиваться получения детьми комплекса специальных знаний и навыков в музыкальном фольклоре, а также формирования таких качеств личности как, отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенности в себе.
Материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования: стимулируют познавательную деятельность ребенка, развивают коммуникативные умения, создают социокультурную среду общения, способствуют развитию творческих способностей личности, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию, способствуют профессиональному самоопределению.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного и школьного возраста.
Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения воспитательно-развивающего результата.
Рабочая программа дополнительного образования «Народное пение» рассмотрена на заседании программно-методической комиссии, утверждена на педагогическом совете (Протокол № 1 от 28.08.13 г.) и рекомендована к применению.
Зам. директора по УВР
МБОУ ДОДЦРТДЮ Берестова Г.В.
Пояснительная записка
Направленность программы: направленность дополнительной образовательной программы «Народное пение» - художественно-эстетическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Адаптированная образовательная программа была создана с учетом требований современного дополнительного образования, с учетом развития культуры, возрождения традиций кубанского казачества. Программа составлена на основе действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой; «Терем» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенка» М.В. Хазовой; «Оберег» Е.Г. Ворониной; «Раёк» ИВ. Новичковой, НИ. Кубышиной,
Программа предназначена для занятий в объединении хорового пения, где занятия проводятся с детьми, имеющими склонности к вокальной деятельности. Данная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся. А также направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирования общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся и оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка.
Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья детей.
Новизна программы заключается в том, что в основу ансамблево- хорового обучения положен синтез трех начал:
- игровой метод обучения;
- эмоционально-насыщенное общение;
- предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у воспитанников ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к сценическому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через хоровое и ансамблевое пение.
В объединении «Зоренька» занимаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят народную музыку и желают научиться красиво петь и двигаться на сцене.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками народного пения, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Народное пение», направленная на духовное развитие обучающихся и возрождение народных певческих традиций.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям научиться профессиональным практическим вокальным приемам, получить навыки ансамблевого пения для использования в дальнейшей творческой деятельности.
Так как в объединение приходят дети, увлеченные народным пением, любые новшества, экспериментальные методики приветствуются воспитанниками, также успешно находят своего исполнителя возрожденные старинные песни, которые педагог совместно с детьми находит в старинных песенниках и в экспедициях.
Одной из основных задач программы также является обеспечение такого уровня знаний воспитанников, который бы позволил использовать полученные навыки при поступлении и учебе в высших и средних специальных учебных заведениях.
Цель программы - формирование творческой личности ребёнка, высокого уровня нравственности посредством приобщения к народной песне, сохранение певческих традиций.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Научить чисто интонировать;
- Научить правильной организации вдоха;
- Научить «мягкой» и «твёрдой» атаке звука;
- Научить петь «на опоре», «держать» дыхание;
- Научить воспитанника плавному голосоведению;
- Научить полной слитности исполнения всех партий.
Воспитательные задачи:
- Формировать правильную осанку;
- Воспитывать и прививать любовь к народной песне, обрядам;
- Изучать традиции и быт казаков Кубани;
- Воспитывать у детей трудолюбие и ответственность.
Развивающие задачи:
- Развивать музыкальный слух;
- Развивать диапазон голоса;
- Развивать пластику и мимику лица;
- Формировать музыкальный вкус;
- Развивать дикцию посредством артикуляции;
- Развивать чувство ритма.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих
Программа направлена на создание эффективной системы обучения, обеспечивающей высокое качество эмоционально-личностной вовлеченности детей в традиционную кубанскую культуру на основе последовательного освоения народной певческой традиции. Певческое развитие ребенка подразделяется возрастным группах и их возможностям:
- подготовительный период (1 год обучения) с 5-7 лет.
- базовый (2 год обучения) с 7-15 лет.
- профессионально- ориентированная подготовка (3 год обучения) с15-16 лет.
- профессионально- ориентированная подготовка (4 и 5 год обучения) с17-18 лет
Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих различные творческие и вокальные способности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Возраст обучающихся детей по программе составляет 5 – 17 лет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей воспитанников. Для детей младшего возраста применяется сюжетно-ролевые и обучающие игры.
Для подростков важно самоутверждение, самореализация, общение (ведущий вид деятельности для старших подростков), успешность. Для старшей группы делается упор на учебно-профессиональную деятельность.
Программа позволяет реализовать возрастные запросы каждого воспитанника.
Особенности возрастной группы программы
Программа адресована детям в возрасте от 7 до 17 лет
Младший школьный возраст (6-10 лет)
Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.
При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагогв – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона
Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью».
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
В программе учитывается, что у детей от 6 до 12 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основные из них - форсирование звука и неправильная артикуляция. Гимнастика голоса посредством пения основана, на изучении физиологии детского голоса.
Средний школьный возраст (10 – 15 лет)
Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15-18 лет)
Особенности голосового аппарата. 16-19 лет, юношеский возраст. Вокальные группы этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1. В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.
У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.
Важно знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. Данная программа руководствуется принципом «от простого к сложному» – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего школьника работа начинается с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу с вокалистом, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших школьников зависят от условий занятий: как при индивидуальном, так и при коллективном обучении. В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность обучающегося произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.
Состав детской группы – переменный (каждый ребенок, в зависимости от прохождения программы, может переходить из одной подгруппы в другую)
Сроки реализации программы
Реализация программы дополнительного образования «Народное пение» рассчитана на 5 лет обучения. Первый год- овладение вокальной техникой в пределах природных возможностей, выработка необходимых вокальных навыков, правильность звукообразования в процессе пения. Второй год – обучение средствам музыкальной выразительности, совершенствование работы над интонацией и образно-эмоциональным исполнением. Третий год – совершенствование вокальной техники воспитанников. Четвертый и пятый годы – подготовка воспитанников младшей группы к творческой мастерской, подготовка воспитанников старшей группы к поступлению в средние и высшие учебные заведения.
Форма обучения и режим занятий
Занятия вокалом проводятся в индивидуальной и групповой форме, сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен) и теоретическую части (объяснение понятий различных музыкальных терминов). В первый год обучения с детьми младшего школьного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, с детьми среднего и старшего возраста - 2 раза в неделю по 40 минут. Всего на одного ребенка количество учебных часов в год -72ч (индивидуально) и 144ч (групповые занятия). 2-3 – 4 и 5 годы обучения рассчитаны на 216ч (групповые занятия) и 72ч (индивидуально).
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты | Способы их определения |
Владение вокально-певческими навыками. Координация слуха и голоса. Повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха. Улучшение интонации. | Тестирование, собеседование (теория). Прослушивание. Слуховой анализ. |
Развитие чувства ритма, музыкальной памяти. Чувство ансамбля. Формирование чувства лада. Овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией. Умение петь по фразам. | Практические упражнения. Прослушивание. Слуховой анализ. Зачетное прослушивание |
Развитие музыкальности. Знание устройства и принципов работы голосового аппарата. Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях. Уверенное интонирование больших, малых и чистых интервалов в двухголосном звучании ансамбля. Умение слышать свой голос и понимать его функциональные значения. | Тестирование, собеседование (теория). Слуховой анализ. Практические упражнения. Творческие отчеты. Класс-концерты. Открытые занятия. |
Навыки концертно-исполнительской деятельности. | Концертные номера. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах. |
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Подбор репертуара, исполнение учебно-тренировочного материала | 10 | - | 10 |
3 | Певческое дыхание | 20 | 2 | 18 |
4 | Цепное дыхание | 10 | 1 | 9 |
5 | Звукообразование, плавное голосоведение, интонирование | 30 | - | 30 |
6 | Артикуляция, дикция | 10 | 1 | 9 |
7 | Работа над каноном | 10 | 1 | 9 |
8 | Динамические оттенки, штрихи. | 10 | 1 | 9 |
9 | Беседы о народной песне, её разновидностях: колыбельные, исторические, обрядовые, семейно-бытовые, частушки | 1 | 1 | - |
10 | Работа над темпом, ритмом | 10 | - | 10 |
11 | Работа над художественным образом | 12 | 1 | 11 |
12 | Репетиционная работа. Концертные выступления | 20 | - | 20 |
Итого: | 144 | 9 | 135 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения на дороге. Гигиена голоса. Режим занятий. Требования к внешнему облику ученика. Правила поведения на занятиях и в ЦРТДЮ.
Тема 2. Подбор репертуара.
Практика: Исполнение учебно-тренировочного материала. Правильная певческая позиция: положение корпуса, головы, ног во время пения. Практические упражнения на формирование гласных звуков («ручеёк», «паровозик»).
Тема 3. Певческое дыхание
Теория: Организация вдоха и выдоха нижнереберно-диафрагмального дыхания.
Практика: Практическая отработка навыков дыхания. Вдох, задержка вдоха.
Тема 4. Цепное дыхание
Теория: Понятие цепного дыхания
Практика: Навыки цепного дыхания в работе над произведением, а 'капелла.
Тема 5. Звукообразование, плавное голосоведение, интонирование.
Практика: Пение нижнего звукоряда. Плавное голосоведение. Чистота интонирования.
Тема 6. Артикуляция, дикция.
Теория: понятия «артикуляция», «дикция».
Практика: Правильное формирование гласных звуков. Чёткое произношение согласных звуков. Разучивание скороговорок.
Тема 7. Работа над каноном
Теория: понятие «канон».
Практика: Пение народных песен каноном.
Тема 8. Динамические оттенки, штрихи
Теория: понятие «forte», «piano», «subbito piano», «kreshendo», «diminuendo»
Практика: исполнение попевок с постепенным усилением звучания и с последующим уменьшением силы звука, пение попевок тихо «piano», и громко «forte».
Тема 9. Беседы о народной песне и её видах (колыбельные, поминальные, обрядовые, трудовые и т.д.).
Теория: Знакомство с колыбельными, обрядовыми, шуточными песнями, колядками. Прослушивание фрагментов народных песен.
Тема 10. Работа над темпом, ритмом
Практика: Работа над произведениями с темпами: allegro, moderato, allegretto. Работа над ритмическими особенностями произведения.
Тема 11. Работа над художественным образом
Теория: Раскрытие понятия «художественный образ».
Практика: работа над воплощением сценического образа.
Тема 12. Репетиционная работа. Концертные выступления
Практика: репетиция, работа с микрофоном, работа на сцене, умение слушать аккомпанемент, выход и уход со сцены.
Анализ исполнения концертных номеров, ошибки и недостатки в исполнении.
Учебно-тематический план
(второй год обучения)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Правила техники безопасности. Гигиена голоса. | 1 | 1 | - |
2 | Подбор репертуара. | 18 | - | 18 |
3 | Исполнение учебно-тренировочного материала | 26 | - | 26 |
4 | Выработка звонкого «летящего» звука | 9 | - | 9 |
5 | Работа над дыханием: опора, цепное дыхание. | 24 | 1 | 23 |
6 | Интонация, акцентирование, выразительное исполнение. | 24 | 1 | 23 |
7 | Обряды и их разнообразие. Обычаи казаков на Кубани. | 18 | 4 | 14 |
8 | Двухголосное пение | 29 | 1 | 28 |
9 | Пение без музыкального сопровождения (а сареllа) | 25 | 1 | 24 |
10 | Репетиционная работа | 21 | - | 21 |
11 | Концертные выступления | 21 | - | 21 |
Итого: | 216 | 9 | 207 |
Содержание программы
Тема 1. Гигиена голоса. Правила техники безопасности.
Теория: Правила работы со средствами технического обучения (магнитофон). Соблюдение режима работы с голосом.
Тема 2. Подбор репертуара.
Практика: Подбор репертуара с учётом тембральном окраски голоса воспитанника, его возраста, с учётом пожеланий детей.
Тема 3. Исполнение учебно-тренировочного материала.
Практика: Роль вокальных упражнений, их предназначение, техника исполнения. Пение упражнений с динамическими оттенками: p (пиано) - тихо; f (форте) - громко; mf (меццо форте) - не очень громко, pp (пианиссимо) - очень тихо, ff (фортиссимо) - очень громко, крещендо - постепенное усиление звука, диминуэндо- постепенное уменьшение силы звука. Исполнение музыкальных фраз с изменением тотальности (вверх - вниз по полутонам); пение lеgаtо (плавно) и stассаtо (отрывисто).
Тема 4. Выработка звонкого «летящего» звука.
Практика: Выявление различий между манерами исполнения; особенности академической, народной и эстрадной манер исполнения.
Тема 5. Работа над дыханием. Цепное дыхание.
Теория: Разъяснение понятий «вдох», «задержка дыхания», «звуковоспроизведение».
Практика: Пение с напряжением передней брюшной стенки (опора).
Пение отрывков музыкальных произведений, выработка навыков цепного дыхания.
Тема 6. Интонация, акцентирование, выразительное исполнение.
Теория: Разъяснение роли акцентов в народном пении, значение выразительности исполнения в лирических, плясовых, бытовых и исторических песнях.
Практика: Выразительное пение разнохарактерных произведений.
Тема 7. Обряды на Кубани. Обычаи казаков.
Теория: История происхождения обрядов, время их проведения, отношения населения Кубани к значимости обрядов.
Практика: Изучение Рождественских Святок: колядки (6 января), щедровки (13 января - Васильев вечер), Святочные гадания.
Тема 8. Двухголосное пение.
Теория: Особенности двухголосного пения, его анализ. Слушание двухголосных произведений.
Практика: Практические занятия: пение интервалов - терция (большая и малая), кварта, квинта, октава, секунда (большая и малая). Унисон - двухголосие - унисон.
Тема 9. Пение без музыкального сопровождения (а ' сареllа).
Теория: Особенности пения без музыкального сопровождения.
Сравнение и анализ исполнения на примере колыбельных, свадебных, хороводных песен, различных плачей, закличек и др.
Практика: Лирические одноголосные песни: «Белая берёза», «Бедная птичка» и двухголосные «Полюбила Пэтруся».
Тема 10. Репетиционная работа.
Практика: Умение слушать аккомпанемент и петь с музыкальным сопровождением, а сареllа - в унисон и на два голоса (в дуэте, ансамбле), а также под фонограмму минус. Свободное, раскованное исполнение игровых песен, перепевок, инсценировок на темы казачьего быта.
Умение обыгрывать песню, правильно подбирать сценический костюм, следуя казачьим традициям. Знать предназначение всех деталей костюма (включая головной убор и обувь).
Тема 11. Концертные выступления.
Практика: Участие воспитанников объединения в сводных концертах в школах, с целью популяризации народной песни.
Учебно-тематический план
(третий год обучения)
№ п/п | Перечень разделов, тем | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Правила техники безопасности. Диагностика голоса. | 2 | 1 | 1 |
2 | Подбор репертуара. | 24 | - | 24 |
3 | Синтез народной песни и разговорной речи | 12 | 2 | 10 |
4 | Овладение навыками разговорной речи на кубанском диалекте | 18 | 2 | 16 |
5 | Обрядовые песни казаков на Кубани. | 28 | 4 | 24 |
6 | Многоголосие | 30 | 2 | 28 |
7 | Культура поведения на сцене | 20 | 2 | 18 |
8 | Пластика. Сценическое движение. | 20 | 1 | 19 |
9 | Создание характерного художественного образа | 18 | - | 18 |
10 | Образовательно-творческая деятельность | 18 | - | 18 |
11 | Концертные выступления | 26 | - | 26 |
Итого: | 216 | 13 | 203 |
Содержание программы
Тема 1. Правила техники безопасности. Диагностика голоса.
Теория: Правила работы со средствами технического обучения (магнитофон). Соблюдение режима работы с голосом.
Тема 2. Подбор репертуара.
Практика: Прослушивание песен с воспитанниками. Подбор репертуара с учётом тембральной окраски голоса воспитанника, его возраста, с учётом пожеланий детей.
Тема 3. Синтез народной песни и разговорной речи.
Теория: Умение владеть «кубанской мовой» не только в песнях, но и в перекличках, дразнилках.
Практика: Разыгрывание сценок по принципу посиделок, вечёрок, уличных гуляний, колядок. Использование изученного материала во время святок (в период с 6 по 19 января).
Тема 4. Овладение навыками разговорной речи на кубанском диалекте.
Теория: Просмотр текстов песен. Анализ звучания гласных звуков в русском и украинском языках. Особенности кубанской речи (синтез русского и украинского говора)
Практика: Разбор текстов песен, проговаривание наиболее трудно произносимых слогов, «огласовка» согласных, характерная для кубанских казаков, мягкое произношение окончаний.
Тема 5. Обрядовые песни казаков на Кубани.
Теория: История обрядовых песен, возрождение народных традиций.
Практика: Изучение песен из свадебного обряда. Праздник Ивана Купалы.
Тема 6. Многоголосие.
Теория: Прослушивание песен 3-х и 4-х голосного звучания, выделение партии «ведущего» голоса (темы), подголосков.
Практика: Умение подстраивать к основной мелодии партии 2 –го и даже 3-го голоса. Умение «держать» партию в различных интервалах, включая секунду.
Тема 7. Культура поведения на сцене.
Теория: Умение вести себя на сцене в ансамбле, вживание в сценический образ.
Практика: Эмоциональность исполнения в соответствии с образом.
Тема 8. Пластика, сценическое движение.
Теория: Разработка мизансцен согласно характеру и содержанию произведений.
Практика: Соединение мизансцен и вокала, положение рук, корпуса, движение ног (походка), характерных для данной местности (черноморцы, линейцы, дончаки, терцы).
Тема 9. Создание характерного художественного образа.
Практика: Содержание музыкального произведения, текст. Определение характера исполнения произведения. Вживание в образ по принципу «пою о себе». Работы над мимикой, выражением глаз, жестами перед зеркалом. Анализ ошибок и их исправление.
Тема 10. Образовательно-творческая деятельность.
Практика: Просмотр видеокассет, посещение концертов вокально-хоровых коллективов. Знакомство с творчеством таких коллективов как: «Казачья вольница», «Криница», «Веснушки», Истоки», «Соловейко», «Экспериментальная школа», Кубанский государственный казачий хор». Посещение концертов, фестивалей.
Тема 11. Концертная деятельность.
Практика: участие коллектива в концертах, массовых мероприятиях, выездных выступлениях и т.д.
Учебно-тематический план
(4 год обучения)
№ | Дата Прим. Наименование темы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Формирование концертного репертуара | 10 | 10 | |
3. | Элементы хоровой звучности | 22 | - | 16 |
4. | Единая манера звукообразования | 28 | 8 | 12 |
5. | Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения. | 22 | - | 20 |
6. | Певческое дыхание. Работа над развитием гармонического слуха. | 34 | 8 | 22 |
7. | Голосоведение | 28 | 10 | 16 |
8. | Дикция | 22 | 4 | 18 |
9. | Многоголосие | 22 | 4 | 18 |
10. | Работа над художественным образом | 24 | 4 | 20 |
11. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Итого за год: | 216 | 42 | 174 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Формирование концертного репертуара (10ч.)
Прослушивание песен с воспитанниками. Просмотр текстов песен. Подбор репертуара с учётом возрастных особенностей, тембральной окраски голоса, с учётом тесситурных условий и диапазона воспитанников.
Тема 2. Элементы хоровой звучности (22ч.)
Практика: Анализ и разучивание песен по голосам. Просмотр скачков в мелодии. Работа над развитием гармонического слуха. Работа над развитием гармонического слуха. Народное многоголосие. Работа над хоровым строем, над артикуляцией и дикцией. Репетиционная работа. Концертная и досуговая деятельность.
Тема 3. Единая манера звукообразования (21.)
Закрепление понятия «динамические оттенки», вокальных терминов: «атака звука», «высокое нёбо», «задержка дыхания», «ауфтакт», «легато». Резонаторы звука. Унисон. Канон.
Практика: упражнения на укрепление навыка певческого дыхания. Певческая установка в положении «стоя» и «сидя». Работа над звуковедением. Репетиционная работа. Концертная и досуговая деятельность.
Тема 4. Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения (22ч.)
Проговаривание «нараспев», «скольжения», «скаты». Работа над звучанием головного и грудного резонатора. Работа над смешанным резонатором. Речевые упражнения: «голосёнки», «рыкалки», проговаривание текстов на одном звуке в удобной тесситуре. Пение «а капелла». Разделение на партии (высокая и низкая). Двухголосные распевки, распевы с эпизодическими подголосками. Разведение на голоса выученных песен. Практика: упражнения на правильную артикуляцию, на чёткую дикцию. Репетиционная работа.
Тема 5. Певческое дыхание (34ч.)
Повторение темы: типы дыхания: ключичное, брюшное, грудное, смешанное. Певческое дыхание. Правила дыхания – вдох, выдох, удержание дыхания. Понятие «опора звука». Звукообразование на брюшном дыхании. Комплекс упражнений на выработку певческого дыхания. Пение на опоре. Цепное дыхание. Работа над огласовкой согласных звуков. Распределение дыхания на всю фразу.
Практика: Выработка навыков пения «стаккато», цепного дыхания. Практические упражнения на укрепление мышц живота. Пение канона. Репетиционная работа.
Тема 6. Голосоведение (28.)
Особенности звука. Направление (фокус). Работа над резонированием. Высота звука. Развитие диапазона. Развитие силы звука. Основное положение речевого аппарата. Воспитание навыков фонации. Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый звук». «Вывод» звука. Развитие слуха. Групповое звучание. Звуковой посыл. Пение нижнего звукоряда. Развитие плавного голосоведения. Работа над чистым интонированием. Репетиционная работа.
Практика: Практическая отработка навыков дыхания. Вдох, задержка вдоха.
Тема 7. Дикция (22.)
Активизация речевого аппарата (артикуляция). Правильная постановка гласных звуков. Выявление и исправление речевых недостатков. Артикуляционная гимнастика. Установка гласных звуков, согласных звуков. Деление на группы по месту и способу их образования.
Практика: Правильное формирование гласных звуков. Чёткое произношение согласных звуков. Разучивание скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Репетиционная работа.
Тема 8. Многоголосие (22ч.)
Практика: Разучивание 4-х голосного произведения.
Работа над текстом, чётким интонированием, дикцией, артикуляцией, ритмом, темпом, динамикой. Выработка единого звучания (темпа, ритма, динамики. Работа над пластикой. Репетиционная работа.
Тема 9. Работа над художественным образом (24.)
Работа над созданием характерного художественного образа. Работа над умением преподносить себя и работать «на зрителя», над эмоциями в произведении, над преодолением страха перед сценой, над смысловыми акцентами в песне. Работа на сцене. Репетиционная работа.
Практика: работа над воплощением сценического образа.
Тема 10. Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
(5 год обучения)
№ | Дата Прим. Наименование темы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Формирование концертного репертуара | 10 | 10 | |
3. | Элементы хоровой звучности | 22 | - | 16 |
4. | Единая манера звукообразования | 28 | 8 | 12 |
5. | Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения. | 22 | - | 20 |
6. | Певческое дыхан Работа над развитием гармонического слуха.ие | 34 | 8 | 22 |
7. | Голосоведение | 28 | 10 | 16 |
8. | Дикция | 22 | 4 | 18 |
9. | Многоголосие | 22 | 4 | 18 |
10. | Работа над художественным образом | 24 | 4 | 20 |
11. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Итого за год: | 216 | 42 | 174 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструкция по ТБ.
Формирование концертного репертуара (10ч.)
Прослушивание песен с воспитанниками. Просмотр текстов песен. Подбор репертуара с учётом возрастных особенностей, тембральной окраски голоса, с учётом тесситурных условий и диапазона воспитанников.
Тема 2. Элементы хоровой звучности (22ч.)
Практика: Анализ и разучивание песен по голосам. Просмотр скачков в мелодии. Работа над развитием гармонического слуха. Работа над развитием гармонического слуха. Народное многоголосие. Работа над хоровым строем, над артикуляцией и дикцией. Репетиционная работа. Концертная и досуговая деятельность.
Тема 3. Единая манера звукообразования (21.)
Закрепление понятия «динамические оттенки», вокальных терминов: «атака звука», «высокое нёбо», «задержка дыхания», «ауфтакт», «легато». Резонаторы звука. Унисон. Канон.
Практика: упражнения на укрепление навыка певческого дыхания. Певческая установка в положении «стоя» и «сидя». Работа над звуковедением. Репетиционная работа. Концертная и досуговая деятельность.
Тема 4. Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения (22ч.)
Проговаривание «нараспев», «скольжения», «скаты». Работа над звучанием головного и грудного резонатора. Работа над смешанным резонатором. Речевые упражнения: «голосёнки», «рыкалки», проговаривание текстов на одном звуке в удобной тесситуре. Пение «а капелла». Разделение на партии (высокая и низкая). Двухголосные распевки, распевы с эпизодическими подголосками. Разведение на голоса выученных песен. Практика: упражнения на правильную артикуляцию, на чёткую дикцию. Репетиционная работа.
Тема 5. Певческое дыхание (34ч.)
Повторение темы: типы дыхания: ключичное, брюшное, грудное, смешанное. Певческое дыхание. Правила дыхания – вдох, выдох, удержание дыхания. Понятие «опора звука». Звукообразование на брюшном дыхании. Комплекс упражнений на выработку певческого дыхания. Пение на опоре. Цепное дыхание. Работа над огласовкой согласных звуков. Распределение дыхания на всю фразу.
Практика: Выработка навыков пения «стаккато», цепного дыхания. Практические упражнения на укрепление мышц живота. Пение канона. Репетиционная работа.
Тема 6. Голосоведение (28.)
Особенности звука. Направление (фокус). Работа над резонированием. Высота звука. Развитие диапазона. Развитие силы звука. Основное положение речевого аппарата. Воспитание навыков фонации. Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый звук». «Вывод» звука. Развитие слуха. Групповое звучание. Звуковой посыл. Пение нижнего звукоряда. Развитие плавного голосоведения. Работа над чистым интонированием. Репетиционная работа.
Практика: Практическая отработка навыков дыхания. Вдох, задержка вдоха.
Тема 7. Дикция (22.)
Активизация речевого аппарата (артикуляция). Правильная постановка гласных звуков. Выявление и исправление речевых недостатков. Артикуляционная гимнастика. Установка гласных звуков, согласных звуков. Деление на группы по месту и способу их образования.
Практика: Правильное формирование гласных звуков. Чёткое произношение согласных звуков. Разучивание скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Репетиционная работа.
Тема 8. Многоголосие (22ч.)
Практика: Разучивание 4-х голосного произведения.
Работа над текстом, чётким интонированием, дикцией, артикуляцией, ритмом, темпом, динамикой. Выработка единого звучания (темпа, ритма, динамики. Работа над пластикой. Репетиционная работа.
Тема 9. Работа над художественным образом (24.)
Работа над созданием характерного художественного образа. Работа над умением преподносить себя и работать «на зрителя», над эмоциями в произведении, над преодолением страха перед сценой, над смысловыми акцентами в песне. Работа на сцене. Репетиционная работа.
Практика: работа над воплощением сценического образа.
Тема 10. Итоговое занятие.
Методическое обеспечение программы
В организации образовательного процесса для качественного усвоения материала педагог использует различные формы занятий: целенаправленное слушание народной музыки (Тема: просмотр видеокассет, посещение концертов). Для темы «Обряды и их разнообразие» используется интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей.
Педагог использует и другие формы занятий:
- Игра (тема 4: игра «лягушка», «паровозик»). В процессе игры усваиваются нормы этики общения.
- Беседа (изложение теоретических сведений с использованием наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров (тема «Диагностика певческого голоса, индивидуальные ос особенности воспитания, правила техники безопасности).
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приёмы и методы исполнения народных песен.
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению:
Техника дыхания:
- бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путём упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»;
Дикция:
- чёткое произношение гласных и согласных звуков;
- огласовка согласных звуков;
- утрированное пение буквы «р».
Позиция звука высокая, в сочетании с близким посылом звука.
Наиболее успешно в программе «Народное пение» использованы методы:
- формирования сознания личности: словесные, наглядные показы;
- организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучения, упражнения, создание воспитывающих ситуаций;
- стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, создание ситуации успеха;
- контроля, самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ результатов, анкетирование.
Методическое обеспечение данной программы можно разделить на четыре главных направления.
Первое направление | Упражнения |
Второе направление | Практические занятия по вокальному мастерству (сольные и ансамблевые номера) |
Третье направление | Изучение специальных упражнений по формированию вокальных умений и навыков, на работу голосового аппарата. |
Четвертое направление | Проведение концертных программ. |
Участие в концертных программах детей и педагога | |
Постановка концертных программ |
Техническое оснащение занятий
Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы (2 шт.), стулья (15 шт.), сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:
- фортепиано;
- компьютер;
- цифровая камера;
- CD проигрыватель;
- зеркало;
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- репродукции портретов композиторов и исполнителей;
- схемы устройства голосового аппарата;
- схемы артикуляции звука;
- методические разработки занятий и сценариев мероприятий;
- методическая литература.
- сценические костюмы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Виды контроля | Формы контроля | Знания, умения, навыки | Сроки | ||
1 год обучения | |||||
Вводный | Беседа Педагогическое наблюдение Контрольные прослушивание | Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции Диагностика певческого голоса: диапазон, слух, чувство ритма, сила голоса. Уровень музыкальной подготовки | Сентябрь | ||
Текущий | Контрольные задания (распевки, скороговорки) | Развитие слуха, музыкальная память, правильное произношение гласных и согласных Чувство ритма, умение вступать вовремя под аккомпанемент | Декабрь Март | ||
Итоговый | Отчётный концерт | Развитие диапазона, выразительность исполнения, чистота интонации, процесс звукообразования Сценический образ | Май | ||
2 год обучения | |||||
Текущий | Контрольное прослушивание Контрольные задания (распевки, скороговорки) | Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции Лёгкий вдох, мягкая атака, чистота интонации, тембр и диапазон голоса Эмоциональность исполнения, произношение | Декабрь, апрель | ||
итоговый | Отчётный концерт | выразительность исполнения, чистота интонации правильное дыхание, округление звука Эмоциональность исполнения | май | ||
3 год обучения | |||||
Текущий | Контрольное прослушивание | знание репертуара, позиция звука, лёгкость звуковедения, владение техникой вокала. Музыкальный слух, чувство ансамбля, художесвенно-исполнительский вкус, развитие силы и красоты голоса | Декабрь, апрель | ||
итоговый | Отчётный концерт | выразительность исполнения, сценическое движение, работа над художественным образом произведения, пение под сопровождение фонограммы, умение анализировать концертное выступление | май | ||
4 и 5 годы обучения | |||||
Текущий | Контрольное прослушивание | знание репертуара, позиция звука, лёгкость звуковедения, владение техникой вокала. Музыкальный слух, чувство ансамбля, художесвенно-исполнительский вкус, развитие силы и красоты голоса | Декабрь, апрель | ||
итоговый | Отчётный концерт | выразительность исполнения, сценическое движение, работа над художественным образом произведения, пение под сопровождение фонограммы, умение анализировать концертное выступление | май |
Вокальная работа с детьми способствует созданию благоприятных условий для духовного и интеллектуального развития, раскрытию творческого потенциала личности и удовлетворению их возрастных интересов.
Занятия вокалом имеют ряд специфических особенностей; растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, поэтому необходимо учитывать специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувство ритма, гармонический слух.
С первых занятий воспитанники обучаются правильно стоять во время пения. Хорошая постановка корпуса и непринуждённое положение головы позволяют сформировать правильную осанку ребёнка, содействуют выработке верного дыхания.
Вокальные упражнения, разучиваемые на каждом занятии, способствуют развитию и укреплению слуха на ладовой основе, формированию гибкости и подвижности голоса, выработке правильного произношения гласных и согласных звуков, воспитанию художественной выразительности исполнения произведений.
Существенную роль в пении играет формирование навыка певческого дыхания осуществлять контроль за дыханием. Работа над формированием навыка певческого дыхания осуществляется одновременно с работой над правильным певческим звуком и другими слагаемыми вокальной работы.
Дополнительная образовательная программа «Народное певческое творчество» основана на личностно-ориентированном подходе к обучению детей.
Список литературы
Литература для педагога
- Н.Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре»,1987г.
- В.Захарченко «Народные песни Кубани»,1987г.
- В.Бойко «Плясовые припевки Кубани. Особенности Кубанского фольклора», 1988 г.
- И.Петрусенко «Кубань в песне», 1999 г.
- С.Чернобай «Льются песни над Кубанью» 1986 г.
- В.Калистратов «Работа с хором», 1976 г.
- Г.Губарев «Казачий словарь - справочник»,
- В.Захарченко «Поёт Кубанский казачий хор», 2003 г.
- А.Бигдай «Песни кубанских казаков», 1992 г.
Литература для детей
- Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки.М.,1988
- Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники М.,2004
- Науменко Г.М.
Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ, 1999. - Науменко Г.М.
Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000. - Науменко Г.М.
Этнография детства. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. - Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей М.,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"
Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...
обобщения передового педагогического опыта
Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...
обобщения передового педагогического опыта
Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»
Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...
Памятка по обобщению передового педагогического опыта
Памятка по обобщению передового педагогического опыта(рекомендации педагогам)...
Модель обобщения передового педагогического опыта работы
Данный материал содержит МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы Клементьевой Н.В. по проблеме «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках ...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Овладение воспитанниками навыками культуры поведения и общения»
Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта...