Учимся писать сочинение- рассуждение 11кл
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
В данной презентации дается пошаговое знакомство с технологией написания сочинения- рассуждения по прочитанному тексту. Сочинение должно быть классически трехчастным:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_sochinenie.pptx | 71.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка. 1. Прочитать текст ВНИМАТЕЛЬНО, определить стиль текста, тип речи. 2. Сформулировать проблему , поставленную в тексте. 3.Прокомментировать проблему. 4. Сформулировать позицию автора. 5.Выразить свою позицию по отношению к точке зрения автора, аргументировать свое мнение. 6. Проверить написанное, исправить ошибки.
Шаг 1. Чтение текста; Определение стиля текста, типа речи.
Особенности текста публицистического стиля: автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово эмоционально; а втор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя; даются прямые оценки явлениям и событиям; проблему определить легко; позиция автора отражается открыто.
Особенности художественного стиля. исследуется и анализируются общие проблемы на конкретных, индивидуальных примерах; н е дает прямых оценок событиям, героям или их действиям; трудно выяснить проблему; позиция автора часто не выражается четко; м ожно определить типы речи: описание , рассуждение, повествование. Если описание, можно использовать слова: описывает, рисует …;
Рассуждение. Рассуждает о том…; размышляет …; а нализирует; в ыдвигает…; п однимает… Можно привести цитату из текста.
Повествование. Повествует …; р ассказывает…; ф ормулирует…; з атрагивает…; р ассматривает…; делится… .
Запомнить: В одних текстах проблемы только поставлены; В других – уже дано их решение; В третьих – автор мучительно размышляет над существующими проблемами.
Шаг 2. поиск и выделение информации ; анализ информации; установление логической цепи рассуждений; формулирование проблемы.
Выяснить: О чем пишет автор, что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте? – тема, микротемы . Что его тревожит, над чем он размышляет? – проблема(ы) текста. Какими мыслями, чувствами он хочет поделиться с читателем? В чем он хочет его убедить, от чего предостеречь, чему научить, на что обратить внимание, к чему призвать? – позиция автора. Какова роль синтаксических и лексических языковых средств в создании текста, выражении авторской позиции?
Шаг 2- второй вариант. Текст разбить на абзацы. Напротив каждого абзаца кратко сформулировать его основную мысль. Выбрать самые главные вопросы, рассматриваемые автором. Обратить внимание на задание 20.
Шаг 3. Комментарий к проблеме – это замечания по поводу сформулированной проблемы. В данном критерии мы освещаем актуальность основной проблемы, столкновение различных мнений по данному вопросу, опираемся на прочитанный текст. “Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор”
Советы: п еречитайте центральные части текста, где автор размышляет и приводит свои аргументы ; п одчеркните , с кем спорит или соглашается автор, какие примеры он приводит .; к акими мыслями, чувствами он хочет поделиться ? н овая эта проблема или одна из «вечных», что послужило причиной ее возникновения используйте слова: «автор подводит читателя (нас) к мысли…», «автор, по – моему, убежден, что…», «автора волнует отношение …».
Шаг 4. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вопрос. Обратите внимание на первый или последний абзац, или последние несколько предложений. В чем он хочет убедить , от чего предостеречь, чему научить, на что обратить внимание, к чему призвать хочет?
Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Мы должны увидеть, как сам автор отвечает на данный вопрос и продемонстрировать умение работать с текстом. “Голая” ссылка на цитату не допустима – мы должны проанализировать позицию автора
Шаг 5. Аргументация собственной позиции Должны убедить в том, что ваша позиция доказательна . Аргументы могут быть “за” и “против”. К аргументам автора здесь нельзя обращаться. Только дать свою оценку по данной проблеме . Какие примеры из литературных текстов вы могли бы привести, чтобы подтвердить свою мысль?
Шаг 6. Заключение. Должна утверждать цельность сочинения; Надо ещё раз подчеркнуть ту мысль, которая избрана автором как главная. Обобщите написанное кратко и лаконично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение
Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....
Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...