Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_lit10.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Большетиганская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Утверждена На заседании районного методического Совета протокол №____ от «____»_____ 2010 г | Рассмотрена На заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол №__1_ от «_27_»августа 2012 г. |
Введена в действие Приказом по школе № 37_ от «_29_»августа 2012 г. | Обсуждена На заседании педагогического Совета школы протокол № 8__ от «_29 »августа2012 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
элективного курса «Обучение сочинению-рассуждению»
по предмету «Литература»
в 10-ом классе
Автор-разработчик:
Сайфутдинова Айсылу Назиповна,
учитель русского языка и литературы
с.Большие Тиганы
2012 год
Программа элективного курса по литературе
«Учимся писать сочинение-рассуждение»
10 класс
Пояснительная записка
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс «Обучение сочинению-рассуждению» рассчитан на учащихся 10-ого класса общеобразовательного уровня.
Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 или 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
- Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
- Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать сочинение-рассуждение.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
- Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
2. В качестве учебного пособия на занятиях используются КИМы по русскому языку под ред. И.П. Цыбулько, С.И. Львова ЕГЭ–2013:
3.ЕГЭ-2010, Русский язык. Репетитор. И.П. Цыбулько, С.И.Львова.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) | 1 | ||
2 | Что такое текст? Связь предложений в тексте | 1 | ||
3 | Составление текста. Задания из части 1 (блок А) | 1 | ||
4 | Стили текста: публицистический стиль | 1 | ||
5 | Стили текста: художественный стиль | 1 | ||
6 | Типы текста | 1 | ||
7 | Зачетная работа №1 | 1 | ||
8 | Тема и основная мысль текста | 1 | ||
9 | Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) | 1 | ||
10 | Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст | 1 | ||
11 | «Расшифровка» информации текста | 1 | ||
12 | Зачетная работа №2 | 1 | ||
13 14 | Роль вступления в сочинении-рассуждении | 2 | ||
15 16 | Роль заключения в сочинении-рассуждении | 2 | ||
17 18 | Формулировка основной проблемы исходного текста | 2 | ||
19 20 | Комментируем основную проблему текста | 2 | ||
21 | Зачетная работа №3 | 1 | ||
22 23 | Позиция автора и способы ее выражения | 2 | ||
24 | Общие средства выразительности | 1 | ||
25 | Специальные средства выразительности | 1 | ||
26 27 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | 2 | ||
28 | Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) | 1 | ||
29 30 | Типы аргументации в изложении собственной позиции | 2 | ||
31 | Экспертная оценка сочинения | 1 | ||
32 33 | Написание сочинения-рассуждения | 2 | ||
34 | Итоговая зачетная работа | 1 |
Содержание элективного курса
Текст как результат речевой деятельности человека.
Основные признаки текста:
- Выраженность.
- Отграниченность.
- Связность
- Цельность
- Соотношение темы и содержания
- Упорядоченность
- Членимость
Читая текст,
- Обращать внимание на все непонятные слова и выражения.
- Вести диалог с автором текста. По ходу чтения ставить вопросы к тексту и выдвигать предположения о дальнейшем его содержании.
- Спорить с автором текста. Выдвигать свои контрдоводы.
- Выделять в тексте главное, найти нужную информацию, делать выписки основных идей, положений.
- Обращать внимание на слова, употребленные в переносном значении.
Стили речи:
Научный стиль- это стиль научных сообщений. Его жанры- научная статья, учебная литература.
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. В рамках этого стиля оформляются различные документы.
Публицистический стиль- это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т.д.
Художественная речь- речь художественной литературы ( прозы и поэзии).
Типы речи:
Повествование-это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.
Рассуждение- это словесное доказательство, объяснение.
Композиция сочинения-рассуждения:
- Формулировка проблемы исходного текста.
- Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста.
- Отражение позиции автора исходного текста.
- Аргументация собственного мнения по проблеме.
- Заключение.
Речевое оформление сочинения:
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
- Точность и выразительность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАН-НОГО ТЕКСТА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...