Такие разные уроки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Такие уроки повышают познавательный интерес детей, потому что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок -игра | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Времена года» в 5 классе.
Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и любовь к произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.
Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета, 4 помады, листы с заданиями.
Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и класс делится на 4 команды.
Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».
Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
1 задание: В устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам года. Обратимся к загадкам. Команды по очереди начинают отгадывать загадки:
- На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Не зверь, а воет. (Ветер)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
- И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)
- Рук нет, а строить умеет. ( Птица)
7.На первых мартовских проталинках
Растёт цветочек этот маленький.
Сквозь лёд он тонкий пробивается,
С весною вместе просыпается.
Что за цветы такие нежные?
Вы догадались? То - ………..(подснежники)
- Сосульки плачут под слепящим солнцем.
Их слёзы попадают на оконце.
Внизу сверкает лужица-купель.
Что за окном? Весенняя - ……(капель)
- Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)
- Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
- Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)
- Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)
- Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ? (Осенью)
- Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)
- Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.
Яркие, цветные, Краешки резные. (Листопад)
- Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.
Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)
2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:
Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза. Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.
3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:
Задания команде «Льдинка»:
1.В зимний холод (всякий молод).
2.«Два друга — (мороз да вьюга).
3. Лето — припасиха, (зима — подбериха).
4.Летом каждый кустик (ночевать пустит).
5. В сентябре одна ягода, (да и та горькая рябина).
6.От осени к лету (повороту нету).
Задания команде «Каравай»:
1.Хороший снежок (урожай сбережёт).
2.Январь — году начало, (зиме середина).
3.Что летом родится, (зимой пригодится).
4.Летом не соберёшь — (зимой не найдёшь)
5. Март с водой, (апрель с травой)
6.Май холодный — (год хлебородный).
Задания команде «Василек»
1.Мороз и метели (под февраль налетели).
2.Мороз не велик, (да стоять не велит).
3. Кто весною потрудится, (тот осенью повеселится).
4.Кто спит весной, (плачет зимой).
5.Упал с дерева один (лист — жди осени).
6.Сентябрь холоден, (да сыт).
Задания команде «Морозко»:
1.Грач в воздухе — (весна на улице).
2. Матушка весна — (всем красна).
3. Как сено косят, (так дождей не просят).
4. Летом пролежишь, (а зимой с сумой побежишь).
5. Август собирает, (а зима поедает).
6. Ноябрь с гвоздём, (декабрь с мостом).
4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:
Приметы о зиме.
1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.
2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.
4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.
Приметы о весне.
1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
2. Вода с гор потекла, весну принесла.
3. До первой грозы лягушки не квакают.
4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!
Приметы о лете.
1. Лес притих перед грозой.
2. Сильная роса – к ясному дню.
3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
4. Лягушки расквакались к непогоде.
Приметы об осени.
1.Гром в сентябре – теплая осень.
2. Осенью паутина - на ясную погоду.
3. Облака идут низко – скоро похолодает.
4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.
5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.
«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» - «Сабантуй»,
«Василек»- «Воронья каша», «Каравай» - Праздник Урожая.
6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:
«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».
7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:
Команда «Каравай»:
10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.
Команда «Морозко»:
10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.
Команда «Льдинка»:
10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!
Команда «Василек»:
10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.
8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:
Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.
Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.
Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.
Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.
Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.
Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.
Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.
Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.
Август: Густоед, Разносол, Жнивень, Ленорост.
Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.
Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.
Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.
9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.
Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
такие разные уроки
методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий...
Такие разные уроки
Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского...
Такие разные уроки
Применяемые виды уроков...
Такие разные уроки
Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....
Такие разные уроки
Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...
Такие разные уроки
Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....
ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ
Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создав...