такие разные уроки
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_pravopisanie_ne_s_razlichnymi_chastyami_rechi.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Правописание НЕ с различными частями речи (сущ., прил., нар.)
Тип урока урок обобщения и систематизации знаний и способов действий
ОДЦ урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний правила написания НЕ с различными частями речи.
Триединая дидактическая цель урока:
- Познавательный аспект: способствовать обобщению и систематизации знаний о значении и написании НЕ с различными частями речи; закрепить навыки написания НЕ с сущ., прил., нар.
- Развивающий аспект: способствовать формированию умений выделять знания, подлежащие обобщению и систематизации.
- Воспитательный аспект: продолжать развитие коммуникативных качеств; способствовать формированию интереса к языку, его богатству.
Методы обучения : на этапе актуализации – репродуктивный, частично-поисковый на этапе обобщения
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная работа
Место урока в системе уроков по теме:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Логика урока: мотивация+актуализация+целеполагание - анализ знаний и умений по теме- выделение общего в содержании – обобщение и систематизация – контроль - коррекция – рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование познавательного интереса |
1.Организация класса | Проверяет готовность класса к уроку: наличие необходимых материалов и пособий | Готовятся к уроку, проверяют, всё ли необходимое для работы у них имеется | |
2.Подготовительный. актуализация+мотивация +целеполагание | Посредством фронтальной беседы восстанавливает сведения об объекте изучения –служебной части речи частице, ее разрядах и функциях. Парная форма работы -1-я парта, используя технологическую карту, осуществляет повторение ранее изученных тем. Организует работу с технологической картой. Приложение1. Совместно с детьми формулирует цель урока. | Отвечают на вопросы, приводя в систему изученный в этой теме материал..Самостоятель но определяют пробелы в своих знаниях Двое учащихся работают самостоятельно по технологической карте, заполняя графы «Знаю», «Умею». Дают заключение по данным вопросам. В графе «Что должен знать» находят тему,над которой предстоит работать. Дети самостоятельно формулируют цель урока. | + умение аргументированно доказывать, отстаивать свое мнение +умение правильно оценивать ответ товарища +формулирование цели урока самими учащимися |
3.Обобщение и систематизация З и СД | Предлагает ответить на вопрос: в правописании каких частей речи встречается частица НЕ Предлагает объединить части речи, которые имеют одинаковые правила слитного и раздельного написания НЕ Организует деятельность по составлению сводной таблицы, используя слова-подсказки, написанные на доске: недруг, недружный, негромко; не друг ,а враг; не громко, а тихо; вовсе не интересно…. | Дают ответ: со всеми частями речи. Объединяют по одинаковым признакам следующие части речи:
Дети составляют таблицу и заполняют её примерами | +созданы условия для возникновения всеобщего интереса к предстоящей деятельности |
Слитно | Раздельно | |
Сущ. | 1.Можно заменить синонимом без НЕ (недруг-враг) 2.Без НЕ не употребляется (неряха) | Есть противопоставление ( не друг, а враг) |
Прил. | 1.Можно заменить синонимом без НЕ (небольшой-маленький) 2. Без НЕ не употребляется (неряшливый) | 1. Есть противопоставление (не больщой, а маленький) 2. Есть слова
( вовсе не интересный) |
Нареч. | 1.Можно заменить синонимом без НЕ (негромко-тихо) 2.Без Не не употребляется (ненастно) | 1.Есть противопоставление (не громко, а тихо) 2. Есть слова
(ничуть не весело) |
Предлагает сделать вывод о правописании НЕ с сущ., прил., нар. | Самостоятельно делают вывод, осознают сущность правила. | ||
4.Контроль. | Организует деятельность в парах (работа на карточках; у каждой пары свои задания) Прилож 2.. Организует проверку. | Работают в парах, совещаются, помогают друг другу . Каждая пара дает объяснение того или иного случая написания НЕ с различными частями речи; при затруднении класс помогает. | |
Самоконтроль. | Предлагает работу над текстом «Что такое плюрализм?»( Прилож.3) Организует словарную работу и работу над основными понятиями текста: тема, основная мысль и т.д. Предлагает найти в тексте слова на изученное правило. | Записывают текст, находят слова на изученное правило, выделяют орфограмму. Знакомятся с лексическим значением нового слова «плюрализм» | |
5.Коррекция. | Организует проверку с целью определения затруднений и способа их исправлений. | Участвуют в проверке, предлагают правильные ответы в случае затруднений . | |
6. Рефлексия | Создает условия для рефлексии с помощью небольшой зачетной работы (диагностика системы качеств знаний) Прилж.4. | Выполняют на карточках зачетную работу. | |
7.Информация о домашнем задании | Создает условия для качественного выполнения домашнего задания, объясняя задание к упр. 895. Предлагает творческое домашнее задание: составить аналогичную таблицу «Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями» | Записывают домашнее заданее в дневники. | |
8.Рефлексия. | Предлагает ответить на вопросы: с какими трудностями столкнулись, в чем видят перспективу своей деятельности , готовы ли в технологической карте по теме сегодняшнего урока сделать отметку+ | По желанию дети отвечают на поставленные вопросы. |
Приложение 1.
Технологическая карта учащегося по теме «Частица»
Что должен знать | Знаю | Что надо уметь | Умею |
1.Понятие о частице | 8.Уметь находить частицу в тексте. | ||
2.Для чего служат частицы. | 9.Уметь определять функции частиц. | ||
3.Разряды частиц. | 10.Уметь различать разряды частиц. | ||
4.Значения модальных частиц. | 11.Уметь определять значения модальных частиц. | ||
5.Правило написания частиц НЕ,НИ | 12.Уметь различать случаи написания НЕ,НИ | ||
6.Правила написания НЕ с различными частями речи. | 13.Уметь грамотно писать НЕ со всеми частями речи. | ||
7.Правило раздельного и дефисного написания частиц. | 14.Уметь различать, какие частицы пишутся раздельно, а какие через дефис. |
Приложение 2.
1 пара
(Не) печь кормит, а руки. Последние теплые дни сентября сменило долгое (не) настье. Изучение (не) знакомого края всегда начинается с карты. Снег (не) заметно подтаял – скоро весна.
2 пара
Наружность его (не) взрачна. (Не0 знакомец внушал многим (не) доверие. (Не) охотно и (не) смело солнце смотрит на полдя.
3 пакра
Фильм оказался ничуть (не) интересным. Ученье – свет, а (не) ученье – тьма. Работа выполнена (не) брежно.
4 пара
Юноша кипел от (не) годования. Розовый кипрей цветет (не) высокими стенами. В этом озере вовсе (не) глубоко.
5 пара
(Не) спокойный характер мальчика тревожил мать. Две недели на море пролетели (не) заметно. (Не) котел варит. А стряпуха.
6 пара
Придумайте предложения с данными именами прилагательными.
Неглубокий …..
Не глубокий …..
Вовсе (не0 глубокий …..
7 пара
Подберите к данным словам синонимы с приставкой НЕ-
Медленно, низкий, мелкий, горе, неаккуратно, ложь, внезапно, тихо, холодный.
Приложение 3.
Что такое плюрализм?
Поиск истины – это всегда выбор из множества независимых вариантов. Чем выбор шире, тем труднее его сделать, но тем он и точней.
Плюрализм – это и есть множественность, разнообразие мнений. Однако здесь все совсем не просто. Терпеть мнение, противоположное твоему. Не каждому под силу. Тем более непросто это сделать, если силы неодинаковы.
Приложение 4.
Диагностика системности качеств знаний (глубина, обобщенность, конкретность) уч –ся 7 класса___________________
Выполни задания:
Р Запиши правило слитного и раздельного написания НЕ с сущ., прил., нар.
Слитно Раздельно
К Найди пару словам
Вовсе (не) холодно (не) погода
Писал (не) давно (не) настный день
(не) далекий, а близкий возник (не) ожиданно
(не) ряшливое платье ничуть (не) жарко
(не) друг (не) глубоко, а мелко
Т Придумайте и запишите по три слова разных частей речи, чтобы НЕ было приставкой, частицей, частью корня.
Самоанализ урока русского языка
«Правописание НЕ с различными частями речи» является частью большой темы «Частица». Это 9 урок в этой теме. Перед этим уроком давалось понятие частицы, изучались разряды частиц, особое внимание было уделено теме «Различение на письме частиц НИ и НЕ». Заявленная тема будет рассматриваться на 5 уроках. Семиклассники к этому времени уже знают все самомтоятельные части речи и получили теоретические знания и практические навыки о случаях слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. После серии уроков по данной теме будет проведена проверочная работа и контрольный диктант.
Тип данного урока – урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.
ОДЦ урока – организовать деятельность учащихся по обобщению знаний правила написания НЕ с различными частями речи.
Цели урока по содержанию - смотри выше
Для реализации поставленных целей была разработана следующая структура урока:
1 этап – организационный
3 этап – подготовительный
8 этап – обобщения и систематизации З и СД
9 этап – контроль и самоконтроль
10 этап – коррекционный
12 этап – итоговый
13 этап – рефлексия
Основная часть урока (8-9 этапы) посвящалась обобщению исистематизации имеющихся знаний по заявленной теме.
Данный тип урока требует определенной логики: смотри выше
Актуализация помогла учащимся восстановить сведения об объекте изучения – служебных частях речи – частице, её разрядах и функциях.
Мотивация – подвела детей к вопросу необходимости изучения данной темы. Использование технологической карты по теме «Частица» помогло детям самостоятельно сформулировать цель их деятельности и конечный результат.
Обобщению ранее изученного способствовала беседа и слова-подсказки на доске.
Систематизировали свои знания дети с помощью графических систематизатиров (таблицы)
Контроль предполагал проверку степени усвоения знаний учащихся.
Коррекционный этап урока способствовал определению затруднений и способам их исправлений.
Рефлексия дала ответы на вопросы: удалось ли реализовать цели, поставленные себе, в чем испытывали трудность в достижении результатов.
Содержание урока было наполнено использованием эмпирических знаний (что такое частица, части речи, функции и т. д.), теоретических – установление закономерностей в правописании НЕ с существительными, прилагательными, наречиями. Отрабатывались предметные умения, а также ОУУН (сравнивание, обобщение, систематизация, анализ, пользование таблицей)
В процессе урока формировался опыт творческой деятельности – придумать, составить, подобрать слова. Формирование целей урока самими учащимися, творческое домашнее задание, умение аргументировано доказывать существующие закономерности, умение правильно оценивать высказывание одноклассника способствует поддержанию познавательного интереса к предмету.
На уроке использовались методы: на этапе актуализации – репродуктивный, частично-поисковый на этапе обобщения.
ФОПД6 фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная работа и т.д.
На уроке был предусмотрен мягкий контроль учителя на каждом этапе урока и самоконтроль.
Результаты урока: считаю, что поставленные цели достигнуты. Проведенная диагностика системы качеств знаний показала, что на творческом уровне в классе работает 1 человек (Уланов Коля), на конструктивном – 9 человек и на репродуктивном – 1 человек (Бессонов Женя)
Перспективу работы вижу в том, чтобы научить детей применять освоенный материал, использовать в работе другие формы деятельности (ГСО, дифференцированный подход) с целью вовлечения каждого ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные уроки
Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского...
Такие разные уроки
Применяемые виды уроков...
Такие разные уроки
Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....
Такие разные уроки
Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...
Такие разные уроки
Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....
ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ
Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создав...
Сборник сценариев уроков "Такие разные уроки"
Такие разные уроки: сборник «Серия уроков с использованием современных педагогических технологий»/автор-составитель, Р.В. Грудинина. – Новая Игирма, 2015. – В сборнике пре...