ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ
учебно-методический материал по мхк (9 класс) на тему
Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создаваться учениками вместе с учителем во время занятий и после них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (МХК =литература=музыка)
Тема: «Мотив крика и одиночества в разных видах искусства»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-исследование
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Цель урока: создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, проследить взаимосвязь живописи, литературы, скульптуры и действительности
Задачи:
- Развитие способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства.
- Формирование умения понимать многозначность образов искусства.
Ход урока
- Погружение в тему урока:
Тема сегодняшнего разговора необычна. Мы будем обсуждать состояние человека, которое считается скорее аномальным, но только в быту, а не вискусстве
Слайды крика
- Что делают эти люди?
- Как вы относитесь к крику?
- А почему человек кричит?
- Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска).
Обратимся к эпиграфу урока:
Мне совершенно все равно –
Где совершенно-одинокой быть…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино….
- А какое душевное состояние отражает стихотворение Марины Цветаевой? (одиночество).
- Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному)
- Связаны ли понятия «крик» и «одиночество»? Можно ли кричать беззвучно?
- Кричит ли герой этого стихотворения? О чем?
- Тема нашего урока «Мотив крика и одиночества в произведениях искусства»
Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно, кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья.
Вы осуждаете людей, которые кричат?
Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека?
Учитель: Так. Что же такое крик?
Ученики:
Крик - это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния).
Ученики:
Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении.
Учитель: Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким.
Давайте поговорим о крике души и об одиночестве.
Какие чувства сопровождают это состояние человека?
Ученики:
Тоска, боль, грусть, страх, крик.
Учитель: давайте посмотрим, как и с помощью каких средств художник может передать эти чувства человека.
Картины: "Девятый вал" И. Айвазовского, "Последний день Помпей" К. Брюллова, "Демон сидящий" М. Врубеля, отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию.
Учитель: Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник- поэт словом!
Музыка на стихи "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтова. Услышать к, какие средства использует поэт, что донести образ? Какое из фото больше подходит к муз произведению?
Учитель: Мы не ошибемся, если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова?
Ученики:
Демон, Мцыри, Узник.
VI. Учитель:
- Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти. Кричит, кричит, кричит.
Учитель:
Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто.
Но всегда ли уместен крик?
Есть ли у крика цвет?
Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.
- Учащиеся организованы в 3 творческие группы.
Творческие отчеты в группах.
Вывод: Сравнить крик Мунка – беззвучный, крик Наровчатова – вселенский, крик Сидура – взывающий. Прослеживается ли мотив одиночества в этих произведениях? С помощью каких средств выражены чувства?
Виды искусства - временной
Задание перед прослушиванием:
О чем кричат эти парни? Что помогло понять вам понять песню?
Просмотр клипа. Чтение перевода.
- Заключительный этап урока.
- Можно ли объединить эти произведения?
- Да - тематически, по авторскому замыслу, по идейному звучанию.
- Зачем кричат герои в этих произведениях?
Крик - это нить, которая связывает человека с миром, это сердечная взаимосвязь людей, это возможность человека вырваться из жестокого круга войны, горя, отчаяния.
Возврат к эпиграфу
Я хочу, чтобы вы всегда помнили, что рядом с криком отчаяния есть крик радости, рядом со смертью есть рождение, одиночество обязательно сменяется общением, семьей, что рядом со злом живет добро
. Стихотворение Блока
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Рефлексия Чтение диамантов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
такие разные уроки
методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий...
Такие разные уроки
Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского...
Такие разные уроки
Применяемые виды уроков...
Такие разные уроки
Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....
Такие разные уроки
Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...
Такие разные уроки
Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....
Сборник сценариев уроков "Такие разные уроки"
Такие разные уроки: сборник «Серия уроков с использованием современных педагогических технологий»/автор-составитель, Р.В. Грудинина. – Новая Игирма, 2015. – В сборнике пре...