Урок "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 11-м классе на тему
“Комплексный анализ текста”
Цели:
Обучающая.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста, обобщение знаний учащихся по основным разделам науки о языке.
Развивающая.
Развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.
Воспитывающая.
Воспитывать любовь к чтению, уважение к слову
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока – «Комплексный анализ текста». Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к экзамену.
II. Первоначальная работа с текстом.
Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником. Тексты в виде раздаточного материала имеются у каждого ученика.
(1) Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким в это время солнцем. (2) Если посмотришь направо, на лиственный склон горы, то среди медно-красной листвы увидишь, как среди домов кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Внизу трава ещё зелёная, как будто молодая, а меж голубоватых камней, как полированная, блестит вода. (4) В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает тёмный цвет, медленно кружит опавшую листву и затем мчит её дальше по каменистому ложу.
(5) Виноград вприкуску с хлебом, особенно под теплым небом, кажется необыкновенно вкусным. (6) И тут же можно напиться осенней, студёной, как драгоценное вино, воды. (7) Рядом с нами лежат пока ещё не разобранные удочки и пол-литровая банка с икрой.
(8) В одном месте вода бурлит огромными клубами, чуть ли не фонтанами, пытаясь растечься вширь, но, стеснённая каменными берегами, устремляется вперёд, летит, обрызгивая прибрежные камни. (9) Едва только я опустил удочку в самое отчаянное клокотание, как почувствовал, что меня тянет вниз.
(10) И вот из потока, извиваясь на крючке, облегчённо выскочила серебряная рыбина. (11) Особенно волнующим, истинно красивым было сочетание летящей волны и напряжённой лески, когда слышится гневный рывок пойманной форели.
(12) Искренне обрадованные неожиданно богатым уловом, мы немедленно тронулись в путь. (13) После такой рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, отмеченную обыкновенно более густым цветом.
(По В. Солоухину)
III. Самостоятельная работа учащихся в парах.
Учащимся демонстрируются слайды в следующем порядке: слайд с теорией для актуализации знаний, слайд с заданиями - слайд с ответами. Ученики выполняют задание, затем делают взаимопроверку, сверяясь с ответами.
Слайд1.
Стили речи.
Стиль речи | Сфера употребления | Лексические особенности | Грамматические особенно сти | Синтаксические особенности | Общие признаки | Функция | Жанры | ||
Художест-венный | Художественная литература (проза, поэзия) | - образные слова; -оживление внутренней формы слов; - использование лексики других стилей; - использование средств художественной выразительности | Неограниченность в использовании словообразователь-ных моделей, частей речи | Неограниченность в использовании синтаксических конструкций | - художественно-образная речевая конкретизация; - слово переводит понятие в образ | -эстетическая; - эмоционально-образное воздействие | Литературные жанры: рассказ повесть роман драма поэма стихотворение и др. | ||
Научный
| Ориентированность на научно-технический прогресс | - термины; - общеупотребительные слова; -слова с отвлеченным значением; -номенклатурные знаки (обозначающие единичные понятия) | - использование словообразовательных аффиксов; - служебные средства языка (союзы, частицы); - использование во мн.ч. абстрактных и вещественных сущ. | - сложные предложения с подчинительной связью; - изложение от 1 лица мн.ч. | Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы; логичность; незначительность авторского Я | Предельно ясно и точно донести информацию | Статья, монография, учебник, патентное описание, реферат, аннотация, каталог, справочник, инструкция | ||
Публицистический | Обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социально-бытовым, философским и т.д. | - нейтральная, общестилевая лексика, - концептуальная лексика; - эмоционально- оценочная лексика | - безличные глаголы - краткие причастия | - лаконичность конструкций; - построение по принципу «вопрос-ответ»; - рубленые фразы; - присоединительные конструкции; -синтаксический параллелизм; -восклицательные предложения | Общедоступность, большая роль эмоционального, яркая выраженность авторского Я | Воздействие, сообщение | Очерк, репортаж, статья, фельетон, заметка, интервью, рецензия | ||
Официально-деловой | Обслуживает сугубо официальные сферы человеческих отношений; характеризуется определенным более или менее ограниченным кругом тем | - международные термины; - этикетные слова; - стандарты; - прямое значение слов | - безличные глаголы; - глаголы-связки (составляет и др.) | - исключение сложных конструкций | Обобщенность выражения | Информиро-вание | Выступление, доклад, дипломатические акты, законы, деловые бумаги, служебная переписка | ||
Разговор-ный | Бытовая | - конденсаты (замена сочетаний одним словом); - дуплеты; - слова-указатели; - существительные с опустошенным значением; - слова- «губки»; - слова-эрзацы (заменяют точное значение) | - местоимения; - отсутствие причастий и деепричастий; - звательные формы; - усеченные глаголы | - простые предложения; - неполные предложения; - присоединительные конструкции; - сложные бессоюзные предложения; - дробления; - устойчивые построения | Отсутствие официальных отношений, непосредственность общения, неподготовленность | Коммуникативная функция непосредственного общения | Диалог, монолог («рассказ»), полилог |
Слайд 2
Типы речи (смысловые типы текстов).
Слайд 3.
1. Определите стиль текста.
1)Научно-популярный
2)Публицистический
3)Художественный
4)Деловой
2. Какие типы речи представлены в тексте? 1) повествование с элементами описания и рассуждения; 2) повествование и рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и описание
3. В каком предложении автор описывает наиболее яркое впечатление, полученное от рыбалки? 1)5 2)9 3)11 4)12
Слайд 4.
1. 3
2. 1
3. 3
Слайд 5.
Способы словообразования.
1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы: 1) приставочный: делать < пере-делать; 2) суффиксальный: синий < син-ев-а; 3) постфиксальный: мыть < мыть-ся; 4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник; 5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся; 6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся; 7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся. 2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования: 1) сокращение: заместитель < зам, 2) сложение: а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать; б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.
Слайд 6.
4. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. 5. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. 6. Из предложения 8 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. 7. Из предложений 1 – 7 выпишите слова, образованные путём сложения.
Слайд 7.
4. вширь, вперёд . 5. растечься, прибрежные. 6. стеснённая, устремляется, обрызгивая. 7. медно-красной, пол-литровая.
Слайд 8.
8. Из предложений 3 – 4 выпишите наречие времени, которое необходимо отличать от местоимения с предлогом. 9. Из предложений 10-11 выпишите частицу. 10. Из предложения 13 выпишите наречие, образованное приставочным способом. 11. Из предложений 10-13 выпишите прилагательное в форме составной сравнительной степени. 12. Из предложений 1-2 выпишите указательное местоимение. 13. Из предложений 3-4 выпишите предлог из второго простого предложения, входящего в состав сложного. 14. Из предложений 7-9 выпишите числительное. 15. Из предложения 8 выпишите причастие. 16. Из предложений 10-13 выпишите глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 2-го лица.
Слайд 9.
8. затем. 9. и вот. 10. невольно. 11. более густым. 12. это . 13. меж. 14. в одном. 15. стеснённая. 16. замечаешь.
Слайд 10.
Типы связи в словосочетании.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например:правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Слайд 11.
17. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью управление. 18. Из предложения 9 выпишите словосочетания со связью согласование. 19. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью примыкание. 20. Среди предложений 1-7 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. 21. В первом абзаце найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 22. Среди предложений 1-5 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения. 23. Среди предложений 9 – 12 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 24. Определите тип сказуемого в первом простом предложении. 25. Укажите номер предложения, соответствующего характеристике: «простое предложение с однородными членами, одним причастием и двумя деепричастными оборотами». 26. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. 27. Среди предложений 4-10 найдите предложение, осложненное сравнительным оборотом. Напишите номер предложения. 28. Определите вид первого придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 2. 29. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 11. 1) определительное 2) образа действия 3) места 4) времени 30. Какое из предложений 3-9 связано с предыдущими при помощи союза? Напишите номер этого предложения. 31. Среди предложений 8-13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.17.
Слайд 12.
17. тронулись в путь, обрадованные улову. 18. отчаянное клокотание, самое отчаянное. 19. искренне обрадованные, неожиданно богатым, немедленно тронулись. 20. 6 21. 1 22. 4 23. 12 24. Составное именное сказуемое 25. 8 26. 2 27. 6 28. придаточное условия 29. 1 30. 6 31.13
Слайд 13.
Заполнить таблицу
Примеры | |
Фразеологизмы | |
Синонимы | |
Антонимы | |
Паронимы | |
Эмоционально окрашенные слова |
Домашнее задание.
1. Составить таблицу изобразительно-выразительных средств.
Название | Определение | Примеры |
2. Повторить стили/типы речи;
типы словосочетаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...