Презентация "Комплексный анализ текста"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Презентация к одноименному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_kompleksnyy_analiz_teksta.pptx280.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили речи. 1.Художественный. Особенности: - образные слова,оживление внутренней формы слов,использование лексики других стилей,использование средств художественной выразительности. Неограниченность в использовании словообразовательных моделей, частей речи. Неограниченность в использовании синтаксических конструкций. 2.Научный. Особенности: термины,общеупотребительные слова, слова с отвлеченным значением,номенклатурные знаки (обозначающие единичные понятия ). И спользование словообразовательных аффиксов, служебные средства языка (союзы, частицы ), использование во мн.ч. абстрактных и вещественных сущ . Сложные предложения с подчинительной связью, изложение от 1 лица мн.ч . 3.Публицистический. Особенности: нейтральная , общестилевая лексика, концептуальная лексика , эмоционально- оценочная лексика.Безличные глаголы ,краткие причастия. Лаконичность конструкций, построение по принципу «вопрос-ответ », рубленые фразы, присоединительные конструкции,синтаксический параллелизм,восклицательные предложения. 4. Официально-деловой. Особенности: международные термины, этикетные слова, стандарты,прямое значение слов. Б езличные глаголы, глаголы-связки ( составляет и др .).

Слайд 2

Типы речи (смысловые типы текстов ). 1. Повествование - тип речи , в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. 2. Описание - тип речи , в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений . 3. Рассуждение - тип речи , в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Слайд 3

1. Определите стиль текста. 1)Научно-популярный 2)Публицистический 3)Художественный 4)Деловой 2 . Какие типы речи представлены в тексте? 1) повествование с элементами описания и рассуждения; 2) повествование и рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и описание 3 . В каком предложении автор описывает наиболее яркое впечатление, полученное от рыбалки? 1)5 2)9 3)11 4)12

Слайд 4

1 . 3 2 . 1 3 . 3

Слайд 5

Способы словообразования. 1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы: 1) приставочный: делать < пере-делать ; 2) суффиксальный: синий < син-ев-а ; 3) постфиксальный: мыть < мыть-ся ; 4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник ; 5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся ; 6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся ; 7) приставочно-суффиксально-постфиксальный : говорить < пере-говар-ива-ть-ся . 2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования: 1) сокращение: заместитель < зам, 2) сложение: а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать; б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.

Слайд 6

4. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. 5. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. 6. Из предложения 8 выпишите слова, образованные суффиксальным способом. 7. Из предложений 1 – 7 выпишите слова, образованные путём сложения.

Слайд 7

4. вширь, вперёд . 5 . растечься, прибрежные. 6 . стеснённая, устремляется, обрызгивая. 7 . медно-красной, пол-литровая.

Слайд 8

8. Из предложений 3 – 4 выпишите наречие времени, которое необходимо отличать от местоимения с предлогом. 9 . Из предложений 10-11 выпишите частицу. 10 . Из предложения 13 выпишите наречие, образованное приставочным способом. 11 . Из предложений 10-13 выпишите прилагательное в форме составной сравнительной степени. 12 . Из предложений 1-2 выпишите указательное местоимение. 13 . Из предложений 3-4 выпишите предлог из второго простого предложения, входящего в состав сложного. 14 . Из предложений 7-9 выпишите числительное. 15 . Из предложения 8 выпишите числительное. 16 . Из предложений 10-13 выпишите глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 2-го лица.

Слайд 9

8. затем. 9 . и вот. 10 . невольно. 11 . более густым. 12 . это . 13 . меж. 14 . в одном. 15 . стеснённая. 16 . замечаешь.

Слайд 10

Типы связи в словосочетании. Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу ; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу . При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже). Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший ; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого ; собрался сделать, соберутся сделать ; его дом, его дому.

Слайд 11

17. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью управление. 18. Из предложения 9 выпишите словосочетания со связью согласование. 19. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью примыкание. 20. Среди предложений 1-7 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. 21. В первом абзаце найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 22. Среди предложений 1-5 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения. 23. Среди предложений 9 – 12 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 24. Определите тип сказуемого в первом простом предложении. 25. Укажите номер предложения, соответствующего характеристике: «простое предложение с однородными членами, одним причастием и двумя деепричастными оборотами». 26. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. 27. Среди предложений 4-10 найдите предложение, осложненное сравнительным оборотом. Напишите номер предложения. 28. Определите вид первого придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 2. 29. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 11. 1) определительное 2) образа действия 3) места 4) времени 30. Какое из предложений 3-9 связано с предыдущими при помощи союза? Напишите номер этого предложения. 31. Среди предложений 8-13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.17.

Слайд 12

17. тронулись в путь, обрадованные улову. 18. отчаянное клокотание, самое отчаянное. 19. искренне обрадованные, неожиданно богатым, немедленно тронулись. 20. 6 21. 1 22. 4 23. 12 24. Составное именное сказуемое 25. 8 26. 2 27. 6 28. придаточное условия 29. 1 30. 6 31.13

Слайд 13

Примеры Фразеологизмы Синонимы Антонимы Паронимы Эмоционально окрашенные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...