Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройденный материал, но и повышает интерес к предмету, предъявляет более высокий уровень к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznoe_slozhnoe_predlozhenie.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе «Бессоюзное сложное предложение»
Тема урока: бессоюзное сложное предложение.
Цели урока:
образовательные – обобщение и систематизация теоретических сведений по теме; совершенствование умения определять смысловые отношения и грамотно расставлять между частями БСП; уметь отличать БСП от других видов сложных предложений;
развивающие - активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;
воспитательные - воспитание интереса к предмету; формирование положительных качеств личности; приобщение учащихся к народной мудрости.
Планируемые результаты:
личностные - интерес к учебной деятельности, уважение к культуре своей страны, готовность вести диалог с другими людьми;
метапредметные – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
предметные – знание признаков и особенностей БСП; умение правильно расставлять знаки препинания в БСП в соответствии со смысловыми отношениями между его частями.
Тип урока: нестандартный, обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оборудование: проектор, игровая дорожка, ордена Шелковых умников.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Формулирование темы и целей урока.
Тема урока объявляется учителем, цели формулируют сами учащиеся.
Учитель объясняет учащимся правила игры.
В каждом агоне участвуют 3 участника, которые идут по зеленой, желтой и красной дорожке. Зеленая дорожка состоит из четырех квадратов, желтая – из трех, красная – из 2. Учащиеся, идущие по зеленой и желтой дорожкам, имеют право на ошибки, соответственно на 2 и 1. Идущий по красной дорожке права на ошибку не имеет. Если учащийся, идущий по дорожке, не отвечает на вопрос, то на него может ответить учащийся из состава зрителей и получить орден Шелкового умника. В конце урока ордена Шелковых умников подсчитываются и учащимся также выставляются оценки.
III. Проведение игры.
1 агон.
А) Вопросы, позволяющие игрокам выбрать дорожку. (Выбирает тот, кто первым отвечает на вопрос. Учащемуся, который не ответил ни на один вопрос, достается красная дорожка)
1 вопрос. Какие предложения называются БСП?
2 вопрос. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: «Дал клятву я: жизнь посвятить народу»( М. Джалиль)
Б) Зеленая дорожка.
1 вопрос. Какой знак необходимо поставить между частями БСП, вторая часть которого поясняет первую или раскрывает ее содержание? Приведите пример.
2 вопрос. Определите вид предложения: «Правда – это значит победа совести в человеке». (М. Пришвин) Постройте его схему.
3 вопрос. Определите смысловые отношения между частями в предложении: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь». (Русская пословица). Объясните значение данной пословицы.
4 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего».(Китайская мудрость).
В) Желтая дорожка.
1 вопрос. В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите пример.
2 вопрос. Определите смысловые отношения между частями БСП: «На глаз поверишь – криво отмеришь». (Русская пословица) Постройте его схему.
3 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего – стыд перед самим собой»(Л.Н. Толстой).
В) Красная дорожка.
1 вопрос. Расскажите об интонации БСП, между частями которых ставится тире. Приведите примеры.
2 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Я тобою дышу, я тебе присягаю, о мой малый народ, мой любимый народ».(Р Гамзатов).
2 агон.
А) Вопросы, позволяющие игрокам выбрать дорожку.
1 вопрос. Почему пословицы чаще всего представляют собой БСП, между частями которого ставится тире?
2 вопрос. Расскажите об интонации БСП, между частями которых ставится точка с запятой. Приведите примеры.
Б) Зеленая дорожка.
1 вопрос. В каких случаях между частями БСП ставится двоеточие. Приведите пример.
2 вопрос. Определите вид предложения: «Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти- это высшая честь». (А. Твардовский). Постройте его схему.
3 вопрос. Определите смысловые отношения между частями в предложении: «Незнанием никогда не следует гордиться: незнание есть бессилие». (Н.Г. Чернышевский) Объясните значение высказывания.
4 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Мужество есть великое свойство души, народ, им отмеченный, должен гордиться собою».(Н.М. Карамзин)
В) Желтая дорожка.
1 вопрос. Какой знак необходимо поставить между частями БСП, если вторая часть содержит в себе вывод или следствие? Приведите пример.
2 вопрос. Определите смысловые отношения между частями БСП: «Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной» (М. Горький) Постройте его схему.
3 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Правды надо держаться - истину надо искать» (М. Пришвин)
В) Красная дорожка.
1 вопрос. Расскажите об интонации БСП, между частями которых ставится двоеточие. Приведите примеры.
2 вопрос. Сделайте синтаксический анализ предложения: «Мир строит - война разрушает» (Русская пословица)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Постарайтесь построить свои высказывания в форме БСП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....