Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_teksta_rassuzhdenie_po_lingvisticheskomu_vyskazyvaniyu.docx | 333.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию
Цели: подготовить обучающихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, способствовать развитию мыслительных навыков обучающихся (умение работать с информацией, проявлять способность к разумному рефлективному творческому мышлению); повторить структуру текста-рассуждения, отрабатывать умение понимать нужную речь, мысли автора, подвести к осознанию обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценке результатов деятельности своей и всего класса.
Задачи: создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы, совершенствовать умение продуцировать собственное связное высказывание типа «рассуждение», посвященное лингвистической проблеме, находить аргументацию в исходном тексте, развивать умение анализировать информацию, сортировать ее для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
Умение выявлять лексические особенности текста; определять тему, основную мысль; находить аргументы в тексте. | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения. |
Ход урока:
I.Мотивационный этап
1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Каждый урок – это подготовка к сдаче экзамена. Мы отрабатываем приемы компрессии текста, выполняем тестовые задания, пишем сочинение-рассуждение. Вот и сегодня мы с вами займемся работой, которая требует умения определять смысловую нагрузку текста, исследовать его лексические и грамматические явления и не только это.
- О чем пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.
2. Обучающиеся предлагают формулировки темы, учитель корректирует ее.
3. Молодцы! Вы правильно заметили, что речь пойдет о сочинении-рассуждении по лингвистическому высказыванию. Но мы его будем не писать его, а создавать. Поэтому тема урока звучит так: «Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию» (слайд №1)
4. Дети записывают дату и тему урока.
- Какую учебную задачу нам предстоит решить, исходя из темы?
3.Обучающиеся определяют учебную задачу: написать сочинение-рассуждение.
- Что мы должны знать и уметь, чтобы справиться с задачей?
(Примерные ответы:
знать: композиционные части рассуждения, языковые средства связи частей текста;
уметь: выдвинуть тезис, обосновать его, сделать вывод, подтверждающий тезис, создавать отдельные композиционные части сочинения по прочитанному тексту.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Слово учителя: Итак, вы уже знаете, какие изменения вас ждут на экзамене по русскому языку. Назовем их еще раз: цитаты будут ориентированы на любое явление языка, представленное в тексте, а не разделы грамматики; аргументы не обязательно должны иллюстрировать разные языковые явления, как это было в прошлом году; в части С2 осталось только одно сочинение по лингвистическому высказыванию, которое отражает лексические или грамматические явления текста и раскрывает его идейно-нравственное содержание.
- Обратимся к теме урока: «Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию». Направление в работе нам даст высказывание Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (слайд №2 ). Создавая рассуждение, мы будем опираться на текст Анатолия Алексина, на основе которого проведем традиционную словарно-орфоэпическую работу.
- Словарно-орфоэпическая работа: (слайд №3)
1) объяснить правописание слов, зачитать в соответствии с постановкой ударения и произношения:
- Величал по (имени) отчеству
- Кричали воле..болистам
- Приседали (на) корточки
- Стилем ба (т,тт)ерфляй
- Интересный ..ксюморон
- Значения с..некдохи
- Пример парце(л,лл)яции
- Использование э(л,лл)ипсиса
- Экспре(с,сс)ивные слова
- Компре(с,с)сия текста
2) При анализе каких языковых явлений можно использовать эти словосочетания?
(лексических)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Сочинение-рассуждение по лингвистическому высказыванию, которое мы будем создавать, непростая работа. Чем она является для вас? Посмотрим, как вы выразили свое понимание проблемы в синквейне.
Задание
Творческое, трудное
Находить, исследовать, доказывать
Формирование навыков работы с текстом
Рассуждение
- А вот как я понимаю эту проблему: (слайд №4)
Сочинение
Аргументированное, творческое
Развивает, доказывает, учит
Наблюдение над лексическими и грамматическими явлениями
Знание
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
- Слово учителя: Продолжим применять свои знания на практике. Откройте сборники типовых экзаменационных заданий под редакцией И.П.Цыбулько на странице 16.
- Прочитайте, пожалуйста, текст Анатолия Алексина.
- Один ученик или ученица читает текст.
- Вы уже хорошо знаете, что такое тема, микротема, основная мысль текста.
- Определите смысловую нагрузку этого отрывка.
(смысловая нагрузка текста заключается в том, что героиня могла сделать все достижимым для родных и близких)
- Найдите предложения, в которых говорится, почему Колька гордился своей мамой. (3-4)
Вывод: всем – друг, всем с ней хорошо: такой мамой можно гордиться.
- А теперь еще раз обратимся к высказыванию писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (слайд №5)
- Объясните смысл высказывания, найдите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
( Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,
о взаимосвязи лексики и образности в тексте.)
- Выясните, о каких свойствах языка и языковых явлениях идёт речь в высказывании. ( лексических.)
- Обратите внимание, какие лексические явления наблюдаются в тексте?
- Что для понимания основной мысли текста дают слова: «величал» из предложения №1, «достижимым» из предложения №19.
(достижимым – причастие, которое образовалось от глагола достичь, т.е. добиться желаемого самому, что возможно рядом с таким человеком, как Леля.
Величал – от прилагательного великий – автор использует, чтобы показать значимость героини, уважительное отношение к ней окружающих.)
- Проведем лексический эксперимент:
- Замените эти слова стилистически нейтральными синонимами. Что-то изменилось?
- Почему автор использует именно эти слова в тексте?
( они помогают создать образ героини)
- Зачитайте предложение №16. Назовите средство речевой выразительности, которое использует автор. Определите его роль в тексте.
( метафора – не давала громкого свистка, значит, не была резкой, не повышала голоса).
- Обобщим сказанное: сделайте вывод о взаимосвязи лексики и образности.
( Именно благодаря лексике создается образ в произведении)
- Слово учителя: Вы уже знаете, что написание сочинения-рассуждения – это непростой процесс. Опыт прежних работ показал, что вами были допущены ошибки. Я их проанализировала и выявила типичные. Обратите внимание – они у вас на столах. Изучите их, пожалуйста.
- Чтобы предупредить ошибки в сочинениях, которые вы создадите, предлагаю провести поисково-исследовательскую работу по обнаружению ошибок в тексте, который я нашла в Интернете: (слайд №6)
( Я поддерживаю мнение Федина то, что «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». И привожу примеры о том, что в тексте Алексина есть слова спортивной лексики: гасить, сетка, матчи.
Так же автор использует разговорные слова: покажем, имени-отчеству, воротом.
Следовательно, писатель прав утверждая о точности слова и смысла.)
- Вам уже знакомы критерии оценивания части С2. Все ли требования. Обозначенные в критериях, соблюдены автором сочинения?
- Какие ошибки вы видите в этой работе?
- Корректировка написанного: работа у доски.
Слово учителя: Я надеюсь, что вы постараетесь не допустить подобные ошибки при создании сочинения на сегодняшнем уроке.
V. Реализация построенного проекта.
Установочный этап: определение задания.
- Слово учителя: А мы продолжаем. Работа в группах для вас не нова. На рабочем столе ваших компьютеров и планшетов находятся задания, задача которых заключается в выборе смысловых частей сочинения по данным клише, реконструкции недостающей информации, соотнесении ее с заданной и выделении проблемы.
- Прочитайте задание.
- Обучающийся читает задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (слайд №7 )
- Что ж, приступим к созданию сочинения. Сформулируйте тезис, отразив в нем позицию автора высказывания. Начать сочинение можно, воспользовавшись приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами К.А.Федина». А можно поступить по-другому. Откройте папку под названием «Тезис», в ней вы найдете разные варианты тезиса. Выпишите тот, который вам понравится.
- Зачитайте эти варианты.
- А теперь выразите свое отношение к авторской позиции. С этой целью откройте папку под названием «Кейс-задача», предложите свой вариант решения проблемы, обработав материалы кейса.
- Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось.
- Обращаемся к материалами все той же папки. Даны задания, даны клише, ваша задача – привести аргументы, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления, связав вступление с основной частью.
- Зачитайте.
- Я напоминаю вам о критериях оценивания примеров-аргументов. (слайд №8) Сделайте выводы о наличии в сочинении примеров-аргументов.
(Примерные ответы:
общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.)
- Подведите итог, обобщив сказанное. Проследите, чтобы вывод вашей работы был логически связан с предыдущим изложением и не противоречил по смыслу тезису и аргументам.
- А теперь зачитайте сочинения, которые у вас получились.
- Обучающиеся поэтапно составляют части сочинения и проговаривают их, затем зачитывают всю работу.
- Сохраните, пожалуйста, получившиеся сочинения на компьютерах с целью корректировки и доработки текстов дома.
VI. Включение в систему знаний и повторение:
1. Слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы создали сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию, прибегая к помощи клише, которые были под рукой, вы советовались с членами вашей рабочей группы. Дома вам предстоит самостоятельно, шаг за шагом выполнить подобные действия, чтобы у каждого получилось сочинение-рассуждение по высказыванию Льва Васильевича Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Составьте, пожалуйста, «Дорожную карту», в которой отразите все шаги создания сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию: (слайд №9)
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Шаг 3. Оформляем вступление
Шаг 4. Пишем основную часть
Шаг 5. Пишем заключение
- Я думаю, шаги этой карты подскажут путь, по которому вы поведете свои рассуждения в домашней работе.
VII. Рефлексия :
1 Слово учителя: Подводя итог проделанной работе, я предлагаю вам продолжить предложение:
Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно… (слайд №10)
VIII. Итог. А сейчас консультанты групп оцените работу их членов.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение по высказыванию Льва Васильевича Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Этапы урока:
- Обучающиеся предлагают формулировки темы, учитель корректирует ее.
- Словарно-орфоэпическая работа
- Проверка д/з: синквейн.
- Чтение текста Анатолия Алексина
- Лексический анализ, лексический эксперимент
- Поисково-исследовательская работа
- Создание сочинения.
- Сформулируйте тезис
- Выразите отношение к авторской позиции
- Приведите аргументы
- Сделайте вывод
- Зачитать сочинения
- Домашнее задание
- Составить «Дорожную карту»
- Продолжить предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...
План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»
Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...
4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.
Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...