Памятка для написания части С ОГЭ 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Горячева Светлана Владимировна
Учитель русского языка и литературы филиала МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба в с.Ключи
Значение
лингвистических терминов и языковых явлений в тексте
1 | Запятая | 1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов. 2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста. 3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи. |
2 | Тире | 1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно. 2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении. |
3 | Двоеточие | 1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении. 2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью |
4 | Точка | 1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли. 2.Используется в качестве знака для сокращения слов. |
Скобки | 1. Отделяют слова и предложения , приводимые в качестве каких-либо замечаний. 2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли. | |
5 | Восклицательный знак | 1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли. 2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста. |
6 | Вопроситель-ный знак | 1. Является главным знаком при постановке вопроса. 2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания. 3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации. |
7 | Кавычки | 1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью. 2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова. |
8 | Многоточие | 1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения. 2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста. |
9 | Антонимы | 1. Выражают значение противоположности качественного признака. 2. Используются как художественное средство создания контраста. |
10 | Синонимы | 1.Выражают одно и то же понятие , но разное написание 2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности. 3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас. |
11 | Устаревшие слова | 1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо. 2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи. 3.Способствует внести в текст исторический колорит времени. |
12 | Диалектные слова | 1.Раскрывают особенности говора конкретной местности, традиции и обычаи людей. 2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость. |
13 | Фразеологиз-мы | 1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо. 2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме. |
14 | Разговорныеи просторечные слова | 1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения. 2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения. |
15 | Лексический повтор | 1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания. 2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность. |
16 | Новые слова (неологизмы) | 1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий. 2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления. |
17 | Метафора | 1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий, благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину. 2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту. |
18 | Антитеза | 1. Способствует усилению выразительности речи в тексте 2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
19 | Гипербола | 1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо 2. Содержит непомерное преувеличение |
20 | Олицетворе-ние | 1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека. 2. Способствует усилению выразительность и образности речи. |
21 | Эпитет | 1.Помогает зримо представить предмет. 2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли. |
22 | Сравнения | 1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета. 2. Делает зримым отвлечённое понятие. 3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим. |
23 | Выразитель-ные средства | 1.Способствуют восприятию художественной образности текста. 2.Делают речь ярче, богаче. 3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания. |
24 | Цитата | 1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения мысли текста. 2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной. 3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением. |
25 | Графические средства | 1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость. 2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли. |
26 | Союзы | 1.Служат для соединения однородных членов предложения. 2. Помогают связать простые предложения в составе сложного. 3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи. |
27 | Предлоги | 1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении. 2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые...) |
28 | Междометие | 1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах. 2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения. |
29 | Прилагатель-ное | 1.Помогает обозначить в речи признак предмета. 2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления. |
30 | Существите-льное | 1.Служит для обозначения предмета. 2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте. |
31 | Глагол | 1.Служит для обозначения действия и состояния предмета. 2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим. 3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род. |
32 | Частицы | 1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола. 2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление) |
33 | Местоимение | 1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их. 2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок. |
Наречие | 1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию. 2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень) | |
34 | Обратный порядок слов | 1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки. 2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении. |
35 | Вводные слова | 1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли. 2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними) 3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей. 4.Придают тексту авторскую индивидуальность. |
36 | Обращение | 1. Называет лицо, к которому обращаются с речью. 2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу. 3.Выражает отношение автора к лицу, которое он называет. |
37 | Однородные члены | 1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков... 2.Помогают создать мысль более точной, выразительной и эмоциональной. |
38 | Бессоюзная связь | 1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте. 2. Демонстрирует динамику и одновременность событий. |
39 | Основа предложения | 1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие. 2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение. |
40 | Неполные предложения | 1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой. 2.Находят свое применение чаще всего в диалоге. |
41 | Прямая речь | 1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей. 2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица. 3. Придает тексту выразительность и эмоциональность. |
42 | Обособленные члены предложения | 1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо. 2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения. |
43 | Словосочета-ние | 1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. 2.Служит основным звеном для построения предложения. |
44 | Сложные предложения | 1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью. 2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции. |
45 | Диалог | 1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя его индивидуальность и достоверность. 2.Придает тексту выразительность и эмоциональность. |
46 | Орфография | 1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме. 2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный) |
47 | Пунктуация | 1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи. 2. Создает правила постановки знаков препинания на письме. |
48 | Лексика | 1.Помогает пополнить словарный запас человека. 2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением. |
49 | Фонетика | 1. Изучает звуковую сторону речи. 2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание. |
Морфология | 1.Помогает изучить слово как часть речи. 2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте. | |
50 | Публицистиче-ский стиль | 1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям. 2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям. 3.Информирует читателя, передает значимую информацию. |
51 | Художествен- ный стиль | 1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. 2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов. 3. Является "ключом" к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание. |
52 | Слова с уменьшитель-ными суффиксами | 1. Способствуют создать образ с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени. 2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь. |
53 | Многосоюзие | 1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания. 2. Придаёт выразительность и значимость мысли. |
54 | Умолчание | 1.Побуждает к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором. 2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий. |
55 | Абзац | 1. Служит для выделения основной микротемы и перехода к другой. 2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве. 3.Помогает правильно понять текст, отделять одну его часть от другой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....
Памятка по написанию части С ЕГЭ по русскому языку
В Памятке содержатся рекоендации по написанию сочинения в формате ЕГЭ: перечислены обязательные элементы содержания, представлены языковые конструкции, которые можно использовать в разных частях сочин...
Памятка для написания сочинения в 11 классе
Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....
памятка по написанию сжатого изложения. 9 класс
Основные приемы компрессии текста. Памятка для девятиклассников, сдающих ОГЭ....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)
Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...
Памятка для написания части С
Собственная разработка для учащихся 11 класса...