Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamjatka_dlja_napisanija_sochinenija-rassuzhdenija.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Шаблоны: автором проблема может быть:
поставлена
изложена
рассмотрена
выдвинута
затронута
поднята
сформулирована
исследована
проанализирована
Возможные проблемы:
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
3. Комментируем проблему.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
социальная
общественно-политическая
идеологическая
морально-этическая философская
психологическая
нравственная
эстетическая
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая
животрепещущая
жизненная
насущная
первоочередная
острая
важная
серьёзная
спорная
глубокая злободневная
актуальная
главная
сложная
принципиальная
жгучая
наболевшая
основная
неразрешимая
назревшая
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих
лучше понять трагизм происходящего серьёзно размышлять
критичнее относиться к…
по-иному посмотреть на…
поделиться мыслями о…
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или его части.
Рассуждений по поводу всех проблем текста.
Комментариев о действиях героев текста.
Избегать повторов слова «проблема»
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
Автор может
Посвящать свою статью
Решать заявленную проблему
Эмоционально воздействовать на читателя
Делать читателя своим союзником
Образно воссоздавать картину происходящего
Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
Раскрывать сущность поставленных проблеем
Точно формулировать (выражать)мысль
Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
Подчёркивать остроту поставленной проблемы
Видеть глубину и актуальность проблемы
Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
Выражать мнение большинства
Пытаться понять, почему
Использовать ряд убедительных аргументов
Побуждать искать истину
Стараться объяснить, почему
Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
Заставить сделать переоценку отношений.. Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
Утверждать, что…
Уточнять некоторые моменты
Писать интересно и ново о старых проблемах
Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
Привести в качестве примера цитату
Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Дать новую жизнь старой теме
Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
Подчеркнуть истинное положение вещей
Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
Показывать образец поведения, отношения к жизни
Говорить с тревогой о наболевших проблемах
Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
Призывать нас к …
Представлять истинную картину происходящего
Клише:
Автор считает, что… Автор утверждает, что…
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.
Важно доказать, почему вы так думаете.
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
тезис
аргументация
вывод
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Во-первых,…
Во-вторых,…
Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Клише:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
Например,… Допустим…
По свидетельству кого-либо,… Предположим…
Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
6. Как заканчивать сочинение?
2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Вступление.
Проблемы, над которыми размышляет автор.
Комментарий.
Выявление позиции автора.
Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...
Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений
Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...
Презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" 9 класс
Данная презентация поможет при подготовке к экамену по русскому языку в 9 классе....
Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе
В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Памятка даёт возможность выпускнику лучше понять и запомнить структуру сочинения-рассуждения на ОГЭ...
Памятка для написания сочинения-рассуждения 9.2
Памятка с речевыми клише к сочинению-рассуждению 9.2 ОГЭ поможет легко написать сочинение, соблюдая структуру работы:тезис, аргументы и вывод, а также легко подобрать синтаксические конструкции, перех...