Программа по русскому языку М.М.Разумовская 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса включает пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus_jaz_8.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Боброва Елена Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 г. Петушки
Рабочая программа
по русскому языку
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа).
При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Содержание тем учебного курса
О языке
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес союзов и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты:. Ф. Ф. Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи..
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Язык и речь – 3ч.
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах – 3ч.
Орфография и морфология (повторение) – 7ч.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса – 5ч.
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12ч.
Односоставное простое предложение – 9ч.
Неполное предложение – 3ч.
Речь. Жанры публицистики. Репортаж – 12ч.
Предложения с однородными членами – 12ч.
Предложения с обращениями и вводными конструкциями – 11ч.
Предложения с обособленными членами – 16ч.
Прямая и косвенная речь – 8ч.
Резервные уроки – 4ч.
Контроль за уровнем обучения
Контрольные работы – 11 ч.
Используемый учебно-методический комплекс
«Русский язык. 8 класс». Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др., М., Дрофа, 2012 г.
Календарно-тематическое планирование
Язык и речь (1ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
1 | Русский язык в семье славянских языков | Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков |
Повторение и обобщение изученного в 5—7 классах (3 ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
2 | Разновидности речи | Речь и её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. Средства выразительности в художественной речи | Повторить изученное в разделе «Речь» в 5—7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа | ||
3, 4 | Контрольная работа № 1: изложение без концовки. Анализ изложения | Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели |
Орфография и морфология (повторение) (7ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
5 | Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий | Разграничение имён прилагательных, причастий, наречий; опознавание и образование полных и кратких форм страдательных причастий; соотнесение конкретных суффиксов с определёнными группами слов; правописание суффиксов с буквами н и нн | Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн | ||
6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Правописание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями | Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать) | ||
7 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | Не и ни с местоимениями и наречиями. Сходство различие в написании | Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов | ||
8 | Употребление в тексте частицы ни | Употребление частицы ни для усиления отрицания, для передачи усилительно-обобщённого значения в придаточном предложении | Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщённое значение в придаточном предложении | ||
9 | Употребление дефиса | Употребление дефиса в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах | Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах | ||
10 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения | Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения | ||
11 | Контрольная работа № 2: диктант | Определяется уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки |
Речь (повторение) (2ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
12 | Типы речи | Три типа речи | Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи — рассуждение | ||
13 | Способы и средства связи предложений в тексте | Последовательный и параллельный способы связи предложений в тексте. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимы, слова со значением «целое и его части» и др. | Определять способ и средства связи предложений в тексте |
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
14—16 | Словосочетание | Что такое словосочетание. Словосочетание и предложение. Три типа связи главного и зависимого слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний | ||
17, 18 | Предложение (общая характеристика) | Общая характеристика предложения | Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также общеупотребительные слова |
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
19, 20 | Интонация простого предложения | Понятие об интонации. Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как основные элементы интонации | Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста | ||
21, 22 | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | Главные члены предложения и их роль в простом двусоставном предложении. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении | ||
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | Тире и его отсутствие между подлежащим и сказуемым | Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме | ||
24 | Правильное согласование главных членов предложения | Правильное согласование главных членов предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого (трудные случаи) | Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования | ||
25, 26 | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение согласованное и несогласованное и способы его выражения в предложении. Приложение как особый вид определения. Правильное употребление определений в речи | Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи | ||
27 | Дополнение | Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения в предложении | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме | ||
28 | Обстоятельство | Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Сравнительный оборот и его выделение на письме | Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | ||
29 | Порядок слов в предложении | Прямой и обратный порядок слов в простом предложении | Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи | ||
30 | Контрольная работа № 3: диктант с дополнительными заданиями | Определить уровень усвоения темы |
Речь. Жанры публицистики. Репортаж (4ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
31 | Репортаж | Репортаж, его тематика, задачи речи | Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста | ||
32 | Репортаж-повествование | Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства | Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования | ||
33 | Контрольная работа № 4: сочинение в жанре репортажа | ||||
34 | Репортаж-описание | Репортаж-описание, его строение. Подготовка к домашнему сочинению-репортажу из музея, экскурсия по городу и т. п. | Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирать к ним материал |
Односоставное простое предложение (9ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
35 | Виды односоставных предложений | Основные группы односоставных предложений | Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное | ||
36, 37 | Определённо-личное предложение | Определённо-личное предложение | Знать особенности употребления в речи определённо-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях | ||
38—40 | Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение | Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение | Знать, когда употребляются в речи неопределённо-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщённо-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях | ||
41, 42 | Безличное предложение | Безличное предложение | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях | ||
43 | Назывное предложение | Назывное предложение | Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям |
Неполное предложение (3ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
44, 45 | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | Неполное предложение. Оформление неполных предложений на письме | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме | ||
46 | Изложение (или сочинение по картине) | Использовать в речи односоставные предложения |
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (3ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
47 | Статья | Статья в газету, понятие о жанре | Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи | ||
48 | Статья | Статья в газету. Строение текста | Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя | ||
49 | Контрольная работа № 5: изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод | Конструировать отдельные части статьи: тезиса, вывода; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса |
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами (12ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
50—52 | Понятие однородности членов предложения | Предложения с однородными членами (общая характеристика) | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединённых бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Различать (в пунктуационном оформлении) простое предложение с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом и, да (-и) и сложное предложение с аналогичной связью | ||
53—55 | Средства связи между однородными членами предложения | Средства связи между однородными членами предложения. Сочинительная связь. Интонация перечисления | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соответствующие предложения. Безошибочно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи | ||
56, 57 | Однородные и неоднородные определения | Однородные и неоднородные определения | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме | ||
58 | Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах | |||
59, 60 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Простые предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. Обобщающие слова до и после однородных членов | Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами | ||
61 | Контрольная работа № 6: диктант | Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы |
Предложения с обращениями и вводными конструкциями (11ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
62, 63 | Обращение | Однословное и неоднословное обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Произношение русских имён и отчеств | Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции). Характеризовать и использовать в речи синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена односоставного назывного предложения; подлежащего двусоставного приложения; сказуемого двусоставного предложения; приложения, употреблённого при подлежащем | ||
64—68 | Предложения с вводными конструкциями | Понятие вводности как речевой категории. Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных конструкций по значению | Познакомить с явлением вводности как речевой категории. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа сопоставлять и отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может, вправо и т. п.) | ||
69, 70 | Вставные конструкции | Вставные конструкции и их отличие от вводных слов и предложений. Предложения с междометиями и словами да, нет | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение опознавать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет | ||
71, 72 | Контрольная работа №7: диктант | Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» |
Предложения с обособленными членами (16ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
73, 74 | Понятие обособления второстепенных членов предложения | Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении. Сущность и условия обособления. Интонационные и пунктуационные особенности таких предложений | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | ||
75—79 | Обособленные определения и приложения | Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения | Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания | ||
80 | Контрольная работа № 8: диктант | Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения» | |||
81—84 | Обособленные обстоятельства | Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи. Предупреждение и исправление соответствующих ошибок | Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Применять эти знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, деепричастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных обстоятельств в художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами. Сопоставлять обособленные и необособленные члены предложения | ||
85, 86 | Уточняющие члены предложения | Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности | Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания | ||
87, 88 | Контрольная работа №9: диктант | Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения» |
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (5ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
89 | Портретный очерк | Портретный очерк; общее представление о жанре | Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы | ||
90 | Портретный очерк: | Портретный очерк: его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства | Анализировать тексты образцы, тренироваться в построении отдельных фрагментов очерка | ||
91 | Контрольная работа № 10: сочинение в жанре портретного очерка | При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать? | |||
92, 93 | Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | Проводится в форме группового обучения |
Прямая и косвенная речь (8ч)
3 ч/нед | Название темы | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Изменение сроков |
94—96 | Прямая речь и её оформление | Прямая и косвенная речь. Их оформление на письме. Схемы предложений с прямой речью и диалогом | Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью | ||
97, 98 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью | Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот | ||
99 | Цитаты и их обозначение | Цитирование. Способы включения цитат в высказывание | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи | ||
100, 101 | Итоговый контрольный диктант № 11 с дополнительными заданиями и его анализ | ||||
Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.
Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Настоящая программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...
рабочая программа по русскому языку (М.М.Разумовская) 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку для 9-го класса 3 часа по программа М.Разумовской
Данная рабочая программа на 3 часа,один из которых шк,позволит учителю грамотно спланировать подачу нового материала за курс 9-го класса.Здесь запланированы уроки подготовки к ОГЭ....
Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса по программе М.Разумовской
Каждый учитель стремится создать рабочую программу в соответствии с требованиями .Федерального стандарта .В данной программе имеются все необходимые разделы....
Рабочая программа по русскому языку в 6 б классе по программе М.М.Разумовской
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. 7 часов...