учимся писать письма
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема | Учимся писать письмо. |
Педагогическая цель | формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) при обучении их созданию текстов в форме письма. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | сознание значимости переписки в жизни людей (общение, воспитание доброжелательности и уважения к близким и родным людям); обогащение речеведческих знаний; ознакомление с правилами написания текста в форме письма; формирование у учащихся универсальных учебных действий для достижения хороших результатов обучения. |
Личностные результаты | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознают важность труда, проявляют трудолюбие, старание при выполнении любой работы. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно. Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из учебного текста; логические – владеют основами смыслового чтения текста; анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, осуществляют взаимодействие при работе в парах, группах, строят понятные для партнера высказывания. |
Основное содержание темы, понятие и термины | Письмо, части письма (начало, основная часть, окончание),оформление конверта |
Образовательные ресурсы | Учебник для 3 класса «Русский язык» , «Вентана-граф»2013г., раздаточный материал (памятки, рабочие листы, тексты). |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивирование к учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Словарно- орфографическая работа. | Фронтальная. Словесный, практический. Письмо. | Организует словарно-орфографическую работу -Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. - Проверьте друг у друга. Здра..ствуйте, до св..дани.., изв..ните, сп..сибо, п..жалу..ста. | Участвуют согласно технологии. Выполняют задание в рабочем листе. Осуществляют взаимопроверку. | Усваивают написание непроверяемых слов. |
III. Актуализация знаний. | Фронтальная. Словесный. Беседа. Работа с толковым словарём. Письмо. | Актуализирует знания. - Что это за слова? -Где в письменной речи могут использоваться эти слова? -Отгадайте загадку: СЛАЙД Оно само Организует беседу. СЛАЙД 3 -В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому» - А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами). - Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах). - В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях). - А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта). -Письма приятно не только получать их приятно и писать. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. | Отгадывают загадку. Это письмо. Записывают в тетрадь слово ПИСЬМО, находят орфограмму. Записывают проверочные слова. Отвечают на вопросы. | Анализируют объекты с целью выделения признаков, подводят под понятие. Фиксируют затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Сравнивают по заданным критериям Оформляют свои мысли в устной форме. |
IV.Постановка учебной задачи (проблема) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Предлагает сформулировать тему цель урока. СЛАЙД 4. -Из всего сказанного сделайте вывод и сформулируйте тему нашего урока. -Чем мы будем заниматься на уроке? -Давайте зададим вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроке. | Формулируют тему урока и его цели. Задают вопросы: Что такое письмо? Когда появилось первое письмо? Кто его написал? Какие бывают письма? Как правильно писать письма? И т.д... | Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания. Целеполагание. |
V.Физкульт-минутка. | Коллективная. Практический. | Физминутка для глаз : - Прилетела бабочка, села на указку. Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками. | Выполняют движения глазами, следя за указкой учителя. | Осуществляют профилактику переутомления. |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Чтение, ответы на вопросы, информацион-ный поиск. | Групповая. Практическая. Работа с текстом. | Побуждает к выполнению самостоятельной работы. Организует работу в группах. Использует стратегию «Выборочное чтение» из представленного материала. Предлагает ответить на вопросы. СЛАЙД 5 -Внимательно прочитайте текст и найдите ответы на вопросы. Под письмом понимается речь, написанная к одному или нескольким лицам. Отличительная черта письма - индивидуальность, которой выражаются характер пишущего и отношения лиц, между которыми ведется переписка. Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Переписываться могут родственники, друзья. Дети при переписке со своими сверстниками могут сопроводить письмо рисунком или открыткой. С возрастом у человека появляется необходимость написать в газету, журнал, какую-либо инстанцию. Можно написать письмо Президенту, гражданину другой страны. Но куда бы не писал человек, письмо обязательно передает энергетику, индивидуальность писавшего..
Как вы думаете, когда люди стали писать друг другу письма? Люди начали обмениваться письмами очень давно. Как только человек научился рисовать, он стал посылать послания. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письма так и назывались «рисуночные». С появлением письменности люди стали писать письма на подручных материалах: бересте, папирусе, пергаменте, глиняных дощечках. Люди писали о погоде, важных событиях, об опасностях и т. д.
Потом появилась бумага и наступил рассвет эпистолярного жанра (так называют умение писать письма). Письма бывают разные по стилю: - официально-деловые (как деловые документы, отражающие официальные отношения); - художественные (как жанр художественной литературы или как один из приемов писателя); - личные письма; - публицистические (письмо в газету). Стиль письма зависит от того, кому и куда оно адресовано. Учитель контролирует процесс выполнения задания. Оказывает помощь учащимся в случае необходимости. Организует отчёт групп о проделанной работе. Рабочий лист – письма –пожелания и тд | Работают в группах. Находят в тексте информацию. Приложение 1 1 группа. Что такое письмо? Зачем людям нужны письма? 2 группа Что такое эпистолярный жанр? Какие бывают письма по стилю? Представители групп отвечают на вопросы словами текста. Составляют краткий пересказ по вопросам. | Принимают учебную задачу, сформулированную с помощью учителя. Осмысленно читают текст, извлекают из него необходимую информацию.
|
2.Построение проекта решения учебных задач урока (организация Взаимодействия -0знакомление правильностью оформления конверта. | - Сегодня дома вы будете учиться писать личные письма. СЛАЙД 6 - Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей). - Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно. Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) . - Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать. - Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес). - А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату). - На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо. | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, сами задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят устные дополнения Отвечают на вопросы Выполняют задание на конверте | Осмысленно отвечают на вопросы учителя с опорой на слова-подсказки, аргументируют свою точку зрения. Проявляют внимание к суждениям товарищей. Пользуются информацией, полученной на уроках ранее. Устанавливают причинно-следственные связи. Высказывают своё мнение, думают, размышляют. Соотносят тексты писем. | |
3. Построение проекта решения учебных задач урока - знакомство со структурой письма | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа.Письмо. Работа в группах. | -Любое письмо- это текст. СЛАЙД 7,8. - Из каких структурных частей состоит текст? Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присуща диалогическая форма общения: приветствие, прощание, обращение. 1. Приветствие. 2. Вступление. 3. Основная часть. 4.Вопросы адресату. 5. Благодарность. 6. Пожелания. 7. Прощание. 8. Концовка -Запишите план в тетрадь. Структура письма. 1. Приветствие (обращение к адресату) 2. Вступление (благодарность за внимание, ответы на вопросы предыдущего письма) 3. Основная часть (интересующие нас вопросы; новости, наше отношение к новостям; 4. Пожелания, приветы друзьям, знакомым, родственникам. 5. Заключение (прощание; подпись). Вывод: Текст письма должен быть последовательным. Нельзя перескакивать с одного события на другое. | Отвечают на вопросы. - Начало, основная часть, концовка. Читают текст письма. Отвечают на вопросы. Обсуждают в группах содержание. Сравнивают структуру текста и письма. Выполняют задания в группах, используя информационный лист и инструкционную карту (структура письма и стилистические особенности написания) Выделяют важные составляющие. Приветствие Вступление Основная часть Пожелание Заключение
| Привлекают ранее изученный материал для решения учебной задачи. Оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Ориентируются в своей системе знаний; осуществляют анализ, сравнение объектов. Оформляют свои мысли в письменной форме. |
VII.Физкульт-минутка | Коллективная. Практический | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Выполняют движения. | Осуществляют профилактику утомления. |
VIII. Закрепление знаний и способов действий. Работа с опорной схемой. Анализ содержания каждой части письма. | Коллективная. Словесный. Практический. Беседа | - О чём можно написать в каждой части письма. 1.Приветствие.Обращение. Здравствуйте, дорогие мама и папа! Здравствуйте, мои дорогие бабушка и дедушка! Привет, Артур! Здравствуй, Ксюша! 2. Вступление. Начальная фраза о состоянии переписки. Пишу вам из детского санатория «Лесная сказка». Очень захотелось вам написать. Давно не получали от тебя писем. 3. Основное содержание письма. У меня все хорошо. Учусь тоже отлично. Недавно мы гуляли в парке и вспоминали тебя. Нам тебя не хватает. У нас проходила защита проектов. Ребята рассказывали о Золотом кольце России . Мне тут очень нравится, но я скучаю по дому. 4. Вопросы адресату: Как у тебя дела? Как твоё здоровье? Как вы поживаете? Как здоровье? Как тебе живётся без нас? Чем занимаешься? Как ваше здоровье?
5. Пожелания. Просьбы. Приветы. Скоро каникулы, ждите в гости. Приезжайте скорее, не забудьте привезти мне кроссовки и мои любимые книги. Скоро каникулы, приезжай! Поскорее выздоравливай. Пиши нам. Сердечно благодарим Вас за Вашу заботу и доброту. Желаем Вам здоровья и творческих успехов!
6. Прощание. До скорой встречи! Ну, пока! До свидания! Обнимаю вас. Целую. 7. Концовка. (подпись, дата) Ваш внук ... Твои друзья.. Ваш сын … Ваши ученики. Твои одноклассники. Ваш сын Владик
| Устно составляют части письма. Проигрывают ситуации. Отвечают на вопросы учителя. Записывают письмо. Приложение 4. | Развивают свою речь, учатся говорить, рассказывать, сочинять. |
1.Этикет | Групповая. Индивидуальная.. Словесный. Практический. Беседа. Письмо. | Организует задание в рабочих листах | Работают в рабочих листах. Записывают получившееся письмо. | Письмо. |
VIII. Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Формулирует домашнее задание -Написать небольшое письмо Деду Морозу Карточка –помощница. Памятка1. | Записывают домашнее задание, слушают учителя. | Принимают учебное задание. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Учитель подводит итог. - Когда работа завершена, важно оценить её результаты . - Ребята, на все ли вопросы урока мы ответили? Учитель просит закончить фразы, отражающие отношение ученика к происходящему на уроке. Сегодня на уроке я узнал … Мне понравилось … Было интересно … Эти знания мне пригодятся … Своей работой я … (доволен, не доволен) - Оцените свою деятельность на уроке на карточке. (см. прил) Благодарит за урок. | Отвечают на вопросы. Дополняют предложения. Подводят итог своей деятельности на уроке в рабочем листе. Приложение 5. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"
Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...
"Учимся писать письма"
Эта разработка урока, которая научит учащихся писать и правильно оформлять письмо, познакомить с основными компонентами письма....
Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"
Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...
Учимся писать письма в другие страны.
Методические разработки написания различных видов писем с указанием колличества слов в каждом письме....
Классный час (2 класс) "Учимся писать письма"
9 октября - Всемирный день почты. Дети познакомятся со значением переписки в жизни людей....
Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».
Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....