Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_attestatsiya.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Образовательные:
- познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;
- совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство патриотизма
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Оборудование: аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.
- Организационный момент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте жестами. Присаживайтесь.
-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний
- Загадка
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
( П. Чесноков).
- О чем идет речь в данных строчках?
Итак, загадка отгадана, и сейчас давайте повторим, что мы знаем о причастии.
2) Фронтальный опрос.
- Что такое причастие?
-Что такое причастный оборот?
- Каким членом предложения он является?
- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
- Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример.
- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример.
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.
2 человека работа по карточкам у доски
1 карточка
Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв У, ю, а, я. Определите вид причастий.
Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны
2 карточка
Объясните графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес. Разг..рался костер раздува..мый ветром.
(запишите число, классная работа) (зажигаю свечу, беру в руку)
4. Мотивация на изучение нового материала
- Ребята, что у меня в руке? (Зажженная свеча)
Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча
-А что, по-вашему мнению, символизирует свеча?
Примерные ответы: память о ком-то и т.д.
Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате?
Если мы не будем помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории. Совсем скоро в нашей стране отмечается великое событие, это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое произошло 27 января 1944 года.
(Выходят дети читают стихи о ВОВ).
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Про Великую Отечественную войну никак забывать нельзя, мы должны чтить память о тех великих героях, которые подставив свои спины воевали, благодаря им мы сейчас живем под мирным небом. Память об этом событии нужно не только чтить , но и передавать из поколения в поколение.
4. Мотивационная установка
Учитель: Я предлагаю вам сегодня открыть новые знания в области филологии.
-Обратите внимание на экран.
В стихотворении, прочитанном сейчас есть слово-подсказка, которое поможет вам определить тему урока.
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к прострелеННой каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
- Что же это за слово? простреленной
Примерные ответы: выделен суффикс причастия. Мы будем продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия. Значит, мы будем изучать новый тип причастий.
- Я предлагаю вам определить категорию времени причастия.
какой? Что сделанной? простреленной
Определите тему урока.
Запись темы урока
- Какую цель вы для себя поставите?
6. Работа по теме урока.
1)Работа с учебником.
Предлагаю вам стать исследователями филологами. Просмотреть и рассказать как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52.
(обобщаю ответы) на доске объяснение
Переписать – переписанный
Посеять – посеянный
Рассмотреть – рассмотренный
Оклеить- оклеенный
Размолоть- размолотый.
презентация.
Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.
Заметил – замеченный (Т//Ч)
Вырастил – выращенный (СТ//Щ)
Испек – испечённый (К//Ч)
Наладил – налаженный (Д//Ж)
Запряг – запряженный (Г//Ж)
Победил – побежденный (Д//ЖД)
2. Выполнение упр.78 у доски. До слова испечь.
3. Физминутка.
- упр. 77. Комментированное письмо. (по времени не все)
заменить выделенные словосочетания на причастия.
Например певец, который исполнил арию. – певец, исполнивший арию.
Ария, которую исполнил певец – ария, исполненная певцом.
7. Закрепление материала
Итак давайте повторим, как образуются причастия:
- действительное причастие н.в.
- действительное причастие п.в.
- страдательное причастие н.в.
- страдательное причастие п.в.
Цифровой диктант (один человек у доски)
0 если это не причастие
1. страдательное причастие н.в.
2. страдательное причастие п.в.
3. действительное причастие н.в.
4. действительное причастие п.в.
1.любящий 3
2. вышитый 2
3.принесенный 2
4.засеянный 2
5. считаемый 1
6.задержанный 2
7.проверивший 4
8. погнутый 2
9. странный 0
10.прочитанный 2
(взаимопроверка)
Итог урока.
- С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –а, -я? Примеры .
- С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –и, -е или согласный? Примеры .
- Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени с формообразующим суффиксом –т-.
8. Оценивание.
9. Домашнее задание упр.76.
10. Рефлексия
Наш урок освещала зажженная свеча, свеча памяти. А это значит, с первой минуты урока страдательное причастие прошедшего времени заявило о себе.
Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке.
Это сердечко символизирует огонек общения. Передавайте символическое сердечко и говорят:
- Я сегодня понял….
-После изученной темы осталось неясным….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Урок русского языка "Страдательные причастия прошедшего времени"
Урок построен на основе ТРКМЧП...
Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"
Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....