Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Образовательные:
- познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;
- совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство патриотизма
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Оборудование: аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.
- Организационный момент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте жестами. Присаживайтесь.
-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний
- Загадка
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
( П. Чесноков).
- О чем идет речь в данных строчках?
Итак, загадка отгадана, и сейчас давайте повторим, что мы знаем о причастии.
2) Фронтальный опрос.
- Что такое причастие?
-Что такое причастный оборот?
- Каким членом предложения он является?
- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
- Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример.
- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример.
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.
2 человека работа по карточкам у доски
1 карточка
Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв У, ю, а, я. Определите вид причастий.
Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны
2 карточка
Объясните графически вставленные орфограммы и знаки препинания.
Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес. Разг..рался костер раздува..мый ветром.
(запишите число, классная работа) (зажигаю свечу, беру в руку)
4. Мотивация на изучение нового материала
- Ребята, что у меня в руке? (Зажженная свеча)
Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча
-А что, по-вашему мнению, символизирует свеча?
Примерные ответы: память о ком-то и т.д.
Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате?
Если мы не будем помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории. Совсем скоро в нашей стране отмечается великое событие, это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое произошло 27 января 1944 года.
(Выходят дети читают стихи о ВОВ).
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Про Великую Отечественную войну никак забывать нельзя, мы должны чтить память о тех великих героях, которые подставив свои спины воевали, благодаря им мы сейчас живем под мирным небом. Память об этом событии нужно не только чтить , но и передавать из поколения в поколение.
4. Мотивационная установка
Учитель: Я предлагаю вам сегодня открыть новые знания в области филологии.
-Обратите внимание на экран.
В стихотворении, прочитанном сейчас есть слово-подсказка, которое поможет вам определить тему урока.
УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к прострелеННой каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
- Что же это за слово? простреленной
Примерные ответы: выделен суффикс причастия. Мы будем продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия. Значит, мы будем изучать новый тип причастий.
- Я предлагаю вам определить категорию времени причастия.
какой? Что сделанной? простреленной
Определите тему урока.
Запись темы урока
- Какую цель вы для себя поставите?
6. Работа по теме урока.
1)Работа с учебником.
Предлагаю вам стать исследователями филологами. Просмотреть и рассказать как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52.
(обобщаю ответы) на доске объяснение
Переписать – переписанный
Посеять – посеянный
Рассмотреть – рассмотренный
Оклеить- оклеенный
Размолоть- размолотый.
презентация.
Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.
Заметил – замеченный (Т//Ч)
Вырастил – выращенный (СТ//Щ)
Испек – испечённый (К//Ч)
Наладил – налаженный (Д//Ж)
Запряг – запряженный (Г//Ж)
Победил – побежденный (Д//ЖД)
2. Выполнение упр.78 у доски. До слова испечь.
3. Физминутка.
- упр. 77. Комментированное письмо. (по времени не все)
заменить выделенные словосочетания на причастия.
Например певец, который исполнил арию. – певец, исполнивший арию.
Ария, которую исполнил певец – ария, исполненная певцом.
7. Закрепление материала
Итак давайте повторим, как образуются причастия:
- действительное причастие н.в.
- действительное причастие п.в.
- страдательное причастие н.в.
- страдательное причастие п.в.
Цифровой диктант (один человек у доски)
0 если это не причастие
1. страдательное причастие н.в.
2. страдательное причастие п.в.
3. действительное причастие н.в.
4. действительное причастие п.в.
1.любящий 3
2. вышитый 2
3.принесенный 2
4.засеянный 2
5. считаемый 1
6.задержанный 2
7.проверивший 4
8. погнутый 2
9. странный 0
10.прочитанный 2
(взаимопроверка)
Итог урока.
- С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –а, -я? Примеры .
- С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –и, -е или согласный? Примеры .
- Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени с формообразующим суффиксом –т-.
8. Оценивание.
9. Домашнее задание упр.76.
10. Рефлексия
Наш урок освещала зажженная свеча, свеча памяти. А это значит, с первой минуты урока страдательное причастие прошедшего времени заявило о себе.
Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке.
Это сердечко символизирует огонек общения. Передавайте символическое сердечко и говорят:
- Я сегодня понял….
-После изученной темы осталось неясным….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"
Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....

Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....