Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Марютина Н.А.

Предмет: русский  язык

 Класс: 7

Тема урока: Н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени /Вкусный урок/

Тип урока: урок рефлексии

Наглядные пособия и технические средства: ПК

Цель, планируемые результаты

Предметные : знать правило правописания н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

 уметь правильно писать н-нн в суффиксах страдательных  причастий и отглагольных прилагательных

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные : применение приобретенных знаний, умений, навыков; способность извлекать информацию из разных источников

Этапы урока

Деятельность учителя, учащихся

Формируемые УУД

І

Мотивация к учебной деятельности

Орг. момент.

Кто сегодня обедает? Что на обед? Мне кажется, сегодня  блюдо из капусты. ---Какое это блюдо? Предположите. Слайд презентации. Что объединяет записанные слова?

-Определите тему урока, проблему. Какова наша цель?

Запись темы в тетрадь. Слайд

-Вспомните, о какой части речи сказал В.И.Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»? Что называется причастием?

-Ребята, давайте подумаем,  что необходимо, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»?

Ученикам нужно выучить правило, а потом выполнить подготовленные учителем задания.( Записать причастие, объяснить орфограмму)    Слайд

Проверка домашнего задания

-Когда пишется н-нн в причастиях?

Итак, урок у нас вкусный.

Причастия часто встречаются в кулинарных книгах.

Кулинария. Лексическое значение.    Слайд.

Человек ест каждый день, причем не раз, и даже не два… Не всегда эта пища полезна для нас, но для многих главный ориентир – это вкусовые качества блюда. Ну, а поскольку это урок русского языка, то мы должны научиться видеть в рецептах опасные слова с одной или двумя буквами Н в суффиксе и писать их правильно.

Л: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретению знаний

ІІ

Актуализация и пробное учебное действие

П3 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К1 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л11 Формирование границ собственного знания и «незнания».

ІІІ

Выявление места и этапа затруднения

Л12 Освоение основных моральных норм.

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Р1 Принятие и сохранение учебной задачи

Р2 Планирование своих действий

К8 Умение задавать вопросы.

ІV

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта

Выписать причастия и отглагольные прилагательные, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. Работа в парах. Помогаем друг другу.

Кто больше запомнил после прочтения.

Сначала займемся мы столом.

Он полирован_ый притом.

Накрахмален_ая скатерть есть.

А вязан_ых салфеток шесть.

Покрашен_ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.

Вилки золочен_ые,

Ножки посеребрен_ые.

Инд. работа с толковым словарем.

Но приготовить вкусные и полезные блюда, украсить - этого ещё недостаточно, нужно уметь еще и сервировать стол.

Лексическое значение «сервировать». Записать, образовать причастие, объяснить правописание.

Сервировать – в переводе с французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и приборы для еды,  чтобы за столом было удобно и красиво.

            Теперь займемся меню. Определить лексическое значение «меню».

Слово МЕНЮ тоже фр. происхождения. Каково лексическое значение этого слова? (МЕНЮ нескл., ср. – подбор кушаний, а также листок с их перечнем (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).

Задание. Составим меню. Вставим в суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных пропущенные Н или НН и объясним написание:

  1. Фарширова…ые помидоры. 2. Запече…ое мясо. 3. Туше.. ый картофель.4. Пече…ый в духовке картофель. 5. Утка, фарширова…ая яблоками. 6. Рыба, жаре…ая в тесте . 7. Поджаре…ые окорочка. 8. Пече…ые пирожки. 9. Некипяче…ое молоко. 10. Концентрирован…ый сок.
  2. Назовите встретившиеся причастные обороты. Составить предложение с причастным оборотом.

 Этих блюд нам не хватит.

Сейчас будем готовить фруктовый салат. Записать под диктовку, объяснить орфограммы в причастиях, знаки препинания. 2 человека работают за ПК. Затем проверка по эталону.

Словарная работа «ингредиенты», «креманка».

 Нарежьте мелкими кубиками банан, киви, яблоко, сложите все ингредиенты в креманку.  Апельсин, тщательно о ч и щ е  нн ы й, разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх п е р е м е ш а нн о й массы. Сверху салатик украсьте.

Инд. задание. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. (Работа по карточкам).

Инд. зад. Работа со слабыми.  Упр.138 стр.61

Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее. Мини-проект «Составление рецепта».

 Анализ образца написания кулинарного рецепта. Работа в группах.

Наша работа состоит из двух этапов:

1.Выясним содержимое холодильника (конверта).

2.Составим рецепт вместе.

Работа со слабыми. Выписать пример рецепта из кулинарной книги.

 

Потрачен_о немало сил.

Хвален_ый суп уже остыл.

Капусты квашен_ой ведро,

Мочен_ых яблок три кило.

Свежеморожен_ый сазан,

Копчен_ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам

И мелкокрошен_ый банан.

Того, что съеден_о давно,

Пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тем,

Но я люблю «Одна-две Н»!

Самооценка. Продолжи фразы:

«Я съел бы еще…»

«Я почти переварил…»

«Пожалуйста, добавьте еще…»

«Больше всего мне понравилось…»

«Мне захотелось…»

«Чем этот урок полезен мне для жизни?»

Мини-проект.

Составить рецепт «Мое любимое блюдо». Оформить подготовленный рецепт. Орфограммы в причастиях обозначить.

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

П16-17 Выдвижение гипотез и их обоснование

К1-2 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

К3 Учет разных мнений.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

К12 Построение монологического высказывания.

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания

V

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания.

П15-17 Доказательство: выдвижение гипотез и их обоснование.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

 К12 Построение монологического высказывания.

П1 Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

П4 Поиск разнообразных способов решения задач.

Р3 Учет правила в планировании и контроле.

Р8 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения.

Л11 Формирование границ собственного знания и незнания.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

К9 Контроль действий.

Р4 Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

VΙІ

Рефлексия

Р5 Адекватное восприятие оценки.

К6 Умение договариваться и приходить к общему решению.

П5 Структурирование знаний.

Л7 Формирование  адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самоприятия.

VІΙІ

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Дистанционный урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цель урока:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН. Урок предназначен для учащихся 7-11 клас...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...