Урок открытия нового знания в 7-ом классе.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Саргсян Анаит Левони

                               Урок открытия нового знания в 7 классе

Тема: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-,в-, на-, за-»

 Тип урока: ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_onz.docx79.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок открытия нового знания в 7 классе

Тема: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-,в-, на-, за-»

 Тип урока: ОНЗ

Основные цели: 

а) сформировать умение строить правила на примере правила написания букв О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-,в-, на-, за-;

 б) сформировать умение применять правило написания букв О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

                                                         Ход урока

Эпиграф: « Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность».

                                                                                                 Бернард Шоу.

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Эпиграфом к нашему уроку послужит  высказывание Бернарда Шоу, замечательного ирландского драматурга, писателя: 

«Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность».

Достоверность этого изречения мы опробируем сегодня на уроке при изучении  новой темы.

Вы,  друзья мои, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило.

В результате именно этой деятельности вы и приобретёте новые знания. Новая тема непростая, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

1. Задание проецируется на доску:

Бесполезно живущий человек сначала  умирает для других, потом для себя.

– Как вы понимаете смысл этой фразы?

– Найдите наречия,  назовите слова, от которых  образованы эти наречия  и определите способ образования.

Бесполезно ← бесполезный (суффиксальный способ)

Сначала ← начальный, начало (приставочно-суффиксальный способ)

Слово учителя :Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

«От какой части речи образуется  наречие?

Дети отвечают: Наречие образуется от  прилагательного.

Слово учителя: Какими  способами образуются наречия? 

Дети отвечают: Наречия образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

2.Слово учителя: Задание. Я вам называю наречия, а вы определяете, каким способом они образованы. Достаньте свои сигнальные карточки. Красный цвет  приставочно-суффиксальный, синий  суффиксальный.

 (Дети сигнальными карточками определяют способ образования слова).

Учитель диктует слова:

Издалека (красный), доходчиво (синий), снова (красный), дословно (синий), сначала (красный), начисто (красный), изменчиво (синий), сгоряча (красный), рассеянно (синий), доверчиво (синий).

 (Ребёнок, который допускает ошибку, комментирует свой выбор ответа).

3.Учитель: Прочитайте предложения на доске.
Учащиеся читают:
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
– Солнце изредка показывалось из-за туч.
– Слева  возвышались горы, справа чернела пропасть.
– Я посмотрел налево, потом направо.
– Стриж метнулся вправо.
– Пол был вытерт досуха.
– На улице было солнечно, сухо и пыльно.
– Он заново  начал писать сочинение.
– За окном снова  начался дождь.
Учитель: Найдите в них однокоренные слова. Выпишите в тетрадь.
Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.
Учитель: Какие это части речи?
Учащиеся: Наречия.
Учитель: Выделите их суффиксы.
Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.

Задание на пробное действие:

Объясните правописание гласных в суффиксах на конце слов.

Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих суффиксах пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в суффиксах данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных суффиксах.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос).
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.
Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
Учащиеся: О пишется, если ударение на гласный в корне; А – если гласный в корне безударный. (Ошибочная гипотеза 1).
Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учащиеся молчат.
Учитель: Все ли слова с ударной гласной в корне слова имеют – о на конце? (Подсказка к контраргументу).
Учащиеся: Слово справа имеет ударение в корне, но –а на конце (контраргумент).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Ещё какие есть гипотезы?
Учащиеся: А пишется в наречиях с приставками. (Ошибочная гипотеза 2).
Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учащиеся: Нет. В словах изредка, направо есть приставки, но на конце разные гласные (контраргумент).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?
Учащиеся молчат.
Учитель:  Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

Учитель: Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных суффиксах. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

Установить закономерность.

Сделать вывод.

Создать эталон.

5. Реализация построенного проекта.

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка к решающей гипотезе 1).
Учащиеся: 1.По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

2.По наличию суффиксов А и О

(Группируют слова).

 (Таблица высвечивается на экране  в целях самопроверки).

По наличию суффиксов А и О

По способу образования

 Редко

 налево

 вправо

 сухо

 заново

изредка 

слева

справа

досуха

снова  

Редко - редкий     (^)

Сухо - сухой        (^)

изредка-редкий (¬^)

слева-левый (¬^)

справа-правый (¬^)

досуха-сухой (¬^)

снова -новый (¬^)

налево- левый (¬^)

вправо- правый (¬^)

заново- новый (¬^)

Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.

 (Подсказка к решающей гипотезе 2).

Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?

 (Подсказка к решающей гипотезе 3).
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с  на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу?

(Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, 

а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

(План проверки).
Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова, таблица высвечивается после для самопроверки).

-В-, -НА-,-ЗА-

-ИЗ-, -ДО-,-С-

налев

вправ

занов

изредк 

слев

справ

досух

снов 


Учитель:
Что дала проверка?
Учащиеся:
Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания):

Отвечают на вопрос:

Наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Учитель: Всё верно.  теперь обратите внимание на эти слова на доске:

 изнеженно, дословно, связно. 

Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква .
Учитель: Какой возникает вопрос?

 (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква ?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы):

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки (высвечивается на экране):

 изнеженно- изнеженный(^), дословно -дословный(^), связно -связный(^). 
Учитель: Зафиксируем в речи дополнение к нашему правилу.
Учащиеся:

Наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце, если образованы (¬^)

Наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -о на конце, если образованы (^)

Наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце

   Учитель: Всё верно.

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

         Алгоритм рассуждения.

Смотрю, есть ли в наречии приставки   из-, до-, с-

http://festival.1september.ru/articles/575634/img1.jpg

       

        Алгоритм рассуждения.

из-(ис-)

до-

с-(со-)

          наречие

а- (¬^)

о- (^)

в-(во-)

на-

за-

наречие

всегда О

Без приставки

наречие

всегда О

 Молодцы! Все группы справились с заданием.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило написания  гласных О и А в суффиксах наречий).

 − Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют пробное задание письменно, графически выделяя и  объясняя правописание гласных в суффиксах наречий.

Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

Редко- (  от слова «редкий»,  суффиксальный способ- ),

изредка- (от слова «редкий», приставочно-суффиксальный способ,  -  

слева –  (от слова «левый», приставочно-суффиксальный способ, -

справа - ( от слова «правый», приставочно-суффиксальный способ,  -    

налево - (от слова «левый», приставочно-суффиксальный способ,).

 направо- ( от слова «правый», приставочно-суффиксальный способ,)

вправо  - (от слова «правый», приставочно-суффиксальный способ,)

досуха (от слова «сухой», приставка до ,¬^- суффикс а)

сухо – (от слова «сухой» ^- суффикс о )

заново –(от слова «новый», приставка за- суффикс о ).

снова – (от слова «новый», приставка с ,¬^ - суффикс а )

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

(Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– Прочитайте слова на доске:

Слова на экране:

 наглух…, доверчив…,добел....,сначал…,издалек…, надолг…,

искос…, сгоряч.., доверчив…,докрасн…,исправн…,запрост..., влев.. .

– У вас на партах лежат карточки с таблицами:

 − Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:

добел   ¬^

сначал¬^

издалек

искос¬^

 сгоряч¬^

 докрасн¬^

наглух

 доверчив  ^

надолг

доверчив   ^

исправн     ^

запрост

влев

 − В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

 Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить работу на повторение уже изученного, но с включением в неё материала сегодняшнего урока.)

Проверочная работа

1. Образуйте наречие с суффиксами А или О и распределите их в 2 столбика:

Из(-ис),косой,    на,белый,    до,белый,    на,правый,    с,правый,    в,правый,  до,красный,   на,глухой,   до,сытый,    до,чистый,    из,редкий,  с,левый,             на, сухой,      до,сухой.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки,

выделите изученную орфограмму.

 Расставьте знаки препинания, графически объясните знаки препинания  в предложениях.

  1. (Из-ис)редк__ из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь (ис-из)чезало. (Ю. Нагибин)
  2. Дверь в которую буд_шь входить,не захлопывай (на)глух__. (Узбекская поговорка)
  3. Кирила Петрович заезжал (за)прост__ в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)
  4. Хата эта была (за)нов__ покрыта камышом  подправле(нн,н)а. (Л. Толстой)
  5. Курицу (до)сыт__ не накормишь, а девицу (не)наряд_шь. (Русская пословица)

3.Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило, обозначьте условия выбора орфограмм.

Образец: расстаться на долгое время = надолг расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть =

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело =

3. Навещать нечасто, редко =

4. Приходить в гости без стеснений =

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть =

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять =

Эталон.

Проверочная работа

1. Образуйте наречие с суффиксами А или О и распределите их в 2 столбика, обозначьте условия выбора орфограмм:

-из(ис)-,до-,-с                                                       в-,-на-,-за-

Из(-ис),косой- кос                                на,белый - бел   

до,белый- бел                                        на,правый-прав         

с,правый-прав                                         в,правый-прав   

  до,красный-красн                               на,глухой-глух   

  до,сытый-сыт                                     на, сухой -сух   

  до,чистый-чист                                    

  из(ис),редкий-редк                          

  с,левый-лев                                  

   до,сухой - сух                                            

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки,

выделите изученную орфограмму.

 Расставьте знаки препинания.

1.        Изредк из тумана возникало одинокое дерево или столб  и   вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

2.        Дверь, в которую будешь входить,не захлопывай наглух. (Узбекская поговорка)

3.        Кирилла Петрович заезжал  запроств домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)

4.        Хата эта была  занов  покрыта камышом  подправлена. (Л. Толстой)

5.        Курицу досыт не накормишь, а девицу  не нарядишь. (Русская пословица)

3.Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило, обозначьте условия выбора орфограмм.

Образец: расстаться на долгое время = надолг расстаться

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыт поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветл выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредк навещать.

4. Приходить в гости без стеснений = запрост  приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряч обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавн  сеять

9. Рефлексия учебной деятельности.

 Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании суффиксов О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

 (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

Продолжив анализ своей сегодняшней деятельности, в результате которой вы, безусловно,  получили знания, заполните, пожалуйста, карточки.

1.Я  научился(ась) (не научилась) выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за- .____________________________

    2.Я знаю(не знаю), в каких случаях пишется О, в каких А._____________________

3. Я могу(не могу) объяснить, от чего зависит написание суффикса О, от чего зависит написание суффикса А в наречиях.___________________________

4. В самостоятельной работе у меня все получилось

(не  всё получилось).___________________

5. Я смог(не смог) понять причину ошибки, которую допустил(а) в самостоятельной работе (если была).________________________________

– Молодцы!

      Домашнее задание:

  1. Составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20-ти словосочетаний, обозначить орфограмму.
  2. Продолжите лингвистическую сказку.

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Урок открытия нового знания в 6-ом классе.

Этапы технологии системно - деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:• Самоопределение к деятельности (организационный момент).• Актуализация знаний и затруднение...

Урок открытия нового знания в 6-ом классе.

«Правописание гласных в глагольных суффиксах –ова-(-ева-), -ива-(-ыва-)»....

Урок открытия новых знаний.«Шляпочные грибы». 5 класс

Цель урока: Познакомиться со строением,питанием, размножением шляпочных грибов и их многообразием....

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний) Magic Island 2 класс

Урок ознакомления и первичной отработки лексики по теме "Времена года" для 2 класса УМК Spotlight. Для урока используется песня Времена Года на канaле YouTube https://www.youtube.com/wa...

урок открытия новых знаний "Степень числа". 5 класс

План урока построен так, чтобы на различных этапах урока использовались интерактивные задания, предлагаемые на платформе учи.ру...

Урок открытия нового знания "Беглые гласные", 5 класс

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК Т. А. Ладыженской и др. «Беглые гласные», 5 класс...