Урок открытия нового знания "Беглые гласные", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК Т. А. Ладыженской и др. «Беглые гласные», 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
«Беглые гласные», 5 класс
Предмет: русский язык
УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская
Тип урока: урок открытия нового знания
- Цель: научить опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне.
Задачи учебного занятия:
- познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме;
- опознавать слова с беглыми гласными о,е в разных морфемах;
- подбирать слова с беглыми гласными по образцу;
- формировать орфографическую зоркость.
- прививать любовь к русскому языку через работу с толковыми и орфографическими словарями; воспитывать чувство прекрасного,
- обогащать словарный запас обучающихся;
- развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать знания.
- Планируемые результаты обучения:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.Краткое учебное содержание:
1) Мотивация к учебной деятельности. Определение темы, самостоятельно учениками.
- А теперь обратите внимание на доску. Прочитайте слова, что вы заметили в склонении этих существительных?
Лоб- лба
Пень –пня
Сынок- сынка
- Являются ли они однокоренными? Нет, они изменили форму.
Гласные в этих словах убежали. Как мы их назовем? Как будет звучать наша тема? Беглые гласные. Запишите тему.
2. Постановка цели.
Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока « Беглые гласные»?
- Почему они убежали?
- Какие гласные могут убегать?
- В каких частях слова можно наблюдать беглые гласные?
3) Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Работа в группах.
- Каждой группе я раздам план исследовательской работы. Используя учебник, ответьте на вопросы по плану. Заранее выберите того, кто будет озвучивать результат вашей работы.
1 группа: Пользуясь раздаточным материалом, обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
План работы:
-Прочитайте самостоятельно статью
-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных
- Поясните, что произошло.
2 группа: Какие гласные могут убежать?
План работы:
1.Сравните слова «зоркий» - «зрение»,
«полдень» -«полдня»,
2. Назовите гласные, которые убегают.
3.Приведите свои примеры, используйте материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)
3 группа: В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
1.Рассмотрите примеры правила
2.Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
3. Приведите примеры из учебника, дополните их собственными.
Результаты исследования.
-Послушаем результаты ваших исследовательских работ в группах. Внимательно слушайте сообщения других групп. Ответы можете дополнять, исправлять, пояснять.
- Мы смогли найти ответы на поставленные нами вопросы к уроку? Кто желает обобщить все ответы?
4) Первичное закрепление. Выполнение упражнений по учебнику (п.79). Словарная работа. Работа со словарями. Физминутка.
5) Лингвистическая игра.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой.
7) Рефлексия деятельности (впечатление от урока).
8) Задание на дом (творческая работа).
4. Виды организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия (см. п. 3. Краткое учебное содержание)
6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
Самостоятельная работа над заданиями дифференцированного характера.
1 уровень
4. Найдите слово с беглой гласной:
- замочек , 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
2 уровень
Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.
1. снег, молоток, стена, мешок;
2. мешок, снег, грусть, снежок;
3. молоток, мешок, снежок, отец;
4.снег, семья, друг, бесснежье
3 уровень
Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800285-1467205647.jpg)
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-878407-1484739071.jpg)
Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083964-1542636460.jpg)
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-367989-1389971319.jpg)
Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-849714-1637228706.jpg)
"Правописание гласных в суффиксах глаголов" Урок открытия новых знаний
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1172518-1645957334.jpg)
Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....