Исследовательская деятельность педагога
проект по русскому языку на тему

Статья рассказывет, что включает в себя исследовательская деятельность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovat.deyatelnost.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка  .................................................................3 - 4

ГЛАВА 1 Личность педагога профессионально – педагогического обучения . ……5 - 8

ГЛАВА 2 Исследовательская  деятельность  педагога как условие повышения качества образования……………9 – 12

ГЛАВА 3 Организация исследовательской деятельности учащихся.........13 -25

Список литературы……………………………………………………26

Пояснительная записка

           Актуальность этой работы заключается в том, что педагогика  образования в последние несколько лет претерпевает большие изменения. Большой отпечаток накладывает и развитие информационных технологий. В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой педагогического образования, ведущая роль принадлежит педагогу. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога,  во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих детей. Подготовка должна базироваться на научно обоснованном анализе становления педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.

 Объект - профессионально – педагогическая деятельность.

 Предмет - личность педагога.

 Цель  работы - показать какие профессиональные и личностные качества должен иметь будущий педагог, что включает в себя исследовательская  деятельность педагога, как организовать исследовательскую деятельность.

       В соответствии с этой целью были сформулированы следующие основные задачи:

1. Раскрыть личность педагога в профессионально – педагогической деятельности;

 2. Проанализировать основные направления исследовательской деятельности педагога;

         Первая глава  посвящена общим понятиям. Содержание данной главы должно ответить на вопрос, кто такой педагог,  какими профессионально -важными качествами учитель должен обладать, что такое педагогическая деятельность, каковы ее происхождение, сущность, содержание, чем отличается эта деятельность от других видов деятельности, всякий ли человек может профессионально ею заниматься. Вторая глава посвящена исследовательской деятельности педагога. Третья глава посвящается исследовательской деятельности  учащихся.

Глава 1 Личность педагога профессионально – педагогического обучения

      Ученые в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность. К социальным потребностям относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в профессионально педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом.  В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога. Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии.  Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность). На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.  Составляющими педагогической направленности личности преподавателей  являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта.  Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны. Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту. К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное - хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.  Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать  характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.  Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.  Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление.  Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельности. В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.  Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна, особенно для мастера производственного обучения. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации. К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры. Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения. Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале - шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.        Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

      От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность профессионально  педагогической деятельности. Педагог должен обладать высокой мотивацией к собственной деятельности, он должен любить свою работу, стремиться к постоянному обновлению своего педагогического инструментария, любить детей, быть терпеливым, уметь контролировать собственное поведение, быть максимально объективным в оценке собственной деятельности и оценке учебной деятельности своих воспитанников.

ГЛАВА 2 Исследовательская  деятельность  педагога

      Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным  элементом профессиональной деятельности, ведущим критерием педагогического творчества, источником роста преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта, условием для развития, социализации и самоопределения обучающихся.

      Педагогический труд-это особый вид деятельности, требующий высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Только от учителя, его инициативности, желания заниматься исследователь

ской деятельностью, творчеством зависит успех инновационных преобразований в школе. Если школа живет в режиме развития, то для нее характерны исследования, опытно-экспериментальная работа, творческий поиск. Именно в ходе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности создается новый опыт, рождаются оптимальные решения сложных проблем.

        Если учитель в ходе своей практической деятельности сумел внедрить новое содержание, получить высокие результаты обучения на основе использования эффективных технологий, сумел выявить научные закономерности,  обосновать принципы, обобщить свой опыт и практику, то его можно назвать исследователем. Необходимо помнить, что научно-исследовательская работа в школе, проводимая учителем отличается от научной работы, целью которой является творение нового знания. Педагогические исследования в школе должны носить прикладной характер и направлены на разработку и освоение новшеств, обеспечивающих повышение результативности образовательного процесса.

      Каждый объект исследования требует серьезного осмысления и описания. Предлагаю некоторые материалы по организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе школы.

     Целью данного эксперимента является разработка и реализация организационно-педагогических условий эффективного становления исследовательской деятельности педагогов в процессе профессиональной деятельности.

     Основная идея эксперимента-гуманизация образовательного процесса через обеспечение научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учителей и учащихся в коллективную научно-исследовательскую деятельность, что в целом позволит обеспечить повышение качества образовательного результата школы.

    В рамках эксперимента сформулированы педагогические цели, суть которых заключается в определении индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса; в выявлении потенциала педагогов и обучающихся в исследовательской деятельности, который может быть реализован в современной школе. В процессе разработки программы определены ожидаемые результаты деятельности: обновление системы научно-методической работы школы; формирование  единого научного сообщества учителей и обучающихся; повышение мотивации к исследовательской деятельности всех субъектов процесса; развитие  научно-методической компетентности у педагогов школы; повышение профессионализма в работе; реализация творческого потенциала личности педагога и обучающегося.

      Статус образовательного учреждения как экспериментальной площадки требует от каждого педагога научно-исследовательского творчества.  В начале каждого учебного года методические объединения утверждают план научно-исследовательской работы по основной  методической теме школы на определенный период. В течение года на заседаниях методического совета, семинарах и конференции, педагогических советах учителя представляют результаты своих исследований. Чтобы исследовательская деятельность была успешной, необходимы  два основных условия: во-первых, в школе должна быть соответствующая нормативно-организационная база. С этой целью разработаны  Положения о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, научно-методическом совете и др. локальные акты. Во-вторых,  для научно-методического сопровождения данной работы должна быть создана соответствующая организационная структура.  В школе эту работу координируют методический совет, методические объединения, творческие группы. Каждая подструктура имеет свои полномочия, права, ответственность, определяет содержание работы.

      В настоящее время 76% педагогов школы работают над индивидуальными и коллективными темами исследований. Их исследовательская деятельность направлена на развитие отдельных компонентов сложной педагогической системы: содержание образования, совершенствование учебно-воспитательного процесса; внедрение новых и передовых технологий образования; внеучебная деятельность; руководство исследовательской деятельностью обучающихся.

    Большинство учителей работают над своими исследованиями в течение 3-4 лет. Одним из результатов целенаправленной работы в непрерывном поисковом, опытно-экспериментальном режиме является совершенствование их профессионального мастерства. Следует отметить, что более 76% учителей целенаправленно, системно и успешно занимаются исследовательской деятельностью. Учителями школы разработаны программы элективных курсов; программы факультативов «Основы исследовательской деятельности»,  «Основы проектной деятельности». Ежегодно победителями районных конкурсов проектов становятся учащиеся, руководителями проектов которых являются учителя школы, занимающиеся экспериментальной деятельностью и участвующие в Ярмарке инноваций.

       Главным критерием успешного и системного внедрения исследовательской деятельности в работу учителей и в процесс обучения школьников является повышение результатов качества знаний обучающихся. Результаты  ЕГЭ стабильно выше. Наблюдается повышение качественной успеваемости учащихся, рост числа учащихся, обучающихся на «отлично», рост интеллектуальных умений и навыков обучающихся.

      Отмечается успешное участие учащихся в предметных олимпиадах: 72 учащихся школы являются призерами олимпиад и конкурсов районного и областного уровня. Ежегодно учащиеся старших классов являются призерами областной олимпиады по русскому языку и литературе, химии и черчению.

      Динамика качества обучения за последние годы показывает, что коллектив школы находится на верном пути. Диагностика полученных результатов происходит в форме: наблюдения, бесед, анкетирования, обмена опытом на педсоветах, семинарах, сдачи экзаменов и ЕГЭ.

      Индивидуальные темы исследований учителей, коллективные темы исследований творческих групп ведут за собой непрерывное развитие творческого потенциала каждого субъекта образования, как учителя, так и учащегося. Системная исследовательская деятельность учителя невозможна без освоения теоретических, научно-методических знаний об образовательном процессе, что заставляет моделировать процесс повышения квалификации учителей прямо в школе. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, усиливается воспитывающая  функция учителя.

      Таким образом, экспериментальная работа  школы - яркий пример тому, как выстроенная система экспериментальной работы переходит в научно поставленный коллективный педагогический опыт, который, проникая во все звенья педагогической системы, способствует развитию школы, обогащая ее инновационный потенциал.

     

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

        Сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

       Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами исследовательской деятельности.

       Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Поиск позволяет  учащимся научиться разносторонней творческой исследовательской деятельности, которая прекрасно вписывается и соответствует современной идеологии развития образования в нашей стране – осуществление личностно-деятельного подхода в обучении и воспитании детей, формирование компетенентной личности.

           В 2008 году  в  учебный план нашей школы был включен элективный курс «Избирательное право. Избирательный процесс», который изучается параллельно с темой «Политика» по обществознанию. Элективный курс рассчитан на 17 часов  - 10  кл. и 18 часов – 11 кл.

        В условиях  школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Так же он призван помочь выпускнику школы  достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества. Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культуры позволяет гражданину   отдать свое предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные для демократического правового государства.

         В этих условиях элективный курс приобретает особое значение в подготовке учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве граждан страны.

       Цель курса - подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина.

       Задачи курса:

       - развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

-  воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

- освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

- формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

        При изучении элективного курса используются активные методы обучения, в том числе и исследовательская деятельность школьников.

        Совместно с администрацией школы была разработана программа наблюдения за учащимися, посещающими элективный курс и проведена первоначальная диагностика исследовательских умений и навыков, мотивации и духовно-нравственных качеств личности:

1 этап – констатирующая (вводная) диагностика исследовательских умений  посещающих элективный курс  (2008 г.)

2 этап – организация исследовательской деятельности  обучающихся  посещающих элективный курс (2008-2009 г.г.)

3 этап – анализ результатов исследовательской деятельности обучающихся посещающих элективный курс (2009 г.)

          Мы выявили пять групп исследовательских умений  школьников:

1.   Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3.  Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4.  Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умения детей школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценить сформированность исследовательских умений учащихся позволяют выявленные нами на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что учащихся самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стрем-ление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога к старшему школьному возрасту  меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся, выявленных и описанных в нашей работе:

1. Исходный уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2.  Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений посещающих элективный курс школьников использовались следующие диагностические методы:

-      педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях,  исследовательской деятельностью;

         - анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

        -   анкеты, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию  школьников. Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных нами анкет  и заданий для учащихся.

     Основная задача данного этапа - констатировать исходный уровень, характеризующий наличие исследовательских умений у учеников, который складывается, по нашему мнению, из двух слагаемых: спонтанного исследовательского опыта детей, полученного в процессе жизнедеятельности, и опыта, полученного за время обучения.

       Как и предполагалось, большинство посещающих элективный курс оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности, мотивация исследовательской деятельности на низком уровне, во время исследовательской деятельности  школьники могли действовать только по аналогии, отсутствовала самостоятельность в осуществлении исследовательской работы, учащиеся могли действовать только под руководством педагога.

        При организации  исследовательской деятельности и при отборе материала для организации исследовательской работы по  изучаемому элективному курсу мы  учитывали следующие принципы:

        - исследуемый материал должен быть достоверным.  Вещественный и документальный материал всегда нуждается в предварительном уточнении, прежде чем использовать его в педагогическом процессе;

- исследуемый материал должен соответствовать уровню развития, интересам и возрасту детей;

- исследование  должно вестись комплексно, исследуемые объекты нужно изучать всесторонне;

- важно, чтобы работа носило систематический характер, и не было представлено набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся;

- круг и содержание знаний, тематика и формы работы должны определяться педагогом с учетом возрастных особенностей детей;

- привлечение школьников  к исследовательской работе,  включение их в поисково-исследовательскую деятельность является серьезным стимулом для развития познавательной и творческой активности учащихся, а также развивает самостоятельность в осмыслении фактов, дает навыки анализа и систематизации полученных знаний;

- результаты исследований могут быть использованы и на уроках гуманитарного цикла. Обучение на исследовательской  основе оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, обеспечивает более эффективное усвоение материала, способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся; в процессе выполнения творческих работ развивается мышление, воображение;

- собираемый из года в год материал составит архив  документов, станет основой научной базы, на которой может строиться исследовательская работа учащихся.

        Была выбрана тема первой нашей исследовательской работы. Для начала была поставлена цель,  исследовать историю выборов в Зауралье.  Родной край, его история  зачастую  и оказывается наименее исследованными.  

       Подготовительная работа к выполнению исследования началась с постановки задач:

       Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении  материала; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

       Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

        Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.  

         Была еще одна задача, негласная, но, наверное, самая важная  на данном этапе - увлечь, втянуть, заинтересовать.

        Подготовка к исследованию  началась с занятий,  где каждый учащийся получил возможность познакомиться   с техникой проведения исследования.

        С первых дней занятий мы рассматривали методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

        Впоследствии, проводили занятия, на которых мы учились, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Наша задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинали собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, создавали схему-рисунок.

       Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей.  Читали статьи по теме,  заносили необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализировали и обобщали, затем исследователи делали сообщения. После выступления обязательно проводили его обсуждение. Даём слушателям  возможность задать вопросы. Так ребята знакомились с общей схемой деятельности.

       Затем мы работали над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.  

       Предлагались задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.  

         Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

       Первая наша исследовательская работа была посвящена истории  выборов в Зауралье.   Результаты исследования были оформлены соответствующим образом. Продукт  исследования  –  исследовательская работа, была представлена на общешкольной краеведческой конференции, посвященной образованию  Курганской области, и получила высокую оценку.  

Главная же цель: увлечь, заинтересовать, была достигнута, ребята хотели участвовать в следующем изучении родного края, планировали новые исследования. С её выбором не стоило затягивать, но этой ситуации всегда нужно помнить: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка.  Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.  

     Последующие темы для исследований выбирали с учетом  приобретенных знаний, умений  и возросшим уровнем исследовательских навыков.   Однако при этом нужно  следить за тем, чтобы тема была выполнима, так как неудача в исследовании может перечеркнуть предыдущие достижения.

    Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения  исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения.  В ходе первого нашего исследования учащиеся работали под моим постоянным руководством,  приходилось постоянно подсказывать, опекать, указывать.  И в дальнейшей работе педагогическое руководство осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения данной работы, в остальном обучающиеся уже могут работать самостоятельно.  Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. В любой тема возможны  элементы неожиданности. Например, при изучении темы «Выборы в органы местного самоуправления» группа учащихся  попутно  изучила персональный состав органов местного самоуправления села за несколько десятилетии и  выяснила, что родственники некоторых  учеников работали в свое время в этой системе.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, ради чего все это  делается, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что дети создают своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный, педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

         Отдельно  стоит отметить исследовательскую работу учащихся,  отправленную на конкурс «Твоя страна. Твой выбор. Твое будущее».

        Стремительные перемены в обществе затрудняют прогнозирование будущего, но, несмотря на это вряд ли кто-нибудь будет оспаривать, что в долгосрочной перспективе для успешной профессиональной деятельности в любой сфере значимыми будут такие способности и умения, как: 
      - способность проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность при выполнении различных работ;

      -   умение систематизировать и закреплять полученные   знания и навыки  по изученным       дисциплинам;

      -   способность находить и использовать источники для углубления знаний в соответствии с выбранной темой;

     -  умение применять знание при решении практических задач, пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией;

     - корректно оформлять выполненную работу с использованием современной техники.

      Одобренная правительством Российской Федерации концепция модернизацией Российского образования на современном этапе ставит задачу создания системы такого образовательного процесса, при котором будут учитываться интересы, склонности, особенности учащихся, создаваться условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Литература

  1. Бодаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика.-1997.-№4.-с.17-24.
  2. Загривная Т.А. Управление современной школой: учебно-методическое пособие.-СПб.: ЛОИРО, 2010.-166с.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инновация. - М.: Издательский центр «Академия»,  2008. С.59-63.
  4. О ходе эксперимента «Исследовательская деятельность учителя как условие повышения качества образования»/рук. ОУ В.В. Шарикова; науч.консультант Т.А. Загривная. -2012. (Электронный ресурс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность педагога

Данная презентация поможет Вам правильно организовать исследовательскую деятельность....

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и обучающихся

Работа пад учебным проектом или исследование позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной...

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на н...

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...