Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
статья по теме
Материал представляет собой опыт работы лицея по организации профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности. Данное выступление состоялось на республиканской педагогической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности.
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Профильное обучение в старших классах является важным фактором для повышения этого качества. Идея профильного обучения в современной школе является той инновацией, которая позволяет не только перевести школу в режим развития, но и согласовать направленность этого развития с образовательными потребностями социального окружения.
Профильное обучение в современной школе определило стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Вопросы организации и сопровождения профильного обучения на уровне образовательных учреждений поставило перед учителем сложные задачи. Он должен хорошо разбираться в содержании профильного обучения, знать дискуссионные вопросы истории и обществознания, новые методологические концепции. Кроме того, ему предстоит применять новые формы процесса обучения. Реализация требований к уровню подготовки учащихся на профильном уровне актуализирует исследовательские формы деятельности, предполагает организацию системы практических занятий: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, лабораторные работы по изучению исторических источников. Очевидно, что введение профильного обучения невозможно без широкомасштабной переподготовки учителей. Освоение нового содержания образования, новых форм и методов обучения, а также организация активных форм познавательной деятельности учащихся стало одним из главных направлений научно-исследовательской деятельности педагогов нашего района, когда мы перешли к профильному образованию.
В нашем лицее можно выделить следующие основные направления научно-исследовательской деятельности учителей: составление модефицированных образовательных программ по профильным предметам; составление программ элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки; опытно-экспериментальная работа, в рамках которой идет применение новых образовательных технологий, повышающих эффективность образовательного процесса и гарантирующих достижение учащимися более высоких результатов обучения. Еще одним важным моментом в деятельности учителя является его сотрудничество с учащимися в рамках научного общества учащихся (НОУ). Вся научно-исследовательская деятельность педагогов-обществоведов и учащихся в лицее проходит под руководством эстетическо-гуманитарной кафедры и курируется заместителем директора по науке.
В лицее не первый учебный год создается класс социально-гуманитарного профиля, где профилирующими предметами являются история, обществознание и право. Общее количество часов, выделенных на изучение предметов обществоведческого цикла, составляет 8 часов в неделю (4 часа на историю, 3 часа на обществознание и 1 час на право). Начав преподавать историю и обществознание на профильном уровне, сталкиваешься с рядом проблем. Одна из важнейших – это проблема отбора учебного материала для профильного уровня. Главный вопрос, поставленный при решении данной проблемы: «А чем профильное обучение истории и обществознания отличается от базового?» В обобщенном виде эти отличия могут быть сформулированы следующим образом. По истории: выработка у учащихся более развитых способностей осмысливать события прошлого и настоящего в историческом контексте; развитие умений анализировать события прошлого и настоящего с привлечением источниковедческих и историографических знаний; выработка навыков аргументации своего отношения к историческим версиям и оценкам; приобретение опыта рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем истории и современности. По обществознанию: освоение системы знаний для успешного взаимодействия с социальной средой и для профессиональной подготовки; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний, умений, навыков для решения непосредственных практических задач. Также надо учитывать, что профильный уровень подразумевает и знакомство учащихся с профессиями, связанными с историческими и социально-гуманитарными знаниями. Учитывая все это, были составлены рабочие программы по профильным предметам: истории, обществознанию, праву.
Более подробно необходимо остановится на основных моментах составления программы по истории как профильного предмета. Основой для составления рабочей программы послужила Программа для общеобразовательных учреждений авторов Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На изучение курса истории в социально-гуманитарном классе выделено 272 часа. При тематическом планировании обращалось внимание на следующие аспекты. Во-первых, расширение и углубление исторического материала. Увеличение количества часов позволило включить для изучения учащимися ряда вопросов по историографии, источниковедению; значительно расширить темы по ранней истории человечества; дать основы археологии, антропологии, этнографии. Во-вторых, профориентационная направленность профиля потребовала знакомства учащихся со специальностями – архивоведение, музееведение, искусствоведение, при получении которых необходимы исторические знания. Наконец, наиболее важным и одновременно сложным является разработка различных подходов к содержанию исторического материала в профильных классах и изменение его в соответствии с принципом, лежащим в основе данного подхода. В социально-гуманитарном классе в основе изучения исторического материала лежит источниковедческий принцип. Отсюда главными являются источниковедческие знания, формирование умений работать с источниками, критически оценивать его, анализировать различные подходы и точки зрения. Данный факт потребовал более тщательно подойти к планированию форм и методов проведения уроков. Семинары, конференции, круглые столы, диспуты, уроки – исследования наиболее полно отвечают данному принципу. На изучение курса обществознания на профильном уровне отводится 204 часа. Отличительными чертами профильной программы по обществознанию я бы назвала следующее: включение раздела «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность», а также большое внимание уделяется формированию опыта познавательной и практической деятельности. Последнее достигается через работу с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); их критическое восприятие и осмысление; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике и т.д. Необходимо отметить, что в течение учебного года возникает необходимость в корректировке составленных ранее программ.
Важнейшая составляющая часть профильного обучения – элективные курсы и курсы предпрофильной подготовки. Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору учащихся, которые являются составной частью профильного обучения. Их появление связано с необходимостью полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и интересов каждого ученика. Разнообразие курсов открывает широкие возможности для творчества учителя. Создание авторских элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки являются важным направлением в научно-исследовательской деятельности педагогов нашего лицея. Приступая к созданию данных курсов необходимо помнить следующие моменты: во-первых, они не должны дублировать обязательные (базовые предметы); во-вторых, не должны быть перегружены новым содержанием; в-третьих, они должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствовать созданию положительной мотивации в познавательной деятельности. И наконец, необходимо продумать формы проведения учебных занятий, а также методы диагностики результатов. Основными формами занятий элективных курсов и курсов по выбору являются беседы, дискуссии, работа с источниками, интерактивные лекции, проведение исследований. А формами отчетности служат собеседования, защита рефератов или проектов, участие в круглых столах, ролевых играх. В настоящее время нашими учителями-обществоведами ведется два курса предпрофильной подготовки и один элективный курс. Курс «Основы археологии» знакомит девятиклассников с основами науки археологии, профессией археолога, методикой археологических раскопок, выдающимися археологическими памятниками и открытиями. Целью курса «Как стать юристом» является изучение истории юриспруденции, основ римского права, роли юристов и юридического образования в современном мире, юридических специальностей и их востребованности на современном рынке труда. Оба курса рассчитаны на 16 часов. Элективный курс «Реформы и реформаторы России» в 10 классе направлен на расширение и углубление знаний учащихся по определенным вопросам. Большую помощь учителю по составлению элективных курсов может оказать своеобразная памятка, которую сформулировал А. Каспржак в книге «Проблема выбора: элективные курсы в школе».
Важное место в научно-исследовательской деятельности учителя занимает опытно-экспериментальная работа. Каждый учитель определяет себе проблему, над которой он будет работать в течение 1-3 лет, чаще всего это изучение новых образовательных технологий. Большое внимание сегодня уделяется овладению учителем современными образовательными информационными технологиями, так как необратимая информатизация всей нашей жизни обуславливает все большее внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В процесс информатизации успешно вовлекаются и гуманитарные науки, в том числе история и обществознание. Это выражается и в появлении электронных учебников, и в неуклонно расширяющейся проектной деятельности учащихся, и в распространении через Интернет виртуальных текстов, журналов, газет, книг. Поэтому так важно научить школьников работать с большими объемами информации. В этих условиях учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся по анализу и обобщению информационного потока при использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Итогами опытно-экспериментальной работы учителя являются открытые уроки по новым технологиям, составление методических разработок уроков, выступления на заседаниях научно-методических советов лицея, на районных семинарах и конференциях учителей. Наши учителя принимают активное участие в подготовке и проведении районных семинаров, выступают с обобщением опыта своей работы, раскрывают теоретические вопросы.
Еще одно направление деятельности учителя – организация и руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, так как, во-первых, ученики уже обладают определенным набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниковой базой, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшие учебные заведения имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и четко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д. Нельзя не сказать и еще одной немаловажной проблеме – социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми.
В нашей школе организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. Уже с начальных классов дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Ребята изучают историю города, историю своей семьи, составляют свои родословные. В качестве творческих домашних заданий им предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, в средних классах написание рефератов. Вся эта работа подталкивает к поиску дополнительной литературы, посещению библиотек, формирует умение работать с источниками информации. В старших классах элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории и обществознания: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары. В качестве примера хочу привести урок по обществознанию в 11 социально-гуманитарном классе по теме: «Проблемы современной молодежи». Урок был проведен в форме «круглого стола». Согласно методике проведения подобных уроков учащиеся заранее поделились на группы и определили проблемы для исследования. Были выбраны следующие темы: молодежная субкультура, молодежь и право на труд, молодежь и право на образование, современной семья, жилищная проблема. При подготовке к уроку учащиеся изучили достаточно большое количество информации, провели социологические опросы, исследовали состояние вопроса в нашем городе, предложили свои пути решения данных проблем, оценили политику местных властей по данным направлениям. Все свои материалы представили в виде мультимедийных презентаций, а по субкультуре молодежи создали видеоролик. Такие уроки, где учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, демонстрируют исследовательские навыки в нашем лицее не редкость.
Во внеурочное время учебно-исследовательская деятельность учащихся реализуется в рамках научного общества учащихся «Мыслитель». За пятнадцатилетний период его существования накоплен большой опыт работы и создана система работы с творчески одаренными детьми, основным направлением которой является развитие исследовательской деятельности учащихся. В основе руководства лежит личностно-ориентированный подход, основанный на педагогической поддержке молодого исследователя.
Кратко хочу познакомить вас с основными этапами учебно-исследовательской работы. Первое, с чего начинается исследовательская деятельность – это постановка проблемы, выбор темы исследования. Надо отметить, что это достаточно длительный и творческий процесс. Главным, здесь является желание ученика заниматься именно этим вопросом. Затем определяются цели и задачи исследования, выявляется его актуальность. Следующим шагом будет выбор и освоение методик исследования. Далее идет основной этап работы, который включает в себя сбор информации, анализ материалов, проведение социологических опросов, их обработка, сопоставление фактов, их оценка и т.п. Завершающим этапом исследований является оформление работы. Он является не менее важным моментом, так как, от того как оформлена и представлена работа зависит многое и в первую очередь, ее оценка окружающими. Этот этап работы является совместным творчеством наставника и его подопечного.
Самый важный момент учебно-исследовательской деятельности учащихся и его руководителя – выход на школьную научно-практическую конференцию, традиционно проводимую в апреле на День лицея. Работа конференции организована по секциям. Каждая секция работает в определенное время, что позволяет учащимся присутствовать на выступлениях по различным предметам. В день работы секции оформляются стенды рекламно-информационного характера, что позволяет всем желающим познакомиться с работами и пробуждает интерес не вовлеченных в процесс учащихся. Специально созданная экспертная группа из преподавателей и учащихся – победителей прошлых районных, республиканских научно-практических конференций призвана выделить лучшие работы и определить победителей, которые представят свои работы на районном конкурсе научных проектов школьников. Следует заметить, что система поощрения участников конференции очень разнообразна. Даже небольшие достижения наших ребят всегда отмечаются и поощряются. Принцип нашего учебного заведения – каждый ребенок должен быть награжден по окончании учебного года, если он хорошо потрудился. Атмосфера лицея вызывает желание и у учащихся, и у учителей творить, идти к новым рубежам.
Анализируя работу гуманитарной секции научного общества учащихся можно выделить несколько основных направлений исследований, которые чаще выбирают ребята, это: источниковедческое («Социальная структура древнерусского общества и положение отдельных категорий населения по «Русской Правде»», «Война 1812 г. глазами французов» ), этнографическое («Использование башкирских национальных мотивов в современных изделиях»,), краеведческое («С чего начинается Родина…» об истории возникновения города Дюртюли, «Участие башкир в войне 1812 г.»), исследование социальных явлений («Безработица как социальное явление в г. Дюртюли и Дюртюлинском районе», «Истоки социального сиротства»), создание социальных проектов («Моя школа будущего»). Многие наши работы принимали участие в республиканских и российских конкурсах и занимали призовые места.
Стандарты нового поколения ориентируют педагогов на воспитание поколения мотивированного на творчество и инновационную деятельность, креативного и критически мыслящего, готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Исходя из этого исследовательская деятельность учащихся занимает сегодня одно из ведущих мест в учебном процессе лицея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...
Образовательное событие- форма организации совместной внеурочной деятельности педагогов и обучающихся МОУ "Турунтаевксая районная гимназия"
Что такое "Образовательное событие"?...
Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.
Условия успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации....
Cтатья "РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья по внедрению элементов робототехники в предметную область школы....
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Программа разработана на основе школьной программы "Одарённые дети"....
Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...