Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.
статья по теме
Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavceva_rubcovsk_gimnaziya3.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность педагогов и учащихся
как фактор развития творческой личности.
Е.А.Кудрявцева, учитель биологии, МБОУ «Гимназия № 3»
Аннотация.
Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии.
Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения данной задачи. Обучение приёмам исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Важно отметить значимость исследовательской деятельности в образовательном процессе. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.
Приобщение учителей и учащихся к исследовательской деятельности имеет такую цель:
- развитие навыков исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использование полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре задачи:
повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);
создаются условия для личностного и профессионального самоопределения учителей, (учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя, и возможность её дальнейшего использования);
формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.
Исследовательская деятельность в школе осуществляется через организацию научного общества учащихся. В течение 6 лет, я была руководителем научного общества учащихся, из опыта работы могу сказать, что школьники с удовольствием занимаются исследовательской работой, особенно если рядом умный, творческий наставник – педагог.
Научное общество учащихся функционирует на протяжении учебного года с проведением заседаний не реже 1 раза в месяц. Состав участников научного общества учащихся определяется учениками 2 – 11 классов. В комплектовании научного общества учащихся принимают участие руководитель научного общества учащихся и учителя - предметники.
НОУ - это самостоятельная ученическая структура, имеющая Гимн, Положение, план работы, символику, девиз.
Результатом работы НОУ является проведение школьной научно – практической конференции или проектной недели. 40 % учащихся принимают участие в школьной научно-практической конференции или проектной неделе. Реферативно-исследовательские работы учащихся представляются на внешкольный уровень. В результате реализации новшества наблюдается повышение уровня социальной адаптации у 50% учащихся, мотивации достижения у 50% учащихся, 100% учащихся владеют навыками работы с различными информационными ресурсами; умеют представлять результаты исследовательской деятельности.
Исходя из интересов пожеланий учащихся открыты предметные секции. В соответствии с уровнем подготовки ребят руководители составляли планы работы и определили тематику заседаний секций. Работа в секциях велась по самым различным направлениям: от решения задач повышенной сложности до проведения индивидуально-экспериментальной работы. Учащимся предлагался широкий выбор деятельности в НОУ. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в исследовательской работе.
Особое внимание в исследовательской деятельности уделяется учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Исследование факторов направленности педагогической деятельности на исследовательское обучение, проведенное в школе, позволяет констатировать, что:
65% учителей школы считает, что исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя;
10% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного заведения;
20% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;
5% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).
Организация исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.
Современный учитель является важнейшей фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при организации исследовательской деятельности учащихся, учителя школы назвали следующие:
слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы (62,5%); большая загруженность учащихся, отсутствие времени (41%); преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими методами (6,5%).
Выделяют три груп пы проблем: профессиональные, психологические и социальные. Как помочь педагогам, испытывающим те или иные труднос ти в приобщении школьников к научной практике? На семинаре мы проводили практическое занятие, которое очень понравилось учителям. Из опыта работы.
Практическая часть
Цель: способствовать осознанию педагогами наличия трудностей в исследовательской деятельности и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.
Оборудование: листы А3, фломастеры, карандаши.
Информационный блок
Трудности в исследовательской деятельности бывают разные: возрастные, социальные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сегодня, нам представляется возможность поработать над осознанием своих проблем, которые возникают вовремя исследовательской работы.
- Основная часть
Работа по подгруппам
Инструкция: «Наиболее часто встречающимися барьерами в научно-исследовательской работе являются: возрастные, социальные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сейчас, вам предстоит работа по подгруппам. Каждая подгруппа получит задание:
1) Ответить на вопрос.
2) Придумать девиз, отражающий основную мысль вашей группы.
3) Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению.
Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».Представитель вашей группы выступит с полученными результатами. На работу отводится 15 минут.
Возрастные трудности
- Влияет ли возраст учителя на эффективность исследовательской работы?
- Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Возрастные трудности в исследовательской работе».
- Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».
Социальные трудности
- Как влияет социальный статус и благосостояние родителей ребенка участвующего в исследовательской деятельности?
- Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Социальные трудности в исследовательской работе».
- Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».
Профессиональные трудности
- Являются ли знания учителя и его профессиональный опыт проблемой для исследовательской работы?
- Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Профессиональные трудности в исследовательской работе».
- Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».
Индивидуально-личностные трудности
- Какие личностные качества учителя могут затруднить работу в этом направлении? Как вы относитесь к высказыванию: «Остановившейся в развитии учитель представляет опасность для ученика».
- Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «Индивидуально- личностные трудности в исследовательской работе».
- Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении данной трудности».
Список качеств, затрудняющих исследовательскую деятельностью:
- Ощущение беспомощности
- Неуверенность в себе
- Стрессогенное состояние
- Чрезмерная болтливость
- Пассивность
- Гиперответственность
- Эмоциональность
- Недостаток знаний
- Недостаточная организованность
- Молчаливость
- Чрезмерная активность
- Нехватка времени
Вывод:
Одной из наиболее эффективных обучающих и развиваю щих инновационных технологий, на наш взгляд, является иссле довательская деятельность, позволяющая комплексно решать за дачи интеллектуального и социального совершенствования лич ности как обучающегося, так и учителя.
Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Творческая работа учителя и ученика приносит свои результаты.
Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно - воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования.
Необходимо отметить, что в результате этой деятельности увеличи лось не только количество участников проектно-исследовательской дея тельности, но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствуют призовые места, занятых учащимися городских конкурсах и научно-практических конференциях.
Данная работа способствовала также увеличению количества школьников, принимавших участие в муниципальных, окружных и го родских турах олимпиад по различным предметам и интеллектуальных марафонах.
Я бы хотела вернуться к эпиграфу моей статьи «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Бернард Шоу. Так давай те же будем творить, и двигаться вперед. В моей работе мне помогает стихотворение Андрея Дементьева
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется,
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые
Чтоб верный путь им указать
Помочь в толпе не раствориться
Нам не дано предугадать –
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
Материал представляет собой опыт работы лицея по организации профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...
«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»
В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...
Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении
Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении...
Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО
В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД"
Статья раскрывает роль проектно-исследовательской деятельности в формирвании УУД учащихся....
Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...