Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»
статья по химии по теме

Сиротина Елена Николаевна

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научно-исследовательской деятельности. Особую актуальность она приобретает в современном обществе. [7]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Итоговая работа

(реферат)

по курсам повышения квалификации

по образовательной программе «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально-педагогический феномен. Основания построения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

на тему: Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»

Выполнила: Сиротина Елена Николаевна,

МБОУ СОШ №3 г. Радужный

Тюменской области,

учитель химии

Радужный -2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.1Совершенствование профессиональной педагогической культуры через исследовательскую деятельность………………………………………………5

1.2Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии….7

Заключение……………………………………………………………………….9

Список используемой литературы……………………………………………..11

Введение

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научно-исследовательской деятельности. Особую актуальность она приобретает в современном обществе. [7]

Исследовательская деятельность педагога в педагогической литературе определяется по-разному:

  1. вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого-то вопроса или практически актуальной проблемы,
  2. форма организации образовательной работы, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением,
  3. специально организованный процесс познания, суть которого в продвижении или преобразовании, которое он вносит в педагогическую науку и практику

 Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие авторы (В.В.Давыдов, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин и др.) рассматривают исследовательскую деятельность как один из основополагающих компонентов в целостной педагогической деятельности учителя, определяющий развитие его профессионализма, являющийся связующим звеном между теорией и практикой. [3,144]

Цель исследовательской деятельности педагога состоит в создании условий для развития его способностей и индивидуально-личностных качеств в процессе реализации образования.

Задачи:

  1. Выявление сущности, признаков, критериев изучаемого педагогического процесса, явления;
  2. Обоснование основных путей решения педагогической проблемы;
  3. Формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования.

Одним из самых важных видов деятельности учащегося в образовательном процессе независимо от используемого подхода, является самостоятельная работа. [8]

Организация самостоятельной деятельности, руководство ею - ответственная и сложная работа каждого учителя, так как с изменением социально-экономической обстановки произошло изменение взгляда учащихся на процесс приобретения знаний. У современных школьников отмечается тенденция отторжения учебного процесса. Е.В. Батина в статье «Развитие самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных работ» [4,37] пишет, что большинство учащихся на вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» отвечают: «Чтобы пообщаться с друзьями». И только небольшая часть ответов звучит: «Чтобы получить знания, подготовить себя к выбранной профессии, быть образованным на уровне своего времени человеком»

В свете первостепенных задач стоящих перед школой, я работаю над темой «Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности ученика на уроке» и обучаю учащихся способам выполнения различных видов самостоятельной работы в процессе совместной деятельности, направленных на развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

1.1 Совершенствование профессиональной педагогической культуры  через исследовательскую деятельность

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащихся знаниями, - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Как реакция на изменения, происходящие в обществе, в педагогике и педагогической психологии появился целый ряд новых научных направлений, в рамках которых разрабатывается проблема формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), а также исследования по развитию одаренности и способностей школьников к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А.В. Хуторского, В.С. Мухиной, А.С. Обухова, А.И. Доровкого, Д.Б. Богоявленской и др.

Учеными-педагогами исследовательская деятельность представлена в следующих аспектах ее проявления:

1. Как процесс изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Анализ и обобщение опыта понимается как мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие элементы (цели и задачи, содержание, деятельность учителя, деятельность учащихся, внешние условия, результат и др.) и их оценка с точки зрения эффективности.
2. Как соотношение теории и практики в деятельности преподавателя.

3.  Как творческий процесс. Понятия “творчество”, “творческий поиск”, “творческая деятельность” в науке, и в педагогике в частности, всегда рассматривают как процесс и результат создания чего-то нового на основе преобразования познанного.

4. Как инновационная деятельность - комплексная деятельность по созданию (разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. [3,144]

Исследовательская деятельность выступает как «педагогический инструмент» для анализа и коррекции проблем, возникающих при реализации других видов деятельности, влияя на их эффективность. Переходя в рефлексивную позицию, педагог оценивает, анализирует не только результаты организации учебно-воспитательного процесса, но и себя как субъекта педагогического взаимодействия. Исследовательская деятельность позволяет педагогу выстроить собственную дидактическую систему, оптимальную для условий учреждения образования, не на основе интуиции, а на научной основе. В зависимости от того, как реализуется исследовательская деятельность в практической деятельности педагога, он может выступать либо как педагог-практик, модернизирующий свою дидактическую систему (опытная деятельность), либо как педагог-исследователь, разрабатывающий новые образцы педагогической деятельности (экспериментальная деятельность), апробирующий теоретически разработанные педагогические технологии (инновационная деятельность). [6]

1.2. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии.

 В современной действительности педагогический поиск и экспериментирование становится средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, фактором совершенствования профессиональной педагогической культуры, принципиальным условием развития школы.[9] Одним из самых важных видов деятельности учащихся в образовательном процессе является самостоятельная работа.[8]

Задачи моего исследования - подобрать методы и приемы, способствующие эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся средней общеобразовательной школы и  определить, какие умениями  самостоятельной работы будут способствовать для формирования личностных качеств учащиеся.

Практическая значимость исследования:

1.Систематически проводимая работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых заданий.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков учащихся.

4.С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы [3,144].

Для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Заключение

Для достижения основной цели современной школы – развитие каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями - необходимо на уроках осуществлять организацию самостоятельной работы. Самостоятельная  деятельность на уроках химии помогает учащимся получить знания, необходимые для продолжения учебы, ориентирует на общественно-полезный труд в народном хозяйстве. Самостоятельная деятельность способствует формированию личностных качеств: трудолюбия, умения преодолевать трудности, настойчивость, товарищескую взаимопомощь, уверенность в своих силах, развивает самостоятельность, интеллектуальные умения (самоконтроль, умение выделять главное и другие), наблюдательность [2,81].

В результате анализа анкетных данных учащихся 11а класса за три года обучения наблюдается повышение результатов уровня готовности к самостоятельной работе:

  1. Экспериментальные умения-8%;
  2. Работа с учебником -5%;
  3. Работа с дополнительными источниками -5%;
  4. Умение решать задачи – 20%
  5. Умение моделировать-15%

Полученные результаты показали, что самостоятельная работа на уроках помогает учащимся освоить методы химической науки: экспериментальные умения, умения работать с учебником, литературой по химии, производить расчеты, пользоваться химическим языком, моделировать.

Можно сделать вывод, что овладение учащимися умений самостоятельной работы необходимо для улучшения качества знаний учащихся, о чем свидетельствует повышение успеваемости и качества знаний за три года обучения:

по итогам годовых контрольных работ:

качество знаний-25%; успеваемость – 7%

по итогам года: качество знаний -3%;

Анализ опыта исследовательской деятельности свидетельствует о важности планирования на уроках различных видов  самостоятельной  работы как средства повышения познавательной деятельности ученика.

Список используемой литературы

Книга

1.Фальковская А.Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии. – М. : Высшая школа, 1990 -  5 с.

2.Чернобельская  Г.М.Методика обучения химии в средней школе.  – М. : Владос, 2000 – 81 с.

3.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. – М. : Сентябрь, 1998.-  144 с.

Статья из журнала

4.Батина Е.В Развитие самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных работ. Химия в школе-2006 - № 2 - С. 37-39

5.Соболева Э.А. Организация самостоятельной работы с учебником. Химия в школе-2001- № 9- С. 39-41

Электронный ресурс

6. Солигорский экономический техникум [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.solteh.net/index.php/methodical-piggy-bank/metodicheskie-supplies/27-research-activities

7. ПрофиСтарт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/19522.html

8. Вики КГПИ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/

9. Учительские университеты [Электронный ресурс].- Режим доступа http://collegy.ucoz.ru/publ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность педагога

Данная презентация поможет Вам правильно организовать исследовательскую деятельность....

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и обучающихся

Работа пад учебным проектом или исследование позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной...

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении...