Урок русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком, проводится с использованием современных информационно- коммуникационных технологий, создаёт условия для творческого самовыражения школьников, формирования интереса и любви к русскому языку у обучающихся. Урок учитывает психо- физические особенности развития пятиклассников, построен на привлечении занимательного учебного материала, обеспечивает планирование ожидаемых результатов обучения, вырабатывает у детей навыки самооценки. Проверка знаний в форме творческих заданий и проблемных вопросов даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 в классе
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Учитель: Шарова Татьяна Валерьевна
Реализуемая программа:«Программа по русскому языку» под редакцией Н.М.Шанского
Учебник:«Русский язык для 5 класса» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Тип урока: урок "открытия" новых знаний
Методы и приёмы:
- мини-исследование;
- лингвистические игры;
- карточки
- самооценка.
Виды деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование: Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Н. М. Шанского, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
•Школьные толковые словари русского языка
•компьютер
•мультимедийный проектор
•презентация «Однозначные и многозначные слова»
•карточки
Дидактические цели урока:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи:
-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;
-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;
Комментарий:Урок «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком. Урок проводится с использованием информационно- коммуникационных и игровых технологий, создаёт условия для творческого самовыражения школьников, формирования интереса и любви к русскому языку у обучающихся. Урок учитывает психо-физические особенности развития пятиклассников, построен на привлечении занимательного учебного материала, обеспечивает планирование ожидаемых результатов обучения, вырабатывает у детей навыки самооценки. Проверка знаний в форме творческих заданий и проблемных вопросов даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний.
Цель:осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
- формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
- пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Планируемые результаты ( УУД)
Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре , находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Сегодня необычный урок для вас и для меня. Не стесняйтесь, отвечайте, работайте так, как работаете всегда. Желаю вам успехов, надеюсь на понимание и сотрудничество. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.
Сегодня мы снова отправляемся в мир родного языка, где будем продолжать разгадывать его тайны.
- Запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним один из советов по обогащению речи, данный М. Горьким ( упр.336, №3, читают наизусть)
- Попробуем и мы с вами с помощью понятных слов давать правильные, точные ответы.
1. Разминка-повторение
- Назовите одним словом и запишите название предмета:
(Слайд 2)
- Дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.
- Помещение со специальным оборудованием, мебелью в школе.
- Запас слов и выражений человека.
- Круглая площадка в цирке.
- Жилище птицы.
- Ребята, куда в случае затруднения нам надо обратиться , чтобы узнать ЛЗ слова?
- Найдите в вашем школьном толковом словаре , как называется дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.( Слайд 3)
III. Изучение нового учебного материала.
Первичное осознание материала. Постановка учебной проблемы
- Откройте учебники на стр. 153
Наблюдение на стр. 153, п. 65 ( учащиеся делают самостоятельные выводы по новой теме)
- Рассмотрим рисунки. Подберите словосочетания к рисункам
- Что у них общего? ( Названы одним словом)
- Чем различаются? ( Обозначают разное)
- Сколько значений имеет слово кисть?
- Как называются слова, которые имеют несколько ( много) ЛЗ?
- Какие из записанных нами в начале урока слов являются многозначными? В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. (Работа в группах) (Арена, гнездо, кабинет)
- У каких слов одно значение? ( Тарантас, лексикон)
- Как называются слова с одним значением? (Однозначные слова)
- Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слайд 4)
- Какою будет цель урока? ( Научиться различать однозначные и многозначные слова; учиться находить общее в значении многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями)
2) Выполним упр.338 (Работа в парах, I в - выписывает однозначные слова, II- многозначные; проверка ( однозначные: айсберг, изморозь, кроссворд, ретивый, шарада)
3. А сейчас послушайте стихотворение"Ключ" (Слайд 5)
Им крутят гайки и болты,
Ключом часы заводишь ты.
Ключ - в кармане от двери.
Ключ - он бьёт из-под земли.
Ключ к познаниям - важный самый.
Ключ - у папы к сердцу мамы.
Сдают " под ключ " - то всё готово.
Ключ - замечательное слово!
- О чём это стихотворение? (О ключе)
- Сколько значений у этого слова?
- О каких значениях слова "ключ" идёт речь?
- Что помогло определить значения этого слова? (Слова-соседи)
- Перед вами словарная статья. (Слайд 6)
- Как значения многозначного слова записаны в словарной статье?
(Вывод: разные ЛЗ помещаются в одной и той же статье и нумеруются подряд).
- Как узнать одно- или многозначное слово? ( Заглянуть в Толковый словарь)
- Как определить значение многозначного слова? ( Обращать внимание на текст)
6. Релаксация (под музыку звуков природы). (Слайд 7)
А сейчас закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Насладимся свежестью лесного воздуха и необыкновенной тишиной. Но тихо только на первый взгляд. Прислушаетесь и поймёте, что природа не спит, она продолжает жить своей размеренной жизнью: вот где-то скрипнуло старое дерево, с лапы ели под тяжестью соскользнул пласт снега и ухнул в сугроб, гулко на всё лесное царство раздаётся стук дятла, добывающего себе еду, на снегу переговариваются синички, нашедшие семена какого-то дерева. Как хорошо в лесу! Сразу забывается все плохое. Хочется дружить, любить всё окружающее, хочется творить... Откройте глаза...
- Сняли напряжение, мы полны сил и уверенности в себе.
4) - Составим со словами " земля", "число", "язык" словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком ЛЗ употреблено слово. ( Работа в группах)
5) - Многие поэты используют многозначность слова в загадках. Послушайте и определите, в каких значениях используются загаданные слова (Форма ответа фронтальная)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка) (Слайд 8)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук) (Слайд 9)
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист) (Слайд 10)
Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка) (Слайд 11)
- Как вы думаете, есть ли общее между разными значениями многозначных слов? Докажите на примере слова " ключ"... (Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные между собой).
7) Выполнение упражнения 339 (устно)
- Какой вывод можно сделать?
IV. Закрепление знаний, умений, навыков
8) Дифференцированное задание по группам:
а) упр.341 (устно), (доп.: найдите в с/с слова, в которых звуков больше, чем букв ( свежие., бельё.); слова, в которых все согласные звонкие (обои, бельё, розы)
б) найдите в классе предметы, названия которых - многозначное слово. Докажите. (Доска, ручка, ножка, лампа, окно, стол, стена, потолок...) - 2 группы посильнее
9) Контроль (карточки) - Предлагаю проверить себя, выполнив тест. Задания лежат перед вами.
Тест.
1. Отметьте многозначное слово:
А. Поземка
Б. Маяк
В. Иголка.
2. Отметьте однозначное слово:
А. Змей
Б. Земля
В. Айсберг
3. Укажите верное утверждение.
А. Есть однозначные и многозначные слова
Б. Все слова только многозначные
В. Все слова только однозначные.
4. Выпишите из предложения многозначное слово.
Лучами красит солнышко стальное полотно.
- Проверьте себя: 1-В, 2-В, 3-А, 4 - полотно. (Слайд 12). Поставьте себе на полях оценку: "5"- всё правильно.
8) -Запишем предложение ( из упр. 340) и сделаем синтаксический разбор ( у доски, в тетрадях)
- Устно придумайте предложения с другими значениями слова "полотно". (В группах) (Слайд 13)
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
( ПОЛОТНО, ср. 1) Гладкая льняная ткань особого переплетения (обычно белая). 2) а) Любой большой кусок ткани; полотнище. б) Плоская, широкая часть чего-л. в) Холст для писания картин (обычно масляной краской). 3) а) Картина художника (обычно на холсте). б) Литературное или музыкальное произведение, изображающее широкую картину чего-л. 4) Створка, один из щитов ворот, дверей и т.п.; полотнище. 5) а) Проезжая поверхность дороги или моста. б) Пути железной дороги. 6) Лента, полоса, составляющая часть какого-л. механизма. 7) То же, что: полотнище (4))
v. Рефлексия ( Слайд 14)
- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Выполнили ли мы её?
Я узнал...
Теперь я могу...
Мне понравилось...
Кто вам помогал обрести новые знания?
Кому было легко? Трудно?
Теперь я могу...
Мне понравилось...
- Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова» (Работа в группах)
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующим критериям:
красный кружок - мне было комфортно на уроке, я не допускал ошибок, "5"
зелёный - на уроке была благоприятная обстановка, но я допустил 1-2 ошибки, "4"
жёлтый - думаю, я не до конца осмыслил материал урока, "3"
(Слайд 15)
VI. Домашнее задание: (по выбору)
1) упр. 345 ( сочинение-рассуждение)
2) упр. 346,
3) нарисовать рисунки, с помощью которых можно объяснить значения многозначного слова.
Объявление оценок
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
(Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Разработка урока русского языка в 6 классе «Энциклопедия слова»
Урок обобщения изученного материала...
Материал к уроку русского языка в 8 классе "Вводные слова"
Папка содержит конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова", лист самоконтроля для учащихся и презентацию....
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...