Выступление по опыту работы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Мишкина Валентина Ивановна

Выступление по опыту работы на ММО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx68.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеаксинская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского района РТ

Выступление на РМО

Актуальные методы преподавания русского языка и литературы по обеспечению качественного обучения.

Учитель русского языка

и литературы

 Мишкина В. И.

2016-2017 уч. год

         Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования.

         Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся, использование перспективных методов и форм проведения занятий

       Сл. 2 Целью моего выступления является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

           Сл. 3 Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

        Методы обучения с развитием человечества менялись, подстраиваясь под новые требования. На данный момент сформирован целый ряд универсальных методов, которые используются при обучении во всех науках. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

         Сл. 4. Согласно традиционной классификации Перовского и Лордкипанидзе, среди методов обучения можно выделить следующие:

  • - Практические методы - к ним относятся опыты, упражнения, учебная практика;
  • - Наглядные методы - к ним относятся иллюстрация, демонстрация, наблюдение;
  • - Словесные методы - к ним относятся объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия;
  • Исследовательский метод  (решение лингвистических задач);
  • - Видеометоды - к ним относятся просмотр видеофильмов, обучение через интернет.
  •  -методы самостоятельной работы учащихся;
  • метод проектов

   Как мной на уроках используется каждый метод, останавливаться не буду. Примеры использования традиционных методов обучения на уроках русского языка и литературы представлены в моем выступлении как приложение. Так или иначе, все из них мы используем на уроках русского языка и литературы. Но важно то, как мы их используем на уроках, умеем ли мы их применять должным образом. Небольшой акцент сделаю на актуальных методах обучения.

Сл. 5. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке.  Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу.   Вопрос, как использовать возможности компьютера на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных за последние годы. 

В нашей школе активно применяются методы и технологии, которые  развивают  познавательный интерес:  технологии развивающего обучения, проектную, игровую, тестирование, таблицы, схемы, кластеры, мультимедиа – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие самостоятельности, успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Сл. 6.  Главные цели в преподавании наших предметов — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ЭОР на уроках, в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы научились требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ЭОР. Я работаю по следующим направлениям: использование готовых программных продуктов, работа с программами

MS Office (Word, Power Point,), работа с ресурсами Интернет.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав.(Очень популярны сайты «РЕШУ ЕГЭ», «НЕЗНАЙКА.ПРО», «РУССКИЙ НА5», где можно зарегистрироваться и здесь же можно проверить ответы учащихся)  

Считаю, что задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

В зависимости от целей конкретного урока используются мной тренажеры по русскому языку и литературе. Наличие или отсутствие  полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных. Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером. И это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Мы обычно проводим «виртуальный» урок, на котором  взаимодействие осуществляется с помощью проектора и экрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажера, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы.

Увеличение вариативности числа таких форм подготовки - положительно влияют на память, развивают логическое мышление учащихся. Задача создания новой модели тренировочных заданий актуальна в связи с введением экзамена в новой форме. При разработке  учитывалась структура и типы заданий ЕГЭ. Важно, что задания проверяют навык понимания теста, ключевых слов, позицию автора, умение ориентироваться в орфографии, пунктуации, синтаксиса, лексики, морфологии, морфемики. Используя тренажеры в 5-11 классах индивидуально, совершенствуются и проверяются орфографические и пунктуационные знания, умения по темам.

         Остановлюсь на некоторых методах и приемах обучения, которые способствуют формированию самостоятельности в старших классах и обеспечивает качественное обучение.

      Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что весь курс нацелен на повторение и  материал дается блоками. Работа в группах, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, самостоятельная работа с материалом   - активные методы и средства, которые используются нами на уроках русского языка. Таблицы и схемы, составленные в ходе самостоятельного изучения материала, могут быть использованы учащимися как справочным материалом при подготовке к ЕГЭ.  В основном такую работу ввожу на уроках по орфографии. В конце такого урока обычно учащиеся получают домашнее задание: составить словарный диктант, включающий слова на изучение данной орфограммы.

         Или, например, при изучении лексики вводится самостоятельная работа со словарем, потому что в 3-м задании  ЕГЭ,  обучающиеся должны уметь определять лексическое значение слов.  Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы учащиеся самостоятельно работают со словарем Ожегова и используют электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме в Интернете. .

        С целью формирования регулятивного учебного действия использую на уроках практический метод: проводим проверку ученических работ, написанных учениками с различными видами ошибок: пунктуационных, орфографических, грамматических,  речевых.  Проверяем данные сочинения, исходя из критериев оценивания экзаменационных сочинений. Но следует отметить, что грамматические и речевые ошибки находятся учащимися  с трудом. При выполнении такого рода упражнения у учащихся формируется навык написания сочинения-рассуждения, опираясь, прежде всего, на критерии оценивания.

      Так как у наших учащихся низкий уровень языковой и коммуникативной компетенции, стараюсь добиваться, чтобы учащиеся строили цепь рассуждения.

      Например, в 10 классе на уроках литературы, в ходе подготовки к выпускному сочинению, стараюсь на уроках больше создавать проблемные ситуации. Опять же в выпускном сочинении важно не только проанализировать произведение, но и раскрыть проблему.

       Допустим, во время изучения поэмы Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» ребята с удовольствием рассуждают, спорят по поводу темы «Что такое счастье и достижимо ли оно?»  Раскрываем суть понятия «Счастье». Каждый ученик старается высказать свою точку зрения, дают словесное рисование  высказываниям известных выдающихся людей.

       Впоследствии предлагаю привести аргументы из изучаемого нами произведения. Такого рода проблемные вопросы оживляют ход урока и подготавливают учащихся к написанию итогового сочинения, а также носят познавательный и коммуникативный характер.

    При подготовке написания сочинения очень часто мы обращаемся в социальные сети: ВКОНТАКТЕ или ОДНОКЛАССНИКИ. Школьники в этих сетях – постоянно.  Большой плюс - в этих сетях  множество цитат и высказываний о нравственных ценностях: смысле  жизни, дружбы, любви, счастья, предательства, лжи и т. д.   Заранее дается задание: выбрать и записать популярную за эту неделю  цитату, которая получила  наибольшее количество  лайков.  Дети старшей возрастной группы очень любят тщательно анализировать высказывания знаменитостей. Нынешний класс с ума сходил и разбирал Омара  Хаяма. Это тоже, я считаю,  метод обучения. Таким образом, они запоминают  цитаты о нравственных ценностях, обогащают словарный запас, который так необходим при написании сочинения,  как по литературе, так и по языку. А, главное, детям это в радость.

                   Творческое развитие обучающегося продолжается во внеурочное время: элективные курсы, подготовка к олимпиадам, выполнение исследовательских проектов, организация «Вечеров русского языка» для младших учащихся, проведение школьных «Недель  русского языка и литературы» и т.д.

           Есть и результаты. Половина  наших учащихся осваивают предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном. Серьёзное внимание уделяем привлечению учащихся к участию в школьных олимпиадах. Каждый год количество участников олимпиад увеличивается. Победители школьного этапа олимпиады активно участвуют в олимпиадах муниципального уровня.   Ведем работу с одаренными детьми.        Ученики нашей школы  добиваются результатов во Всероссийских и международных конкурсах:

- учащиеся ежегодно принимают участие в международном   всероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»,

-участие во Всероссийском конкурсе сочинений

- участие во Всероссийском  сверхпрограммном конкурсе «Альбус»,

- участники интернет – тура предметных олимпиад КФУ

            Анализ результатов ЕГЭ за 3 года говорит о том, что идет стабильное повышение среднего балла ЕГЭ по русскому языку.  Все 9 обучающихся в 11 классе сдали единый государственный экзамен на «4» и «5»( качество – 100%).      Результаты обязательных экзаменов  в форме ЕГЭ по русскому языку имеют ярко выраженную положительную динамику, средний тестовый балл в этом году составляет 71,88 баллов.

Русский язык

2014 г

2015 г.

2016 г.

2015-2016

56.2

66.7

71,88

+5,18

Сравнительный анализ результатов экзамена  по русскому языку за три года

Успехами в своей работе  в немалой степени я обязана своим коллегам. Многие из них являются моими соратниками, помощниками. Качественному обучению и успешной сдаче ЕГЭ способствует также неоднократное посещение ресурсного центра в Городищенскую СОШ.

              Я считаю, что качество преподавания повышается не только благодаря методам, приемам обучения, но и в результате постоянного самообразования учителя.     Участие в семинарах и на заседаниях МО, посещение уроков ведущих опытных учителей района и республики – это своего рода толчок к качественному обучению.

          Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания “сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни” .

Традиционные методы и приемы, используемые мной на уроках русского языка и литературы.

Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Например, данный метод использую при изучении темы “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Я подвожу учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.

Тема “Местоимение”, где учащиеся находят в текстах местоимения, выписывают их. Я подвожу учащихся к классификации местоимений по разрядам.

При объяснении нового материала из раздела “Морфология” применим данный метод.

Являясь высшей формой проявления познавательной активности учащихся, исследовательский метод сочетается с другими методами: с лекцией, с объяснением учителя, с работой по учебнику.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я учащимся сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:

1. “Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- -ЛАГ-, -РАСТ- -РОС- -РАЩ-“.
2. “Буквы О и Е после шипящих в корне”.
3. “Буквы Ы и И после Ц”.
4. “Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-”.
5. “Буквы Ы и И после приставок на согласные”.

Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод использовала при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”

– Из примеров, записанных на доске, выбрать слова с правописанием которых мы не знакомы. Назвать эти слова.
– Касаться – прикосновение.
– Используя данные примеры, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Мы должны познакомиться с правилом написания О-А в корне -КОС- -КАС-.

Аналогично объясняла правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГОР- -ГАР-, -ЗОР- -ЗАР-.

Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.      Очень ценный вид работы -  составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществляя таким образом анализ и синтез изучаемых частей речи.

       Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера, например блиц- турниры (объяснить  лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):

Абонемент- право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени.

Абонент- лицо, пользующееся абонементом

Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам  товаров и услуг.

Дебитор- должник.

 Импорт- ввоз товаров из-за границы.

Приватизация- передача государственной собственности в частную.

Маклер- посредник при заключении торговых сделок.

 Лавировать- действовать хитро, искусно, избегая конфликтов и осложнений.

Рейтинг- степень популярности.

Электорат- избиратели

Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, появляется диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.

Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.

Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений , проецируемых на экран с помощью мультимедиапроектора.

Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.

       Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда  читаю текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.

        Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность  представляют синтаксические пятиминутки - ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.

    Наверное, применение игровых методов  как никакой другой отличается эффективностью и любовью ребят  5-6 классов к этому виду деятельности на уроке.

                Игра-считалочка

 «Слово пол- и слово -полу .Читаем со слайда хором. Если выделенное слово писать через дефис – встаем, если слитно – сидим.

Жила веселая семья: три забияки воробья.

На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:

У воробья-соседа отбили (пол) обеда.

А у синицы-крошки украли (пол) лепешки,

У строгой утки-мамы стащили (ПОЛ)банана,

(Пол) яблока, (пол) груши, у мышки (пол) ватрушки.

Отбили –и взлетели подсчитывать потери.

Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы-

У сына выдрали перо и (пол) хвоста у мамы.

Взгляните: на кого похожи!»

Смеялось (ПОЛ) Москвы, как «похудели»их хвосты.

         «Угадай слово»

     Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята.

-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,

 Как в слове КОНЬ?

- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.

-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.

В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.

                                 Морфологические шарады:

1 Корень тот же , что в слове « сказка»,

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик)

2 Корень тот же , что в слове отдавать», приставки взяты из слов «преграда» и «посылка», суффикс и окончание  взяты из слова «знание» (преподавание).

                                          Третий лишний

Найдите лишнее слово:

Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть , час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.

1. Художественный текст как дидактический материал для закрепления, контроля знаний, умений, навыков.

Последний вариант способствует развитию письменной речи.

2. Комплексная работа с текстом, которая обычно используется при повторении, закрепление знаний, а также удобна для контроля.

Карточка №1

Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром учение, манеж, обед у полкового к..мандира или в жидовском трактире. Вечером пунш(?) и карты. В*** (не) было (ни, не ) одного открытого дома, (ни. не) одной невесты: мы       соб..рались друг у друга, где кроме своих мундиров (не) видели (ни) чего.

1) С помощью каких синтаксических и лексических средств в одном предложении создается картина однообразной жизни армейского офицера?

2) Определите лексическое значение слов местечко, манеж, пунш. сравните с предложением: Он получил теплое местечко. Это омонимы или многозначное слово?

3) Известна3

4) Объясните правописание слов с пропусками, скобками.

2. Интерактивные диктанты.

    Вставьте, выбрав из предложенного списка, нужную букву, знак препинания, вариант слитного, раздельного или дефисного написания. 

Был пр_крас_ный июльский день_ один из тех дней_ которые случаются только тогда_ когда погода уст_н_вилась на_долго. С самого ра_его утра небо ясно__ утре_яя з_ря не пылает пожаром_ она разл_вается кротким румянцем. Солнце__ не_огнистое, не_раскаленное_ как во время знойной засухи_ не тускло_багровое_ как перед бурей_ но светлое и приветно_лучезарное_ мирно в_плывает под узкой и длин_ой тучкой_ свежо просияет и п_грузится в лиловый ее туман. Верхний_ тонкий край р__тянутого облачка засв_ркает змейками; блеск их подобен блеску кова_ого с_ребра... Но вот опять хлынули играющие лучи_ и весело и величаво_ словно взлетая_ п_днимается могучее св_тило. Около п_лудня обыкновенно п_является множество круглых_ высоких облаков_ золотисто_серых_ с нежными_ белыми краями. Подобно островам_ разбросанным по бесконечно разлившейся реке_ обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы_ они почти н_трогаются с места; далее, к неб_склону, они сдвигаются_ теснятся, синевы между ними уже н_видать ; но сами они так_же лазурны_ как небо_ они все на_сквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет неб_склона_ легкий_ бледно_лиловый_ не изм_няется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет_ не густеет гроза; разве кое_где протянутся сверху вниз голубоватые полосы_ то се_т__ едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них_ черноватые и неопределенные_ как дым_ л_жатся розовыми клубами на_против заходящего солнца; на месте, где оно з_катилось так_же спокойно_ как спокойно взошло на небо_ алое сиянье стоит н__долгое время над пот_мневшей землей_ и_ тихо мигая_ как бережно несомая свечка_ з_теплится на нем вечерняя звезда.

Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир»

3.Уроки словесности (интегрированные уроки русского языка и литературы)

Основной акцент на уроках приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

Преимущество интегрированных уроков заключаются в том, что они:

• способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

• не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой речи.

• интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

Выступление из опыта работы педагога дополнительного образования И. А. Никулиной по программе

«Применение учебно – методического комплекса при обучении детей вокально – эстрадному  пению» Целевая аудитории: педагоги дополнительного образования, руководители вокальных, хоровых студий,...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Выступление из опыта работы: "Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией"

мимика- это совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции. насколько это важно? какую роль играет мимика в произношении звуков? и как можно развить лицевые мышцы?...

Выступление из опыта работы «Коррекционный вектор в работе воспитателя с детьми»

Выступление из опыта работы на тему "Коррекционный вектор в рабо воспитателя с детьми"...