Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"
статья по биологии по теме
Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Современное общество нуждается в квалифицированных кадрах с высокоразвитым интеллектом. Концепция модернизации российского образования рассматривает современный образовательный процесс как ориентированный на развитие умственных способностей и самостоятельности детей. «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему уни-
версальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
…Важной задачей является выявление и поддержание наиболее одаренных, талантливых детей. В старших классах образовательной школы должна отрабатываться система профильного обучения, ориентированная на индивидуализацию обучения [5, 258]».
Анализ школьных программ, учебников по биологии и анализ своего многолетнего опыта работы позволяет сделать вывод, что повышать мотивацию при выявлении и развитии способностей у сильных (одаренных) учеников мешает существующее противоречие между необходимостью индивидуальной подготовки школьников и действующей сегодня системой обучения, недостаточно учитывающей индивидуальность ребенка. Российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие этого школа дает усредненные знания, рассчитанные на среднего ученика. Существует противоречие между необходимостью развития индивидуальных познавательных интересов и творческих способностей и возможностями современной массовой школы.
Одним из путей преодоления данного противоречия является индивидуализация обучения и активизация деятельности по работе со способными детьми. Данное противоречие обусловило проблему: как организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить развитие индивидуальных познавательных способностей детей, проявляющих интерес к биологии?
Цель проекта: обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-
воспитательного процесса с детьми, мотивированными
на изучение биологии.
Задачи: 1) проанализировать психолого- педагогическую литературу
по данной проблеме;
2) представить опыт по идивидуализации процесса обучения
детей, мотивированных на изучение биологии;
3) проанализировать эффективность индивидуализации учебной
и внеклассной работы.
1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы учебной мотивации учащихся подросткового и старшего школьного возраста.
1.1. Мотивация учения в школьном возрасте.
« Мотивация – 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [20]».
«В основе мотивов поведения человека лежат потребности. Под мотивом понимается опредмеченная потребность, то есть мотив указывает на способ ее удовлетворения. Мотив- это смысл поведения и деятельности человека, все то, ради чего происходит активность [9,11]».
Успешное формирование учебной мотивации невозможно без учета онтогенетических факторов развития мотивационной сферы личности, закономерной смены доминирующих мотивов, их переконструирования на различных возрастных этапах. По мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере его учебно- познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. В качестве ведущего мотива учения в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. С другой стороны, школа для них - это в первую очередь место общения со сверстниками, и тем самым она приобретает ценность. Особенностью мотивации школьников среднего школьного возраста является возникновение стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес уже не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на логику этого знания. « В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность. Наиболее осознают своё отношение к учению высокоуспевающие ученики, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы [9,15]».
В исследовании И.В. Дубининой и её коллег было обнаружено, что максимальное значение для учащихся старших классов имеет мотив самоутверждения, связанный с наличием у старшеклассников потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. « Школьники стремятся к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников, к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих способностях, а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки [11,230]». « Второе место по значимости у старшеклассников принадлежит мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя таких качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора в различных отраслях знаний, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за рамки школьной программы. Собственно появление этого мотива и его доминирование обусловлено все более развивающейся способностью молодых людей к проникновению в свой собственный мир, пониманию своей особенности и неповторимости, а также потребностью в формировании личной идентичности. Мотивация становится внутренней, формируется собственная мотивационная сфера. Исследования мотивов учения, доминирующих в старшем школьном возрасте, обнаруживают также выраженное преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Старшеклассники осознают, что стоят на пороге новой жизни, и многое в ней будет определяться тем, с каким багажом знаний они выйдут из школы [11,231]». На сформированность мотивационной сферы влияют и интеллектуальные способности ребенка. Дети с высоким уровнем интеллекта нередко отличаются достаточно высокой сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые им кажутся интересными и важными, легко включаются в познавательную поисковую деятельность, на интересных для них уроках они активны, сознательно стремятся овладеть знаниями и умениями, работают организованно и столько, сколько необходимо.
1.2 . Методологические основы развития мотивации.
Методологической основой развития мотивации учения является личностно-ориентированный подход с выходом на индивидуальную траекторию обучения. Личностно-ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовывать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория – это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Учащиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижений
Анализ поведения позволил исследователям выделить ряд качеств, которые характеризуют людей, мотивированных достижением успеха. Лица с мотивом стремления к успеху активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и умений. Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку. Настойчивы и упорны в реализации своих целей, самостоятельно их достигают. Результат оценивается в связи с уровнем притязаний. В случае неудачи придерживаются принятой стратегии или выбирают более эффективную, при этом несколько снижают трудность задачи, а в случае успеха- повышают. Стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали, и реагируют на эту конкретную обратную связь.
1.4. Возможности учебного предмета в развитии мотивации учащихся.
Биология - увлекательный и интересный предмет. В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные, человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Своеобразие материала определяет специфику методики преподавания биологии. При изучении биологии применяются особые формы организации учебной работы (экскурсии, домашние и внеурочные работы учащихся, внеклассные занятия), методы преподавания с преимущественным применением наглядности и практических работ, специальных средств обучения (наглядных пособий). Непосредственное наблюдение объектов живой природы, сравнение и определение их, лабораторные и практические работы на уроках, на учебно-опытном участке, ознакомление с природой, ее красотами и богатством развивают познавательный интерес к предмету. Большое познавательное и воспитательное значение имеет эксперимент, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, развивает мышление, побуждает познавательный интерес. Предмет биология - прекрасное поле и перспективы развития общенаучных и мыслительных навыков, так как здесь изучаются различные процессы и объекты. Биология в силу специфики содержания и современной значимости, в большей мере обращается к личности ученика.
1.5. Индивидуализация обучения как условие развития мотивации.
Проблемы индивидуализации обучения наиболее полно раскрыты в работах И.Унта, В.Д. Шадрикова, А.С. Границкой. «Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)
Акцент целей
- Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
- Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
- Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества [13, 210] ».
« Общие особенности
- Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи.
- Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях, навыках, в процессе мышления.
- Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.
- Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
- Предоставление свободы выбора элементов процесса обучения.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Использование технических средств обучения, включая компьютер.
- Поддержка способных и одаренных детей.
При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.
Самая важная задача школы дать учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными. В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников.
2. Система работы учителя по индивидуализации процесса обучения детей, мотивированных на изучение
биологии.
В своей повседневной работе в течение длительного времени изучаю своих учеников для того, чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания. Для выявления учащихся, мотивированных на изучение биологии использованы следующие диагностические методы: 1) традиционные методы (наблюдения, беседа, анализ письменных работ); 2) предметные тесты для выявления ЗУН; 3)серия психологических тестов для выявления общих умственных способностей (проводились школьным психологом); 4) изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой), методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (авт. Лепешева Е.), проводимые школьным психологом Гулиной И.И.. Для изучения мотивов учебной деятельности школьников при обучении биологии использовался опросник автора Коростылевой А.В.
2.1.Использование индивидуализированных заданий на различных этапах урока.
Задания становятся индивидуализированными в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а отдельным ученикам соответственно их индивидуальным способностям. Рассмотрим применение индивидуализированной самостоятельной работы в различных звеньях учебного процесса. При повторении целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. При поверке домашнего задания учащиеся получают индивидуальные карточки. В основном используются следующие виды тестовых заданий:1) тесты-вопросы; 2) тесты с заполнением пропусков; 3) тесты с выбором ответа; 4) тест «правильно-неправильно». Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура областных олимпиад по биологии, КИМы ЭГЭ составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот поэтому используем эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках.
Особенно удобен для проверки знаний диск «Биология 9-11 классы. Сборник дифференцированных заданий. Формирование разноуровневых карточек. Многовариантные проверочные работы.» Все задания дифференцированы по категориям А, В, С. Стараемся детям давать задания С.
На этапе изучения нового материала учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:
-извлечению знаний из различных литературных источников;
-самостоятельному созданию путем индивидуальной поисковой деятельности. Дети работают самостоятельно с научной статьей, прорабатывают её, используя специальные пометки:
«V»- «это я знаю»
«+»- «новая информация»;
«-»-« информация, противоречащая моим знаниям»;
«?»- «информация, требующая пояснения»;
«!»-«это интересно».
При работе с текстом учебной статьи сильным учащимся предлагаются различные творческие задания следующего содержания:
1.Прочитайте текст учебной статьи (…), найдите объект для сравнения, определите основания для сравнения, сопоставьте объекты по определенным основаниям, найдите черты сходства, объясните причины сходства. Сделайте вывод.
2.Прочитайте текст учебной статьи (…), сконструируйте творческие вопросы по содержанию учебной статьи ( Почему…? Каковы причины… ? Что произойдет, если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…
3.Прочитайте текст учебной статьи (…), сконструируйте познавательные задачи по тексту учебной статьи (как доказать, что…, объяснить причины…,спрогнозировать последствия…, обосновать свою точку зрения по поводу…)
4.Прочитайте текст учебной статьи (…) и выданную дополнительную литературу, проанализируйте содержание нескольких источников, выберите сведения, необходимые для комплексной характеристики явления (объекта), дайте характеристику этому явлению (объекту).
Учитывая различный темп продвижения учащихся, предлагаем более способным ученикам дополнительные задания.
Результатом данной работы является освоение детьми различных способов получения новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации.
Необходимость индивидуализации обучения особенно значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников в этом звене освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. Приведу примеры проблемных задач, которые использую в 8 классе при изучении темы «Дыхание».
- При совершении тяжелой физической работы вентиляция легких у одного человека усилилась за счёт увеличения частоты дыхания, а у другого - за счет увеличения глубины вдоха и выдоха. Почему одна и та же нагрузка вызвала такой разный эффект у этих двух людей?
- Известно, что глубоководный ныряльщик должен подниматься к поверхности воды очень медленно. Что произойдет, если нарушить это правило и почему?
- Предположите, существует ли связь между степенью возбуждения дыхательного центра головного мозга человека и уровнем его физической активности в данный момент времени. Ваши рассуждения проиллюстрируйте примерами.
- Эмбрион человека, находящийся внутри материнского организма, не совершает дыхательных движений. Можно ли предположить на этом основании. Что зародыш не испытывает потребности в кислороде? Будет ли это предположение правильным? Какие причины заставляют новорожденного ребенка сделать свой первый вдох?
- Известно, что один человек может задержать дыхание на одну- две минуты, а другой- на 3-4 или даже на 6 минут. Как можно объяснить эти факты?
- Считается, что при интенсивной физической работе потребность организма в кислороде резко увеличивается. Как можно организовать экспериментальную проверку правильности этого утверждения?
Результатом данной работы является мотивация на улучшение качества отрабатываемых знаний, повышение степени их освоенности, прочности, осознанности, появление более сильного мотива удовлетворения своих собственных познавательных интересов.
Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой. Деятельность учащихся организуется по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую необходимо выполнить дома индивидуально. Вот примерный перечень некоторых заданий: 1) чтение дополнительной научно-популярной литературы; 2) работа с интернет- ресурсами ( данный вид работы школьники очень любят; 3) работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и другой справочной литературой; 4) подготовка докладов, сочинений; 5) проведение опытов; 6) выполнение заданий на основании экскурсии; 7)составление презентаций; 8) написание рефератов(См. приложение).
Например, на уроке «Класс Костные Рыбы» в 7 классе учащимся предлагаются следующие домашние задания на выбор:
- Подготовить карточку по систематике рыб (работа со справочным материалом).
- Подготовить сообщение (работа с научно-популярной литературой).
- Подготовить презентацию.
- Рассказать о домашнем аквариуме.
- Составить кроссворд на данную тему.
- Составить схему взаимосвязей организмов, используя личный опыт рыбной ловли.
В 9 классе на уроке «Вирусы» в качестве индивидуального домашнего задания предлагается подготовка следующих докладов: «Вирусы - стихийное зло эволюции?» , Бактериофаги- друзья человека», «История открытия и изучения вирусов», «Тайны третьего Царства».
В результате развивается мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
2.2. Индивидуализация в рамках проведения факультативных занятий и курсов по выбору.
Элективная и факультативная дифференциация служит эффективным средством учета познавательных потребностей, индивидуально-личностных особенностей учеников, дает им возможность самостоятельно сделать выбор, в какой области знаний совершенствоваться. Курсы по выбору и факультативные занятия располагают большими возможностями для усиления индивидуализации обучения. В 9 классах апробированы следующие курсы по выбору: «Наследственность и здоровье человека», «Основы экологии», «Гигиена и здоровье школьников».
Разработанный и апробированный курс по выбору «Основы экологии» представлен в приложении. Основные задачи курса:
- Развивать у школьников интерес к изучению живой природы;
- Сформировать более глубокие знания по экологии и проблемам охраны биологических систем;
- Создать условия для творческой самореализации и саморазвития учащихся.
В процессе изучения курса важное место занимают практические работы и решение экологических задач. Работы учащихся с литературой, подготовка рефератов способствуют развитию навыков самообразования.
Основной целью курса «Наследственность и здоровье человека» является: формирование бережного отношения к своему здоровью как к ценности, необходимой для получения профессиональной подготовки и карьерного роста. Курс направлен на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических способностей.
Индивидуальные работы:
- исследовательские работы «Изучение родословной А. С. Пушкина с точки зрения генетики», «Составление своей родословной и определения характера наследования некоторых признаков в семье»;
- сообщения «Мутагенные факторы и их влияние на наследственность», «Отрицательное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на потомство», «Генетически модифицированные продукты, влияние их на здоровье человека».
Курс «Гигиена и здоровье школьников» направлен на получение знаний, ставших нормой жизни, осознанной повседневностью действий. Изучение данного курса поможет в дальнейшем учащимся осознанно и целенаправленно, согласно своим склонностям и способностям определиться в выборе профильного обучения в 10-11 классе, а в дальнейшем и в выборе будущей профессии (специальности).
Цель: формирование у учащихся: осознанного отношения к здоровью как к ценности жизни, способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, конкретных привычек здорового образа жизни.
Индивидуальные формы работы:
- Выпуск информационных бюллетеней по темам: «Понятие об инфекционных болезнях», «СПИД-болезнь века»;
- Выполнение компьютерных презентаций по темам: «Вред алкоголя на здоровье человека», «Курение – одна из вредных привычек человека»;
- Сообщения учащихся «Гигиена одежды и обуви», «Сон и его гигиена», «Пищевые добавки и здоровье человека»;
- Лабораторные работы «Гигиена кожи, ногтей, волос», «Составление и анализ индивидуального суточного рациона».
В 10 и 11 классах учащиеся, увлеченные биологией посещают факультативы.
В 10 классе для старшеклассников проводится факультатив «Молекулярная биология». Цель курса - углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков.
В 10 классе на изучение биологии отводится всего 1 час, поэтому данный курс помогает успешному усвоению теоретического материала.
В основе построения факультативного курса «Эволюция органического мира», проводимого в 11 классе лежит синтетическая теория эволюции, в которой обобщены данные, полученные при изучении живой природы на всех уровнях её организации - от молекулярно- цитологического до биосферно-биоценотического. Данный курс помогает при подготовке детей к ЭГЭ. Учащиеся много работают с дополнительной литературой, готовят доклады и сообщения, выполняют лабораторные работы, решают познавательные задачи , сами составляют тесты, контрольные задания.
При проведении факультативных занятий используем элементы технологии развития самоактуализационных качеств у старшеклассников.
Предлагаем ситуации, способствующие развитию креативности: 1) задания на видение и формулирование проблемы: «Придумайте рекламу белкам, липидам, исходя из того, какую роль в клетке они выполняют»; 2) задания на поиск альтернативных вариантов: «Основываясь на сущности понятия «популяция» предложите его графический символ»; 3) задания на комбинирование способов решения: «Построить модель процесса фотосинтеза, используя программу Power Point; 4) задания на видение структуры объекта: «Дорисуйте предложенные графические объекты так, чтобы получились какие-либо органоиды клетки. Подпишите получившиеся рисунки, указав название этих органоидов».
Используем ситуации, способствующие развитию коммуникативных качеств: составьте рассказ от имени ученого – селекционера о методах селекции растений. Презентуйте рассказ. При этом отдельным учащимся предлагается выступить в роли «эксперта», «критика», «мудреца».
В процессе проведения занятий старшеклассники стремятся реализовать себя, максимально полно соответствовать своим возможностям.
Таким образом, курсы по выбору и факультативные курсы позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2.3. Индивидуализация при организации внеклассной работы.
Учителю биологии внеклассная работа помогает решать ряд важнейших задач, в том числе: формирование творческой познавательной активности, выявление и поддержание одаренности у детей.
В 2000 году в МОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я. Кремлёва» было создано научное общество «Эрудит».
На организационном собрании было принято Положение о НОУ «Эрудит».
НОУ – это добровольное творческое объединение школьников, где учащиеся совершенствуют свои знания в определенных областях науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и исследовательской работы под руководством педагогов.
Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
Задачи:
- Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- Готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные знания;
- Развивать навыки научно-исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результате работы,
- Пропагандировать достижения науки, техники, литературы и искусства;
- Формировать единое школьное научное общество со своими традициями.
Работа НОУ организована по секциям.
Естественно-научная
Общественных наук
Историко-краеведческая
Иностранного языка
Литературно-краеведческая
ЗОЖ
Прикладное
творчество
секции
Работая в секции естественных наук в течение ряда лет, учащиеся выполняют опыты и исследовательские работы по растениеводству.
Организация данной работы включает в себя следующие этапы деятельности:
Этап | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1.Диагностический | Учитель предлагает варианты опытов с учетом возрастных особенностей и актуальностью данных проблем. | Выбирают тему, соответствующую их интересам, объект исследования. |
2. Мотивационно-целевой | Помогает формулировать цель и задачи. | Формулируют цель и задачи. |
3. Организационный | Рекомендует соответствующую литературу, знакомит с требованиями, предъявляемыми к проведению полевых опытов, к ведению «Дневника опыта», демонстрирует дневники прошлых лет. | Самостоятельно изучают литературу, знакомятся с биологическими особенностями культуры, изучают основные требования, предъявляемые к проведению полевых опытов, ведению «Дневника опыта». |
4. Практический | Помогает закладывать опыт, обучает ведению наблюдений за основными фенологическими фазами. | Проводят опыты, осуществляют уход за растениями, наблюдают основные фенологические фазы, фиксируют в полевом дневнике. |
5.Обобщающий | Обучает приемам сравнения, анализа, обобщения, формулирования вывода. Помогает писать рефераты, готовить научные доклады. Консультирует. | Проводят уборку урожая. Оформляют результаты опыта, обрабатывают данные, формулируют выводы и предложения по опыту. Старшеклассники пишут рефераты, готовят доклады, иллюстративный материал. |
Ежегодно старшеклассники выступают с докладами на областной научно – практической конференции «Исследовательские работы в области растениеводства и ландшафтного дизайна» и занимают призовые места.
Традиционными в школе стали недели биологии и экологии. Они носят массовый характер и проводятся с учащимися всей школы. Приурочены к Международному Дню Земли, проходят под девизом: «Ради жизни на Земле»
Эффективными при проведении недели являются индивидуальные формы работы: конкурсы знатоков биологии, версиада «Знаешь ли ты родную природу?», конкурс сочинений на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил», выпуск экологических газет «Планета в опасности», «Адреса тревоги», «Охраняемые природные территории Верховажского района», участие в операциях «Птичий домик», «Первоцвет», «Посади дерево» и др. Индивидуальный подход осуществляется при распределении ролей в различных спектаклях, играх биологического и экологического содержания. Активными участниками и помощниками при проведении недели являются учащиеся, интересующиеся биологией.
2.3. Индивидуальные занятия с учащимися, мотивированными на изучение биологии.
Это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной научной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских работ. Именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии. В кабинете биологии имеются комплекты
электронных учебников: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по биологии («Уроки биологии 6-7 класс»; «Уроки био логии 9 класс»; «Уроки общей биологии 10-11 класс»)», 1999 - 2003 гг., авторы - В.Б. Захаров, Т.В. Иванов и др. Учащиеся работают с ними дома и на индивидуальных занятиях. Данные учебники содержат большой энциклопедический и справочный материал, способствуют отработке умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров, различных тестов, обучают самостоятельной работе с учебным материалом. Возможности для индивидуализации обучения значительно расширились с распространением компьютеризации учебного процесса.
2.5. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по биологии.
Первое условие – технологическая компетентность учителя, то есть владение им системой знаний о современных педагогических технологиях, умениями эффективно отбирать и использовать в учебном процессе те, которые направлены на индивидуализацию обучения.
Второе условие - наличие хорошо развитой материальной базы. В
2009 году в школу поступил новый кабинет биологии.
Кабинет содержит достаточное информационное обеспечение (на бумажных и электронных носителях), имеет средства, обучающие ученика практическим предметным навыкам (микроскопы, лабораторное оборудование, дидактические наборы и комплекты различных карточек и т. и д.. Кабинет обеспечен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической среды (телевизор, DVD, видео, модели – аппликации, коллекции, муляжи и т. д.)
Третье условие – это осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников. Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды и состоит главная цель гибкого управления процессом самообразования школьников.
2.6. Результативность опыта.
Положительными результатами данной работы является позитивная динамика учебных достижений учащихся.
Показатели | Значение показателей | |||||
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | ||||
Кол-во уч-ся, класс | % | Кол-во уч-ся, класс | % | Кол-во уч-ся, класс | % | |
| 100 | 100 | 100 | |||
| 5в 6а 6в | 75 58 65 | 6в 7а 7в 10а 10б | 75 58 68 56 70 | 7в 8а 8в 11а 11б | 83 62 72 82 81 |
| 4 | 5 | 12 | |||
| - | - | 2 | - | ||
| - | - | - | - | 23 |
Из таблицы видно, что в течение последних трех лет наблюдается позитивная динамика качества знаний, увеличивается количество учащихся, принимающих участие в олимпиадах муниципального и регионального уровня.
Сведения об участии обучающихся в районных и областных олимпиадах по предмету.
Год | Ф. И. учащегося | Класс | Уровень участия | Результативность | Дополнительные сведения |
2006-2007 | Седова Лена | 10 | муницип. | 1 место по экологии, 2место по биологии. | |
2007-2008 | Шишкина Катя Седова Лена | 11 11 | муницип. муницип. | 1 место по экологии, 1 место по биологии 3 место по экологии | |
2008-2009 | Капустина Люба Гулина Алиса Короткова Аня Капустина Люба | 7в 8б 11б 7в | муницип. муницип. региональн. муницип. региональн. Российск. | 1 место по биологии 1 место по биологии 1 место по биологии 1 место по биологии, 1 место по экологии Диплом участника Диплом за лучший результат в районе. | Заочная олимпиада Всероссийский «Молодежный биологический чемпионат» |
Результаты и достижения внеурочной деятельности учащихся
(за последние три года).
Год | Ф.И. учащегося | Тема исследовательской работы | Вид и уровень участия | Достижения | Дополнительные сведения | ||
1м | 2м | 3м | |||||
2006-2007 | Седова Лена | Влияние различных способов внесения сложных минеральных удобрений на урожайность льна-долгунца. | Областная научно-практическая конференция | + | |||
2007-2008 | Морозов Коля Зобнин Артем | Сортоиспытание свеклы Влияние гуминовых удобрений на урожайность льна-долгунца. | Районная краеведческая конференция «Мир через культуру» Областная научно-практическая конференция Районная краеведческая конференция «Мир через культуру» Областная научно-практическая конференция | + + | + + | ||
2008-2009 | Зобнин Артем Лапина Галя Лапина Зина | Влияние гуминовых удобрений на урожайность льна-долгунца. Сравнительная характеристика влияния удобрений «Кемира картофельное 5» и «Буйские» на урожайность картофеля сорта «Симфония» Сортоиспытание земляники ремонтантной | Районная краеведческая конференция «Мир через культуру» Областная научно-практическая конференция Районная краеведческая конференция «Мир через культуру» Областная научно-практическая конференция Районная краеведческая конференция «Мир через культуру» Областная научно-практическая конференция | + + + | + + | Диплом участника |
Выпускники школы успешно сдают ЕГЭ по биологии.
В 2007-2008 учебном году средний балл по школе составил 57, в 2008-2009 учебном году -58,7, что выше среднего балла по области и району.
( У Коротковой Ани в 2009 году самый высокий балл в районе-78 ).
Анализ уровня развития мотивов по различным видам учебной деятельности.
Для изучения учебной мотивации в 2008-2009 учебном году среди учащихся 8-х классов была проведена выборка и детям, интересующимся биологией предложен «Опросник на выявление мотивов учебной деятельности школьников при обучении биологии»( автор Коростолева Т.В.).
В 2009-2010 учебном году с этим же учащимся на элективном занятии по биологии вновь была проведена данная диагностика.
Результаты исследования отражены в таблице.
Вид деятельности | Уровень | Учебный год | Количество учащихся % |
Познавательная деятельность | Высокий Средний Низкий | 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 | 24 32 60 68 16 0 |
Преобразовательная деятельность | Высокий Средний Низкий | 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 | 13 21 71 79 16 0 |
Оценочная деятельность | Высокий Средний Низкий | 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 | 35 52 65 48 0 0 |
Коммуникативная деятельность | Высокий Средний Низкий | 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 2008-2009 2009-2010 | 38 40 50 54 12 6 |
Таким образом, наблюдается положительная динамика учебной мотивации учащихся по всем видам учебной деятельности.
Заключение.
Таким образом, индивидуализация обучения позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к биологии.
В результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися биологией у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении задач биологического содержания, стремление к выполнению заданий повышенной трудности. Учащиеся принимают активное участие в различных биологических конкурсах, проявляют интерес к профессиям «Человек- Природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка
Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...
Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения
Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...
Использование ИКТ и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к изучению математики (из опыта работы)
Двадцать первый век можно назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не сможем обойтись без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование ...
Проблемное обучение с использованием ИКТ как средство повышения мотивации к изучению математики и качества образования.
Теоретические основы технологии проблемного обучения, формы проблемного обучения. Как сделать урок проблемным....
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»
Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»...
Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы
Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы....