Выступление из опыта работы: "Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией"
консультация по теме
мимика- это совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции. насколько это важно? какую роль играет мимика в произношении звуков? и как можно развить лицевые мышцы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mimika.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
«Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией»
Выступление на РМО учителей-логопедов
(сообщение из опыта работа)
февраль 2011 год
Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. На каждом индивидуальном занятии с ребёнком по постановке и автоматизации звука в структуре занятия должны быть следующие разделы:
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие мимических мышц;
- Борьба с саливацией;
- Работа над голосом, дыханием, интонацией.
Развитие мимики
Мимика в произношении звуков играет большую роль. Неумение выполнить мимические упражнения говорят о том, что поражены черепно-мозговые нервы.
При помощи мимики добавляется интонация, сопереживание, страх, веселье. Мимика усиливает экспрессию нашего облика.
Работа по развитию мимики включает в себя следующее:
- Лицевой массаж;
- Мимическая гимнастика.
Показ лицевого массажа.
Мимическая гимнастика.
Проведение логопедического практикума с логопедами
Проверьте, насколько послушны и умелы ваши мышцы лица. Итак, сядьте удобно перед зеркалом, слегка расслабьтесь и попробуйте немного погримасничать. Для начала просто спокойно посмотрите на себя в зеркало. В зеркале более ясно видно, симметрично ли лицо, одинаковы ли по размеру или отличаются глазные щели, на одной ли высоте брови. Очень важно рассмотреть внимательно область вокруг рта: одинаков ли тонус (напряжение) щёк, в каком положении верхняя губа, есть ли желобок под носом или нет, не напряжена ли верхняя губа, не напоминает ли она ледяную горку. Обратите внимание на уголки губ: куда они направлены-нет ли того, что один уголок направлен вверх, а другой вниз, или один «смотрит» в сторону, а другой куда-нибудь ещё; а может оба уголка смотрят вниз, делая выражение лица «кислым»?
Взгляните на подбородок: спокоен ли он, не подёргивается ли, не наморщен ли? Теперь посмотрите на плечи: хорошо, если спина прямая, а плечи спокойно опущены.
Рассмотрев себя в зеркале, и убедившись, что мышцы лица, шеи, плеч не напряжены, а спокойны, то можно выполнить следующие движения различными лицевыми мышцами.
Упражнение 1
Высоко поднимите брови, опустите-повторите 3 раза
Упражнение 2
Нахмурьтесь, следите, чтобы хмурились только брови, а не губы тоже. Расправьте брови и нахмурьтесь ещё 2 раза.
Упражнение 3
Улыбнитесь одними губами так, чтобы зубы не были видны, повторите 3 раза. Следите, чтобы глаза «не улыбались».
Упражнение 4
Улыбнитесь одним уголком рта, старайтесь, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо. Улыбнитесь другим уголком. Повторите движения поочерёдно. Понаблюдайте, одинаково ли легко выполняются движения с обеих сторон.
Упражнение 5
Сильно надуйте щёки. Выпустите воздух. Поочерёдно надувайте щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Сделайте это упражнение 3 раза.
Упражнение 6
Сомкнутые губы вытяните вперёд «в трубочку», затем улыбнитесь как в упражнении 3. Почередуйте движения: трубочка-улыбка; итак 5 раз.
Упражнение 7
Вытяните губы в трубочку, поцокайте ими, как будто подзываете собаку.
Упражнение 8
Улыбнитесь, чтобы были видны сомкнутые зубы. Обратите внимание, на одинаковое ли расстояние расходятся углы губ, открывается одинаковое количество зубов, видны ли нижние и верхние зубы одновременно?
Упражнение 9
Вытяните губы в трубочку, совершите круговые движения ими: 3 в одну сторону, 3 в другую, губы при этом стараются сохранять в положение «в трубочку».
Упражнение 10
Вытяните губы в трубочку, затем, стараясь не изменять положение губ, поуказывайте ими то на ухо, то на другое – из стороны в сторону, до предела.
Итак, многие из вас, наверное, увидели, что мышцы лица, оказывается, выполняют не все ваши распоряжения одинаково легко, к тому же, возможно, движения на одной стороне лица более точные, чем на другой.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЩЁК И ЯЗЫКА ПРИ ЛЁГКОЙ ФОРМЕ ДИЗАРТРИИ.
из пособия «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках для дошколят» (собственная разработка)
«Толстые помидорки-худенькие огурчики» Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Перегони воздух из щеки в щеки». Набрать воздух в одну щёку, затем «перекатить» его в другую. Имитация полоскания рта.
«Лягушка - слоник». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три -четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».
«Окошко». На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» - закрыть рот (окошко закрыто).
«Лопатка - иголка». Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.
«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.
«Качели». Улыбнуться, рот широко открыть. На счёт «раз -два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.
«Белый и чёрный конь». Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
«Свист». Ребёнку предлагается посвистеть, вытянув губы «трубочкой».
«Сосание из бутылочки». Ребёнку предлагается вытянуть губы трубочкой и выполнить движения губами, имитирующие сосание из бутылочки.
«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губы трубочкой и имитирует поцелуй.
«Плевок».Ребёнок подставляет ладонь ко рту и имитирует плевок без слюны в ладонь.
«Свинка». Ребёнку предлагается «почавкать» как поросёнку, втягивая слегка щёки и причмокивая губами, издавая чавкающие звуки.
«Слон». Губы сомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд «трубочкой». Удерживать по счёт от 1 до 5.
«Бочка».Рот закрыт. Языком с напряжением попеременно «поглажить» то одну, то другую щёку с внутренней стороны.
«Лакание молока». Ребёнок имитирует движения языком лакания кошки.
«Змея».Ребёнок открывает рот, на счёт раз - высовывает узкий язык вперёд, на два – убирает язык в рот, не закрывая рта.
«Иголочка». Рот широко открыт. Высунуть узкий язык и удерживать его под счёт от 1 до 5.
«Рыбка». Упражнение проводится под счёт. На раз – ребёнок широко открывает рот, на два – закрывает рот.
Понятийно – терминологический словарь
по дизартрии
анамнез | Сбор сведений об условиях жизни человека, о предшествующих болезни событиях, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий |
ататозы | Гиперкинез, характеризующийся непроизвольными медленными стереотипными, вычурными движениями небольшого объёма преимущественно пальцев рук и ног, возникает в результате заболеваний головного мозга |
атрофия | Уменьшение или полное исчезновение какого-либо чувства |
Блуждающий нерв | 10-я пара черепно-мозговых нервов, иннервирует органы головы, шеи, грудной и брюшной полости |
гиперкинез | Насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц |
гипертонус | Повышение мышечного тонуса |
гипотонус | Понижение мышечного тонуса |
дизартрия | Расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС |
дистония | Одновременное присутствие высокого и низкого тонуса |
иннервация | Обеспечение органов и тканей нервамии, следовательно, связью с ЦНС |
Лицевые нервы | 7-я пара черепно-мозговых нервов, иннервирует мимические мышцы лица, уха, шеи |
мимика | Совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением |
назальный | Относящийся к носу или его полости (гнусавый) |
парез | Неполный паралич |
Подъязычный нерв | 12-я пара черепно-мозговых нервов. Двигательный нерв языка. Иннервирует мышцы языка, сообщает ему гибкость и подвижность. |
саливация | слюноотделение |
синкенезии | Содружественные движения |
тремор | дрожание |
Тройтичный нерв | 5-пара черепно-мозговых нервов, делится на три главных нерва: глазничный, верхне и нижне челюстной, иннервирует ткани и органы лицевой части головы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....
"Упражнения на развитие мимической мускулатуры у детей-дизартриков"
Буклет - раздатка может быть полезен как родителям, так и воспитателям, учителям, работающими с детьми с дизартрией. В нём приведены конкретные примеры упражнений на укрепление мышц щёк, языка и др....
Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"
В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...
Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
Рецензия Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...
Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»
Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда....
Консультация для родителей ( из опыта работы) «Развитие творчества детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»
Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами муз. деятельности, как пение, муз. – ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу; « Учить детей играть на различных муз...