Выступление из опыта работы: "Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией"
консультация по теме

Караванова Ирина Анатольевна

мимика- это совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции. насколько это важно? какую роль играет мимика в произношении звуков? и как можно развить лицевые мышцы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mimika.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

«Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией»

Выступление на РМО учителей-логопедов

(сообщение из опыта работа)

февраль 2011 год

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии носит комплексный характер. На каждом индивидуальном занятии с ребёнком по постановке и автоматизации звука в структуре занятия должны быть следующие разделы:

  1. Развитие общей и мелкой моторики;
  2. Развитие артикуляционной моторики;
  3. Развитие мимических мышц;
  4. Борьба с саливацией;
  5. Работа над голосом, дыханием, интонацией.

Развитие мимики

Мимика в произношении звуков играет большую роль. Неумение выполнить мимические упражнения говорят о том, что поражены черепно-мозговые нервы.

При помощи мимики добавляется интонация, сопереживание, страх, веселье. Мимика усиливает экспрессию нашего облика.

Работа по развитию мимики включает в себя следующее:

  1. Лицевой массаж;
  2. Мимическая гимнастика.

Показ лицевого массажа.

Мимическая гимнастика.

Проведение логопедического практикума с логопедами

Проверьте, насколько послушны и умелы ваши мышцы лица. Итак, сядьте удобно перед зеркалом, слегка расслабьтесь и попробуйте немного погримасничать. Для начала просто спокойно посмотрите на себя в зеркало. В зеркале более ясно видно, симметрично ли лицо, одинаковы ли по размеру или отличаются глазные щели, на одной ли высоте брови. Очень важно рассмотреть внимательно область вокруг рта: одинаков ли тонус (напряжение) щёк, в каком положении верхняя губа, есть ли желобок под носом или нет, не напряжена ли верхняя губа, не напоминает ли она ледяную горку. Обратите внимание на уголки губ: куда они направлены-нет ли того, что один уголок направлен вверх, а другой вниз, или один «смотрит» в сторону, а другой куда-нибудь ещё; а может оба уголка смотрят вниз, делая выражение лица «кислым»?

Взгляните на подбородок: спокоен ли он, не подёргивается ли, не наморщен ли? Теперь посмотрите на плечи: хорошо, если спина прямая, а плечи спокойно опущены.

Рассмотрев себя в зеркале, и убедившись, что мышцы лица, шеи, плеч не напряжены, а спокойны, то можно выполнить следующие движения различными лицевыми мышцами.

Упражнение 1

Высоко поднимите брови, опустите-повторите 3 раза

Упражнение 2

Нахмурьтесь, следите, чтобы хмурились только брови, а не губы тоже. Расправьте брови и нахмурьтесь ещё 2 раза.

Упражнение 3

Улыбнитесь одними губами так, чтобы зубы не были видны, повторите 3 раза. Следите, чтобы глаза «не улыбались».

Упражнение 4

Улыбнитесь одним уголком рта, старайтесь, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо. Улыбнитесь другим уголком. Повторите движения поочерёдно. Понаблюдайте, одинаково ли легко выполняются движения с обеих сторон.

Упражнение 5

Сильно надуйте щёки. Выпустите воздух. Поочерёдно надувайте щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Сделайте это упражнение 3 раза.

Упражнение 6

Сомкнутые губы вытяните вперёд «в трубочку», затем улыбнитесь как в упражнении 3. Почередуйте движения: трубочка-улыбка; итак 5 раз.

Упражнение 7

Вытяните губы в трубочку, поцокайте ими, как будто подзываете собаку.

Упражнение 8

Улыбнитесь, чтобы были видны сомкнутые зубы. Обратите внимание, на одинаковое ли расстояние расходятся углы губ, открывается одинаковое количество зубов, видны ли нижние и верхние зубы одновременно?

Упражнение 9

Вытяните губы в трубочку, совершите круговые движения ими: 3 в одну сторону, 3 в другую, губы при этом стараются сохранять в положение «в трубочку».

Упражнение 10

Вытяните губы в трубочку, затем, стараясь не изменять положение губ, поуказывайте ими то на ухо, то на другое – из стороны в сторону, до предела.

Итак, многие из вас, наверное, увидели, что мышцы лица, оказывается, выполняют не все ваши распоряжения одинаково легко, к тому же, возможно, движения на одной стороне лица более точные, чем на другой.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЩЁК И ЯЗЫКА ПРИ ЛЁГКОЙ ФОРМЕ ДИЗАРТРИИ.

из пособия «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках для дошколят» (собственная разработка)

 «Толстые помидорки-худенькие огурчики» Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Перегони воздух из щеки в щеки». Набрать воздух в одну щёку, затем «перекатить» его в другую. Имитация полоскания рта.

«Лягушка - слоник». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три -четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Окошко». На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» - закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопатка - иголка». Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели». Улыбнуться, рот широко открыть. На счёт «раз -два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

«Белый и чёрный конь». Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

«Свист». Ребёнку предлагается посвистеть, вытянув губы «трубочкой».

«Сосание из бутылочки». Ребёнку предлагается вытянуть губы трубочкой и выполнить движения губами, имитирующие сосание из бутылочки.

«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губы трубочкой и имитирует поцелуй.

«Плевок».Ребёнок подставляет ладонь ко рту и имитирует                                                                      плевок без слюны в ладонь.

«Свинка». Ребёнку предлагается «почавкать» как поросёнку, втягивая слегка щёки и причмокивая губами, издавая чавкающие звуки.

«Слон». Губы сомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд «трубочкой». Удерживать по счёт от 1 до 5.

«Бочка».Рот закрыт. Языком  с напряжением попеременно     «поглажить» то одну, то другую щёку с внутренней стороны.  

«Лакание молока». Ребёнок имитирует движения языком лакания кошки.

«Змея».Ребёнок открывает рот, на счёт раз - высовывает узкий язык вперёд, на два – убирает язык в рот, не закрывая рта.

«Иголочка». Рот широко открыт. Высунуть узкий язык и удерживать его под счёт от 1 до 5.

«Рыбка». Упражнение проводится под счёт. На раз – ребёнок широко открывает рот, на два – закрывает рот.

Понятийно – терминологический словарь

по дизартрии

анамнез

Сбор сведений об условиях жизни человека, о предшествующих болезни событиях, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий

ататозы

Гиперкинез, характеризующийся непроизвольными медленными стереотипными, вычурными движениями небольшого объёма преимущественно пальцев рук и ног, возникает в результате заболеваний головного мозга

атрофия

Уменьшение или полное исчезновение какого-либо чувства

Блуждающий нерв

 10-я пара черепно-мозговых нервов, иннервирует органы головы,  шеи, грудной и брюшной полости

гиперкинез

Насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц

гипертонус

Повышение мышечного тонуса

гипотонус

 Понижение мышечного тонуса

дизартрия

Расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС

дистония

Одновременное присутствие высокого и низкого тонуса

иннервация

 Обеспечение органов и тканей нервамии, следовательно, связью с ЦНС

Лицевые нервы

7-я пара черепно-мозговых нервов, иннервирует мимические мышцы лица, уха, шеи

мимика

Совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением

назальный

  Относящийся к носу или его полости (гнусавый)

парез

 Неполный паралич

Подъязычный нерв

12-я пара черепно-мозговых нервов. Двигательный нерв языка. Иннервирует мышцы языка, сообщает ему гибкость и подвижность.  

саливация

слюноотделение

синкенезии

 Содружественные движения

тремор

дрожание

Тройтичный нерв

5-пара черепно-мозговых нервов, делится на три главных нерва: глазничный, верхне и нижне челюстной, иннервирует ткани и органы лицевой части головы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

"Упражнения на развитие мимической мускулатуры у детей-дизартриков"

Буклет - раздатка может быть полезен как родителям, так и воспитателям, учителям, работающими с детьми с дизартрией. В нём приведены конкретные примеры упражнений на укрепление мышц щёк, языка и др....

Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"

В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»

Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда....

Консультация для родителей ( из опыта работы) «Развитие творчества детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами муз. деятельности, как пение, муз. – ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу; « Учить детей играть на различных муз...