Выступление из опыта работы педагога дополнительного образования И. А. Никулиной по программе
методическая разработка по теме
«Применение учебно – методического комплекса при обучении детей вокально – эстрадному пению»
Целевая аудитории: педагоги дополнительного образования, руководители вокальных, хоровых студий, методисты, зам. Директора по УВР.
Цель: Презентация опыта работы педагога дополнительного образования Никулиной И. А по программе «Вокально - эстрадное пение»
Задачи: Познакомить слушателей педагогической мастерской с учебно – методическим комплексом при обучении детей эстрадному вокалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы воспитанников, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение в наших условиях творят обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей в вокале лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности с 5- лет..
Кому нужны творческие способности?
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются не редко, осталось их только распознать…
Чем больше я занималась с детьми, тем больше понимала что занятие вокалом приносит не только развлечение, но и смекалку, усидчивость, развивает логическое мышление, остроту мысли , уверенность в себе но прежде всего ум и здоровье.
Что за что отвечает!
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
- Речь, распознание букв, слов, элементов целого,
запоминание слов и фраз, осознаваемые движения комбинации движений , логическое мышление .
Правое полушарие
Музыка, ритм, шумы, интонация речи, зрительное восприятие предметов в целом. Запоминание музыки, картин, запахов, автоматизированные движения , интуиция .
Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?
На занятиях мы с детьми стали заниматься миниатюрами, песнями, и современными видами танца. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному, но в более узком определённом направлении:
1. Выбор песни;
2. Выбор исполнителя;
3. Поэтапная работа над песней
3. Раскрытие вокального мастерства исполнителя;
Разучивая песню в полном объеме, сколько труда и упорства , ложится на ребёнка! Наш коллектив существует на базе Дворца творчества с января 1999 года. Придя во дворец, я разработала программу «Вокально-эстрадное пение» в соответствии с авторским методическим пособием «Развитие музыкального слуха» замечательного педагога Г.И. Шатковского, на основе программы «Певческая школа» и методического пособия «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования» В.В. Емельянова, «Сольное пение» Л.М. Жарова.
В процессе реализации программы у детей выявляются и развиваются вокальные данные, сценическая культура. Программа носит концентрический тип построения. Целевая установка и постановка основных задач делается с самого начала обучения. Идет постепенное усложнение и расширение изучаемого материала и репертуара в соответствии с индивидуальностью, возрастными особенностями, склонностями, особенно отдельных периодов: предмутационного, мутационного, постмутационного.
Для того чтобы исполнить песню, не достаточно иметь поставленный голос. Большую роль играет личность самого певца, поведение на эстраде, выражение лица, мимика, жесты. Исполняя песню, нужно прочувствовать текст и передать его зрителю не сухим и ровным, а со своим личным отношением к нему. Песня должна звучать от души и сердца исполнителя, от этого зависит его успех у публики, поэтому в программу введены занятия по актерскому мастерству, пластике тела и хореографии. С первых же занятий нужно научить детей снимать «сценические зажимы», т.е. научить чувствовать себя на сцене свободно, естественно.
Новизна программы
В шоу-клубе «Опус» занимаются ребята от 5 до 18 лет. Особенность программы «Вокально-эстрадное пение» в том, что она разработана для детей разного возраста, имеющих разные стартовые способности. Программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу ребят, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательность сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В шоу-клуб «Опус» приходят ребята, желающие научиться петь, выступать на сцене. Академик Б.Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую музыкальную память, а у других отзывчивость на музыку, наличие абсолютного слуха и наоборот, неразвитый слух, помимо этого существует и относительный слух, который имеет особое значение и хорошо поддается развитию.
Для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана дополнительная образовательная программа «Вокально-эстрадное пение», направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
Не секрет, что в последнее время наметилась тенденция ухудшения здоровья детей. Пение, кроме развивающих и обучающих задач решает еще и оздоровительно-коррекционную. Гортань – это фильтр, а пение – чистка голосовых связок, кроме этого пение улучшает обменные процессы в организме, тренирует легкие (вентиляция в нижних долях), снимает стрессовое состояние, логоспазм, лечит заикание, картавость. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности, оно способствует адаптации индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия в шоу-клубе «Опус» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации. Программа способствует формированию умений певческой деятельности и совершенствованию специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразованию, певческого дыхания, артикуляции, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям, слуховым навыкам (слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем, пение для ребенка становится эстетической ценностью.
Цель программы:
Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их творческих способностей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи для дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет):
- выявить творческую индивидуальность каждого воспитанника;
- формировать певческие установки;
- накапливать музыкально-слуховые представления;
- развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость;
- формировать музыкальную память, внимание;
- развивать ритмический и динамический слух;
- развивать певческое дыхание, чистоту интонирования, артикуляцию;
- формировать у обучающихся умение общаться и заниматься в коллективе сверстников.
для ребят 5-8 лет; 9-12 лет 13-15 лет; 16-18 лет
- развивать устойчивость певческого дыхания, тембр голоса;
- формировать навыки работы с фонограммой, микрофоном;
- развивать музыкальные способности: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувство ритма;
- формировать голосовой аппарат;
- приобщать к концертной деятельности;
- формировать навыки ансамблевого пения;
- формировать детский коллектив с комфортным психологическим климатом для ребят14 лет и старше;
- создать условия для дальнейшего творческого и личностного развития;
- сохранить и закрепить все приобретенные навыки (дыхания, звукообразования, видов атак, устойчивого положения гортани со всеми основными свойствами певческого голоса;
- продолжить работу над расширением диапазона, выработкой вибрато с сохранением индивидуальности тембра;
- использовать регистр «крика», глиссандо, вибрато, сипа-хрипа;
- формировать умения эмоционально-чувственного исполнения, наполненного артистизмом и художественной выразительностью;
- создать условия для результативной сценической работы, дающей воспитанникам ощущение востребованности и ценности их труда.
Отличительные особенности программы:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;
- постановка всех основных задач, целевая установка с самого начала обучения;
- применение речевых игр и упражнений - распевок, импровизаций («фразы-загадки», «методические прятки», «игры-загадки», «музыкальные сказки», ритмические вариации, сочинение подзаголовков к теме), что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную деятельность;
- связь с хореографией, сценодвижениями, пластикой тела;
- взаимосвязь всех задач в целостности, комплексе: формирование звука, устранение вокальных недостатков, развитие видов вокальной техники;
- для обучающихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в музыкальном училище или университете культуры и искусств;
- постепенное усложнение и расширение репертуара с повышением требований, в соответствии с индивидуальностями, склонностями особенно отдельных периодов: предмутационного, мутационного, постмутационного;
- позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целостного комплекса умений, совершенствованию певчих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности;
В основу разработки программы «Вокально-эстрадное пение» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Обучающиеся делятся на три возрастные группы:
к I группе относятся дети дошкольного и младшего школьного возраста 5-10 лет. Программа рассчитана на два года обучения по 144 учебных часа в год.
Ко II группе относятся дети 11-13 лет и для них программа рассчитана на два года обучения по 216 учебных часов в год.
В III группу входят обучающиеся 14-18 лет, они занимаются два года по программе 324 учебных часа в год.
Два раза в неделю проходят индивидуальные занятия и один раз в неделю групповые занятия (ансамбль).
Условиями отбора детей шоу-клуб «Опус» являются: желание заниматься именно вокальным пением, способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одаренности, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Программа предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры, совместную работу педагога, родителей и детей.
Так-как я набираю в коллектив детей (5-лет) без предварительного прослушивания, по внешним данным, чтобы ребёнок был общительным, разговорчивым, любопытным.. Мне приходится выстраивать занятия так чтобы ребёнок с первого занятия всё усваивал и запоминал . И лучше всего –это через игру.. Я стала выискивать, придумывать, разные игровые методические пособия, сказки, рассказы, игры. Было самой интересно наблюдать за реакцией детей о новом совсем для них не знакомым открытиям в области музыки и вокала. Тем самым я сама «заразилась» этим , мне стало самой интересно каждые пол года или год придумывать и готовить что-то новенькое , но полезное для детей.
Например:
- «Артистизм и стильность педагога»
- «Сборник эстрадно-джазовых распевок и песенок»
- «Техника эстрадного вокала»
- «Где живёт музыка»
- «Как рыжик научился петь»
- «Музыкальные игры»
- « Всё о музыке»
- «Логосказка»
- «Раскраски музыкальные»
- «Для вас родители»
- «Игры с агрессивными детьми»
- «Дуем, дуем, задуваем»
- «Дыхательная гимнастика»
и мн. др.
Также можно провести разминку, распевки в виде игры - это не утомительно и интересно для детей. Я часто с воспитанниками меняюсь местами, разминку они проводят сами, тем самым овладевают умением ведущего. Я поощряю инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих и родителей. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Чем больше общаешься с родителями тем всё чаше убеждаешься что не каждый родитель может быть педагогам в воспитание своего чада. Я как руководитель часто замечаю « прорехи» в воспитание детей, но конкретно сказать об этом родителям не корректно. Я решила и для родителей преподносить некоторые сборники – советов, рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. Было заметно, как менялись и сами родители после прочитанного.
Организовать и провести игру – задача достаточно не сложная, её могут проводить и родители дома с детьми.
Можно выделить несколько основные условий проведения игр:
1. Наличие у взрослого определенных знаний и умений.
2. Значимость игры. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
5. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические наглядные
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картинок, просмотр диафильмов, прослушивание песен.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Практическая часть.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в нашем детском коллективе, руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.
Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из призовых мест на различных конкурсах.
В течение многих лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
Дети не только учатся вокалу, но и приобретают умение в актерском мастерстве, режиссуре своей песни, пластике тела. Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.
В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов.
2006г. - Областной конкурс «Юные звезды Кузбасса» - Диплом III степени;
2006г. - V областной фестиваль солдатской песни «Виктория» - Диплом
Лауреата;
2006г. - ХХХХ Всероссийский конкурс-фестиваль «Орлята России» -
Диплом II степени, г.Туапсе;
2007г. - Областной конкурс солдатской песни «Виктория» - Диплом
Лауреата, г. Кемерово;
2007г. - Российский детский вокальный конкурс «Жар-птица» - Диплом
Лауреата II и III степеней г. Иваново;
2007г. - Международный конкурс-фестиваль «Звездная юность планеты» -
Диплом Лауреата II и III степени, г. Туапсе;
2008г. - Областной конкурс « от 3 до 7» - Лауреат I степени, г. Кемерово;
2008г. - Областной конкурс солдатской песни «Виктория» - Диплом
Лауреата, г. Кемерово;
2008г. - Международный конкурс «Открытая Европа» - Диплом Лауреата
III степени, г. Москва;
2008г. - Международный конкурс «Звездочка» - Лауреаты I степени, г.
Одесса;
2009г. - Областной конкурс «Музыкальный лабиринт» - Лауреат I и III степени, г Кемерово;
2009г. - Российский конкурс «Муравейник» - Лауреат II степени, г. Пенза;
2009г. - Международный конкурс «Звездная юность планеты» - Лауреаты I,
II и III степеней, г. Туапсе;
2010г. - Международный конкурс «Преображение» - Лауреаты I, II и III
степеней, г. Санкт-Петербург;
2010г. - Международный конкурс «100 Друзей» - Лауреаты I степени, г.
Ленинск-Кузнецкий.
2010г. - Открытый Международный фестиваль «У самого Черного моря» -
Лауреаты I, II и III степеней, г. Туапсе;
2010г. - Отборочный конкурс Всероссийского открытого детского
эстрадного телевизионного конкурса «Золотой петушок» - Лауреат III
степени, г. Саратов;
2010г Открытый международный - конкурс детского и юношеского творчества «Браво-дети – лето на море!» Диплом – дипломанта I степени;
2010г VIII – Всероссийский фестиваль – конкурс детского и юношеских и творческих коллективов «Синеокая Анапа» - Дипломанты; г Анапа
2011г. - Международный детский, юношеский и взрослый конкурс-фестиваль «Закружи вьюга» - Лауреаты I, II степеней, г. Кемерово.
2011 г - Международный – Телевизионного конкурса «Золотой петушок» г Нижний – Тагил Дипломы Финалистов;
2011г - Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает Звёзды» г Новосибирск – Лауреаты I-II- и III – степени;
2011 г - XI Международный конкурс – фестиваль « Праздник детства»
г Санкт – Петербург ; Диплом – Дипломанта I- степени;
2011г – Областной конкурс «Музыкальный лабиринт» -Дипломы за II – места, г Кемерово;
2012 г - Открытый областной конкурс детского и юношеского творчества «Новые звёзды» Дипломы Лауреатов I-II и III степени; г Кемерово;
2012г- Международный детский, юношеский и взрослый конкурс-фестиваль «Закружи вьюга» - Лауреаты - II степеней, г. Кемерово.
2012г- Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает Звёзды» г Новосибирск – Лауреаты I-II- и III – степени;
2012 г - X Областной фестиваль солдатской песни «Виктория»-лауреаты г Кемерово;
2012г -Областная профильная смена посвящённая 65 –летию Победы «Великой победе посвящаем наше творчество» - диплом за I,II место;
2012г - Международный фестиваль детского – юношеского творчества «Славянский букет» - Диплом Лауреата III – степени; г Кранево (Болгария);
2012г – Международный конкурс – фестиваль «Морская палитра» Дипломы ГРАН-ПРИ, Лауреатов I-II и III – степени г Обзор ( Болгария);
2012г - XIII Международный фестиваль «Приятели Болгарии» Дипломы ГРАН-ПРИ, Лауреатов I-II и III степени, Албена ( Болгария);
2012г – Международный фестиваль – конкурс детского и юношеского творчества «Солнечный дождь – 2012» - Лауреат III степени, дипломанты I-II и III степени, г Одесса (Украина);
2012г – Международный конкурс – фестиваль « Сибирь зажигает Звёзды» - Лауреаты II – III- степени, дипломанты; г Кемерово
В коллективе занимаются 42 человека: дошкольников - 8 человек, младших школьников- 24 человека, старших школьников - 10 человек. Воспитанники не только учатся петь, но и получают дополнительное образование, способствующее их духовному и интеллектуальному развитию. За 15 лет было подготовлено 45 лауреатов и дипломантов Международных и Всероссийских конкурсов, 10 дипломантов областных конкурсов. Два выпускника шоу-клуба «Опус» продолжают обучение в Кемеровском областном колледже культуры и искусств и в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Выпускник шоу-клуба «OPUS» Кожаев Роман в этом году закончил обучение в Кемеровском Государственном Университете Искусств и Культуры, продолжает обучение в аспирантуре Санкт-Петербургского Университета Искусств и Культуры . Выпускница Зайцева Светлана в этом учебном году вне конкурса поступила и обучается в Педагогической музыкальной академии в г Москва на отделении эстрадно-джазовый вокал. Две выпускницы шоу – клуба «OPUS» на международном конкурсе получили приглашение от преподавателей Московских ВУЗов на бюджетное внеконкурсное поступление в Вузы. Два выпускника получили профессиональное образование и работают по профилю.
За творческие достижения девять обучающихся награждены медалями «Надежда Кузбасса». Фамилии десяти ребят занесены в муниципальную детскую Книгу Почета. В этом учебном году обучающееся Воднева Анна награждена Губернаторской стипендией «Одарённых детей Кузбасса». В шоу-клубе «Опус» существуют свои традиции: ежегодные творческие концерты, совместные праздники с родителями, поездки, походы. Репертуар коллектива разнообразен. Богатство подобранного песенного фонда позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и патриотизм. Подбор песен осуществляется на основании опроса ребят, изучения их предпочтений, мотивации выбора. Для разнообразия детского песенного репертуара я сотрудничаю с композиторами и поэтами Костиным К.В., Ермоловым А., Гладковым Г.В., Сокольской Е., Ранда С, Пановым А., Осошником В., Зарицкой Е., Стримовской Е. А. Петряшевой, А. Ивлевым .С 2007 года поддерживаем дружеские и партнерские отношения с социальными партнерами которые являются спонсорами творческого коллектива: ОАО «Холдинговая Компания «Сибирский цемент», Топкинское городское отделение общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», ОАО «Кузбасс Капитал - Инвест».
Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.
Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Заключение.
Вокальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Которые помогают творить и после того как ребята выйдут из стен нашего коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны
обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования
Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

Из опыта работы педагога дополнительного образования детей
В помощь педагогам дополнительного образования....
Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является развитие ...
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Боровковой Е.В.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования по работе с детьми в студии "Рукодельница"....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....
Комментарии
"Технология эстрадного вокала"
Задача дополнительного образования – выявить и развить разнообразные потенциальные способности детей в доступной и интересной деятельности. Предлогаю вашему вниманию конспект выступления на областномсеминаре по вокалу.