Урок по теме "Простые и сложные предложения", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Каменева Ирина Владимировна

В ходе урока раскрываем понятия о видах предложений в русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

имени Героя Советского Союза И.С. Хоменко.

План-конспект урока

по русскому языку в 5 классе

по теме: «Простые и сложные предложения».

Учитель русского языка и литературы                   И.А.Конфедератова

Первая квалификационная категория

г. Комсомольск-на- Амуре

2016 год

«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;
  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный , здоровье сберегающие    и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с тестами.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные.

ХОД  УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок! Дежурному   доложить о готовности класса к уроку.

  2этап

Учитель: Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки. 

-       Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
  • Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
  • Слайд № 1.
  • Учитель. Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

  1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Слайд № 2.  ( Выполняется проверка )

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

Учитель.  Прочитайте 2,  4 и 5,6  предложения. Найдите  в них общее.  ( это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

 Учитель: Составьте схемы этих предложений.

( Один ученик работает  у  доски:

2 -                    5-

4-                      :-

Учитель. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.
(В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

3 этап.

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Слайд № 3.

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2)
 учиться различать ... и ...;
3)
 учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. этап.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Слайд № 4

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите,  как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель.: Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Слайд № 5.

Учитель: Сравните два предложения:

 Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

Выпал снег, деревья оделись пушистым  покрывалом.

Учитель: С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Слайд № 6.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?   ( Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).
Ребята, о типах ССП и СПП мы с вами будем говорить на следующем уроке.

5 этап- Физкультминутка

6 этап:  Закрепление изученного материала

Учитель Игра «Определи предложение по структуре».  ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

  • Пришла долгожданная весна.
  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
  • Появились первые клейкие листочки.
  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
  • Выбирается из берлоги медведь.
  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
  • Слайд № 7.
  • Учитель. Продолжим  наш  разговор  о  сложном  предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.
  1. Ребята сделали скворечники , и
  2. Солнце  неожиданно выглянуло из-за горизонта ,и…

Слайд №-8.

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

Проверочная работа.

 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

  1. простое предложение с однородными членами
  2. сложное  предложение

3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

  1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
  2. сложное  предложение, перед союзом И нужна запятая

4. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

5. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

.

6. Найти простые предложения с однородными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые лист

 2.Ежи – это очень смирные и кроткие звери.

- Слайд № 10    

  Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3.   . Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

Слайд №-11.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

-Объявление и комментирование  оценок за урок.

Слайд №-11.

7. Домашнее задание:

  Выписать из любого художественного произведения 5-6 сложных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....