Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель:
Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения.
Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определять средства связи частей сложного предложения.
Наглядность
: Задания на карточках, записи на доске, таблица с алгоритмом нахождения сложного предложения, тексты для разбора, запись слов сл. диктанта.
Ход занятия
Урок проводится в форме путешествия. Парты расставляем попарно: ученики рассаживаются по 4- это экипажи, их всего 5. В каждом есть командир,он организует работу, контролирует ответы. В конце урока он заполняет "бортовой журнал"оценками и сдаёт учителю.
У каждого экипажа есть карта с этапами работы.Одна большая вывешивается на доске.
Учитель
: Ребята, нам предстоит отправиться в путь на поиски острова сложных предложений.Командиры проверьте готовность экипажей, всё ли необходимое вы взяли с собой: ручки, тетради,карандаши, дневники, учебники.
Карта вашего пути у вас в руках. А путь вам предстоит нелёгкий, у вас в пути много испытаний,преодолев их, вы попадёте на Остров Сложных предложений и, я думаю, подружитесь с жителями этого острова, будете часто прибегать в своей жизни к их помощи.
Итак, в путь!
Посмотрите карту, какое первое препятствие вам нужно одолеть в пути?
Остров Вводных слов.
(устно определяем разряд вводных слов. 1 ученик диктует, другие записывают.)
- Проверим. Молодцы, на мель не сели, справились с заданием.
- Двинемся дальше, впереди у нас Остров Трудных слов, у трудных слов очень сложный характер: они драчливые, ни с кем не дружат.
Вам нужно с ними подружиться, узнать их и запомнить внешность:
Безвкусный, безыдейный, транскрипция,прекрасный, иллюстрация, исчезать, рассчитывать,конечно, скучный, потому что.
- Дальше у нас по карте Остров Сказок. Здесь мы сделаем небольшую языковую разминку,командиры получают отрывки из сказок, где нужно выполнить задания:
- Найти основы предложения.
- Составить схему.
- Охарактеризовать предложение.
(по одному ученику выходят к доске записывают)
- Какие предложения вам встретились на Острове сказок? Как вы определили?
- Давайте, попробуем составить алгоритм определения вида предложения.
- Итак, ребята, у нас есть план.
- Давайте же попробуем его использовать.
- Откроем Волшебную книгу (учебник). Найдем упр.311. Это Остров Неизведанного. Применяя алгоритм, определим вид предложения.
Выходят по одному ученику и записывают схему предложения. Устно по одному ученику с группы отрабатывают алгоритм.
- Следующее испытание - Клубок предложений.Нужно его размотать и найти в нём сложные предложения:
- Разделить текст на предложения.
- Выделить абзацы.
- Построить схемы сложных предложений, указать средства связи.
- Определить тип и стиль текста.
- Составить предложения по данным схемам.
- Продолжим путь. Впереди у нас Остров Потерявшихся предложений. Он находится в упр.313 Волшебной книги. Здесь мы найдём смысловые отрезки сложных предложений. Они даны вразброс в разных колонках и строчках. Нужно их найти и соединить. Задание:
- Записать получившиеся сложные предложения.
- Подчеркнуть основу предложения.
- Составить схему предложения.
- Подчеркнуть орфограммы в корне.
- Мы доплыли до Острова Сложных предложений. Ребята,кажется, мы всё узнали об этих удивительных существах - Сложных предложениях. Давайте,попробуем собрать наши знания воедино, обобщить изученное:
- Сложные предложения состоят из 2 или нескольких смысловых отрезков.
- Каждый отрезок имеет свою основу.
- Отрезки связываются между собой интонацией или союзом.
- Сложные предложения служат для обогащения нашей речи. Без них наша речь будет бедной, неяркой, необразной.
- И самое трудное испытание - использование сложных предложений в речи. Это Остров Незавершённых работ. Он находится в упр. 315.Давайте дружно завершим все незаконченные работы:
- Прочитать и определить тип и стиль текста.
- Определить, законченный ли текст. Чего здесь не хватает?
- Вспомним, из каких частей состоит текст.
- Придумаем недостающее вступление.
- Прочитаем, что у нас получилось.
- Молодцы, ребята, вы сумели открыть неизвестный вам Остров и покорить его обитателей.Давайте, подведём итоги. Командиры вели бортовой дневник своего экипажа, они здесь отмечали ваши ответы. Тот, кто правильно отвечал, на все задания получают оценку "5", у кого были небольшие недочёты в ответах, получают "4".
- Командиры, сдать бортовые дневники! (Учитель ставит оценки в дневники и в журнал)
Домашнее задание:упр.316.
(Можно дать задание выписать из сказок или стихов А.С. Пушкина сложные предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)
В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....
Конспект урока ( введение нового материала) по теме " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения ", 9 класс
Конспект урока в соответствии с ФГОС ООО...
Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "
Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...
Сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Тематический урок для учащихся 8 класса. Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски. Учащиеся уча...