Проект Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты
проект по русскому языку (9 класс) по теме

Хмелёва Оксана Михайловна

Идея исследовательской работы: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.

Работа актуальна, направлена на развитие у одноклассников и учащихся школы интереса к изучению топонимики родной станицы, района, края, страны; получение навыка работы с краеведческими материалами, словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами, навыка исследовательской деятельности; учёт аксиологического (ценностного) аспекта, задающего направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности.

Гипотеза исследования: мотив наименования топонимов тесно связан с ценностями человеческой жизнедеятельности (историческое прошлое, жизнь замечательных людей, окружающая нас природа, достижения науки и техники, род занятий человека и др.)

Цель:определить лингвистическую и аксиологическую аспекты наименования географических объектов станицы Медвёдовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glazyrin_a._toponimika_stanitsy_medvyodovskoy.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

(Лингвистика)

ГЛАЗЫРИН Александр Александрович

Краснодарский край, Тимашевский  район, станица Медвёдовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район, 8 класс

ТОПОНИМИКА СТАНИЦЫ МЕДВЁДОВСКОЙ:ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научный руководитель: Хмелёва Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Введение

Место, где родился и вырос человек, - всегда привлекало к себе внимание. И не только потому, что оно является источником жизненных сил, но и от того, что известные с детства уголки и тропинки таят в себе много открытий.

Я живу на улице Чонгарской дивизии, мой ежедневный маршрут в школу, расположенную на улице Ленина, проходит по Революцинной. Мои друзья живут наТелеграфной, Набережной, Профессиональной.Мы привыкли считать улицы проводниками в приятные или необходимые места нашей повседневной жизни и уже не задумываемся над смыслом их названий. А ведь в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования той или иной улицы, микрорайона и даже школы. Так возникла идея нашего исследования, направлениями для которого мы избрали:

1. Определить значение понятий «топоним»,  «топонимика», «аксиологический подход».

2.Изучить топографическую карту станицы Медвёдовской, зафиксировать топонимы(названия микрорайонов, улиц, школ станицы).

3. Выбрать основание для наименования географических объектов и определить, что послужило мотивом, ценностным ориентиром для наименования микрорайонов, улиц, образовательных учреждений нашей станицы.

Наша исследовательская работа актуальна, поскольку направлена на:

- развитие у одноклассников и учащихся школы интереса к изучению топонимики родной станицы, района, края, страны;

  •    получение навыка работы с краеведческими материалами, словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами, навыка исследовательской деятельности;

- учёт аксиологического (ценностного) аспекта, задающего направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности.

В качестве гипотезы исследования определили следующее положение: мотивнаименований микрорайонов, улиц, школ станицы тесно связан с ценностями человеческой жизнедеятельности.  А это:

- историческое прошлое;

-жизнь замечательных людей;

-окружающая нас природа;

- достижения науки и техники;

- род занятий человека и др.

Цель исследовательской работы: определить лингвистическую и аксиологическую составляющие для наименования географических объектов станицы Медвёдовской.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • определить значение понятий «топоним», «топонимика», «аксиологический подход»;
  • собрать для работы географический материал (названия микрорайонов, улиц, школ станицы), систематизировать его;
  • определить лексические (понятийные) и  аксиологические (ценностные) основания для наименования географических объектов;

-сопоставить топографическую карту станицы Медвёдовской с её «аксиологической» (ценностной) картой.

Объектом исследования стала топонимика станицы Медвёдовской, предметом – мотив наименования географических объектов нашей станицы. В качестве основного принципа исследования мы выбрали аксиологический подход.

Методы исследования:

- метод наблюдения и описательный метод, которые использовались при фиксации географических объектов станицы;

- сопоставительный и исследовательский методы, применяемые нами при толковании понятий, а также при определении оснований для наименования микрорайонов, улиц, школ;

- метод лингвистического (языкового) анализа некоторых топонимов.

Инструментарием исследования стали топографическая карта местности, словари, энциклопедии, краеведческая литература, интернет-ресурсы.

Часть 1.

Итак, перед нами топографическая карта станицы Медвёдовской, насчитывающая более семи десятков улиц. Условно станица делится на пять микрорайонов («Ударник», «Перекоп», «Западный», территория бывшего колхоза «Нива», территория бывшего колхоза «Россия»), в ней функционируют три общеобразовательные школы: МБОУ СОШ №2 имени А.В. Луначарского, МБОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина, МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза Г.К. Кулика[1].

Данные топонимы (то есть названия географических объектов, сооружений) и стали предметом нашего исследования. Эти названия составляют топонимику (или топонимию) станицы Медвёдовской – совокупность географических названий местности.

Изучением топонимики определённой местности занимается топонимика (топонимия) – наука,  изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение [5].

Часть 2

В ходе сопоставительного анализа зафиксированных географических объектов выявилинесколько оснований для деления на тематические группы.

Основанием для первой тематической группы послужила яркая событийная окраска многих топонимов нашей станицы, они образовали группу под названием «Историческое прошлое России». Эта обширная группа наименований была разделена на две подгруппы.

В первую из них вошли названия улиц, связанные с событиями Великой Октябрьской революции 1917 года, гражданской войны в России 1917-1922 годов. Этот тематический блок составили следующие топонимы: улицыРеволюционная, Октябрьская, Красноармейская, Коммунистическая, Пролетарская, Чонгарской дивизии,переулок Ленинский. Возглавляют список топонимов центральные улицы: Ленина и Красная. Значение некоторых топонимов данной подгруппы устанавливали на основе лингвистического анализа: Революционная         революция, Красноармейская       Красная Армия,  Коммунистическая       коммунист, Пролетарская     пролетариат. Тематика наименований данных географических объектов повествует о событиях Октября 1917 года – революционном перевороте под руководством вождя пролетариата Ленина, а также о гражданской войне, на полях которой Красная Армия (в её состав входилаи 6-яЧонгарскаякавалерийская дивизия) сражалась с белогвардейцами.

Вторую подгруппу составили названия улиц, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Это улицы Айвазяна и 50 лет Победы. Улица Айвазяна названа в честь 409-й армянской стрелковой дивизии под командованием майора С.Г. Айвазяна,освободившей станицу Медвёдовскую от немецко-фашистских захватчиков 12 февраля 1943 года. Памятник погибшим воинам стоит в центре станицы. Одна изсравнительно недавно образованных улиц отражает события двадцатилетней давности: 50-летний юбилей Великой Победы.

Вторую тематическую группу составили топонимы, названные в честь знаменитых людей: композитора Чайковского, писателей и поэтов Островского, Фадеева, Пушкина, лётчика Чкалова, революционеров-просветителей Луначарского, Крупской, Кропоткина, военачальников Чапаева, Ковтюха, Котовского, Героев Соцтруда Сорокина, Ерёменко. В эту группу мы включили и названия средних общеобразовательных школ станицы, носящих имена революционера А.В. Луначарского, великого русского поэта А.С. Пушкина,  Героя Советского Союза Г.К. Кулика.

Основанием для выделения третьей группы топонимов стало соотнесение их с природными  и географическими объектами. В тематической группе  «природные объекты»  объединили улицы:Береговую, Набережную, Заречную, Ровную, Продольную, Лиманную, Виноградную, Садовую, Степную, Лесную, Пшеничную, переулки Вишнёвый, Садовый, Сиреневый, новый микрорайон «Западный».

В группу «географические объекты» вошли улицы  Западная, Северная, Поселковая, Черноморская, Азовская, Кирпильская, Егорлыкская, Тимашевская, Дядьковская, Московская, Ленинградская. Значение названий улиц  данной группы также определяли с  помощью словообразовательного анализа. Например, производная основа топонимов Береговая и Набережная  – берег, улицы Лиманной – лиман, Степной – степь, Черноморской – Чёрное море, Егорлыкской – Егорлык (приток Дона), Тимашевская – г. Тимашевск (или ст-ца Тимашевская), Ленинградская – Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В четвёртую  тематическую  группурешили объединить топонимы со значением  «деятельность человека». Формирование топонимов данной группы осуществлялось в двух направлениях:

- первое:  «род занятий человека» (сюда вошли названия улиц:Селькоровская (от «сельский корреспондент»), Колхозная (от основы «колхоз»), Профессиональная (от «профессия»), Техническая (от «техника»), Коммунальная (от «жилищное  благоустройство»), названия микрорайонов «Ударник» (предположительно от «ударник труда»), бывшего колхоза «Нива» («земля, на которой растут злаки»);

- второе: «здания и сооружения, возведённые человеком»: (в данной подгруппе нами отмечены: улицы Мельничная (от «мельница»), Телеграфная (от «телеграф»), Выгонная («выгон - пастбище для скота на окраине станицы»), Узловая («транспортный узел, развязка»), Элеваторная (от «элеватор»), Мостовая (от «мост»), Школьная (от «школа»), Шоссейная (от «шоссе»), а также улица Почтовая и переулок Почтовый (от производной основы «почта»).

В пятую группу топонимов вошли названия улиц и микрорайонов, объединённые общим значением «эмоциональное состояние человека». Здесь нами представлены топонимы:Светлая, Зелёная, Весёлая, Весенняя, Бойкая, Новая, Обильная, Юниоров, Братская, Мира, переулок Короткий, название микрорайона бывшего колхоза «Россия».

Заключение

Сделаем вывод, что послужило мотивом для названия географических объектов станицы. Казачья станица с более чем двухсотлетним жизненным опытом, старинным кубанским укладом, пережила события Октября 1917 года, гражданской войны 1917-1922, Великой Отечественной войны, времена ударных пятилеток, перестройку и продолжает жить во времени новом, богатом на события и достижения. История и действительность, отношение к ним становятся ценностным ориентиром в человеческом мире  и отражаются в тех именах, которыми наделяют люди всё, что их окружает. Топонимы дают нам информацию о прошлом, акцентируют внимание на важном, являются своеобразным отражением системы ценностей человека[2].Поэтому мы и положили в основу исследовательской работыаксиологический подход - способ исследования общества через призму многообразия ценностей[4]..

На основе нашего исследования мы разработали так называемую  «аксиологическую» карту станицыМедвёдовской. Красным цветом на ней выделены топонимы, имеющие отношение к историческому прошлому, жёлтым – улицы, названные в честь великих людей,  зелёным – группа топонимов, объединённых темой «природные и географические объекты», оранжевым – топонимы со значением «деятельность человека», синим – топонимы, обозначающие «эмоциональное состояние».

Цветовая гамма карты позволяет отметить, что центр станицы обозначен доминирующим красным цветом. Это место обживалось станичниками в первую очередь. На нашей «аксиологической» карте оно представлено названиями улиц, отражающих историческое прошлое России. Преобладают на карте также жёлтый и оранжевый цвет,  ими обозначены улицы со значением «знаменитые люди» и «деятельность человека». Эти улицы пронизывают станицу и образуют связь между отдельными микрорайонами. Тематическая группа топонимов со значением «природные и географические объекты» сконцентрирована в основном на улицах новостроек микрорайона«Западного»  – они отмечены на карте зелёным цветом. А улицы, помеченные синим цветом и отнесённые нами к тематической группе «эмоциональное состояние», являются последними штрихами «аксиологического» портрета нашей станицы и расположены в основном на окраинах.

Итак, «аксиологическая» карта станицыМедвёдовской позволяет проследить, какие события в жизни людей происходили раньше, какие – позже, а также определить временные периоды, в которые происходило благоустройство станицы и менялся её архитектурный облик.

Список использованной литературы

1.В. Еланкина. Станица Медвёдовская – частица культуры Кубани. – «Новая книга», 2010. – 303 с.

2.Ефанова Л.П. Русская топонимика Ставропольского края как система / Л.П. Ефанова. – ПРО – 1998. – С. 51 – 54.

3. Пчелинцев Ю.В. Тайны географических названий / Ю.В. Пчелинцев. – Хадыженск, 1997 – 75 с.

4. Трегубова Е.Н. Аксиологические аспекты слова в лингвокультурной кубанской традиции // Этнос, язык, культура: проблемы социальной и культурной антропологии. Материалы второй Всероссийской научной конференции 14 – 15 сентября 2000 г.. Вып. 2. Славянск-на-Кубани, 2000. – С. 40 – 46.

5.http://rudocs.exdat.com/notion/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Аксиологический аспект анализа музыкального произведения

Текст защиты курсовой работы по предмету "История музыки"....

Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах

Теоритическое обоснования учебно-исследовательского анализа, представляющего собой целостный анализ, состоящий из трех уровней (лигвистического, стилистического, литературоведческого), при доминантном...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

Презентация Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты

Идея исследования: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.Работа актуальна, направлена на развитие у одноклассников...

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

Языковая репрезентация коммуникативной ситуации притворства в лингвистическом и педагогическом аспектах

Данное исследование посвящено изучению языковой репрезентации коммуникативной ситуации притворства в лингвистическом и педагогическом аспектах....