Презентация Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Идея исследования: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.

Работа актуальна, направлена на развитие у одноклассников и учащихся школы интереса к изучению топонимики родной станицы, района, края, страны; получение навыка работы с краеведческими материалами, словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами, навыка исследовательской деятельности; учёт аксиологического (ценностного) аспекта, задающего направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности.

Гипотеза исследования: мотив наименования топонимов тесно связан с ценностями человеческой жизнедеятельности (историческое прошлое, жизнь замечательных людей, окружающая нас природа, достижения науки и техники, род занятий человека и др.)

Цель:определить лингвистическую и аксиологическую аспекты наименования географических объектов станицы Медвёдовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glazyrin_a._toponimika.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топонимика станицы Медвёдовской : лингвистический и аксиологический аспект Подготовил: учащийся 8 «В» класса МБОУ СОШ №2 Глазырин Александр. Руководитель: у читель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 Хмелёва О.М.

Слайд 2

Гипотеза: МОТИВ наименований микрорайонов, улиц, образовательных учреждений станицы тесно связан с ЦЕННОСТЯМИ ч еловеческой жизнедеятельности (историческое прошлое, жизнь замечательных людей, окружающая нас природа, достижения науки и техники, род занятий человека и др. )

Слайд 3

Цель исследования: Определить лингвистическую и аксиологическую составляющие для наименования географических объектов станицы Медвёдовской Объект исследования: топонимика станицы Медвёдовской Предмет исследования: мотив наименования географических объектов станицы

Слайд 4

Актуальность выбранной темы: - развитие интереса к изучению топонимики родной станицы, района, края, страны получение навыка работы с краеведческими материалами, словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами , навыка исследовательской деятельности - учёт аксиологического (ценностного) аспекта

Слайд 5

Задачи исследования: определить значение понятий «топоним», «топонимика», «аксиологический подход» собрать для работы географический материал (названия микрорайонов, улиц, школ станицы), систематизировать его определить лексические (понятийные) и аксиологические (ценностные) основания для наименования географических объектов -сопоставить топографическую карту станицы Медвёдовской с её «аксиологической» (ценностной) картой

Слайд 6

Методы исследования: м етод наблюдения описательный метод исследовательский метод сопоставительный метод лингвистический анализ топонимов станицы Медвёдовской Принцип исследования: аксиологический (ценностный) подход Инструментарий исследования : т опографическая карта местности с ловари, энциклопедии, краеведческая литература интернет-ресурсы

Слайд 7

Топографическая карта станицы Медведовской:

Слайд 8

Принципы наименования топографических объектов: «События исторического прошлого»: 1.1 Великая Октябрьская революция 1917 г., гражданская война в России 1917-1922 гг.: улицы Револю-ционная , Октябрьская, Красноармейская, Коммунисти-ческая , Пролетарская, Чонгарской дивизии, переулок Ленинский, Ленина и Красная . Словообразовательный анализ: Пролетарская пролетариат Революционная революция , Красноармейская Красная Армия, Коммунистическая коммунисты 1.2 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: улицы А йвазяна и 50 лет Победы.

Слайд 9

Принципы наименования топографических объектов: 2. «Жизнь замечательных людей»: улицы названы в честь композитора Чайковского, писателей и поэтов Островского, Фадеева, Пушкина, лётчика Чкалова, авиаконструктора Литвинова, революционеров-просветителей Луначарского, Крупской, Кропоткина, военачальников Чапаева, Ковтюха , Котовского, Героев Соцтруда Сорокина, Ерёменко. МБОУ СОШ №2 имени А.В . Луначарского, МБОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина, МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза Г.К. Кулика.

Слайд 10

Принципы наименования топографических объектов: 3. «Соотнесение с природными и географическими объектами» . 3.1 «Природные объекты »: улицы Береговая, Набережная, Ровная, Заречная, Продольная, Лиманная, Виноградная, Садовая, Степная, Лесная, Пшеничная, переулки Вишнёвый, Садовый, Сиреневый, новый микрорайон «Западный». 3.2 «Географические объекты »: улицы Западная, Северная , Поселковая, Черноморская, Азовская, Кирпильская , Егорлыкская, Тимашевская, Дядьковская , Московская, Ленинградская. Лингвистический анализ: Береговая и Набережная берег, Лиманная лиман , Степная степь , Черноморская Чёрное море, Егорлыкская Егорлык (приток Дона), Ленинградская Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

Слайд 11

Принципы наименования топографических объектов: 4 . «Деятельность человека». 4.1.«Род занятий человека »: улицы Селькоровская (сельский корреспондент), Колхозная ( работа в колхозе), Профессиональная (профессия), Техническая (техника), Коммунальная (жилищное благоустройство), названия микрорайонов «Ударник» (предположительно от «ударник труда»), бывшего колхоза «Нива» («земля, на которой растут злаки»); 4.2 «Здания и сооружения, возведённые человеком»: улицы Мельничная (мельница), Телеграфная (телеграф), Выгонная (выгон , пастбище для скота на окраине станицы), Узловая (транспортный узел, развязка), Элеваторная (элеватор), Мостовая (мост), Школьная (школа), Шоссейная (шоссе), улица Почтовая и переулок Почтовый (почта).

Слайд 12

Принципы наименования топографических объектов: 5. «Чувства, эмоциональное состояние человека »: Светлая , Зелёная, Весёлая, Весенняя, Бойкая, Новая, Обильная, Юниоров, Братская, Мира, переулок Короткий, название микрорайона бывшего колхоза « Россия».

Слайд 13

А ксиологический подход - способ исследования общества через призму многообразия ценностей.

Слайд 14

« Аксиологическая » карта

Слайд 15

Список использованной литературы : 1. Еланкина В. Станица Медвёдовская – частица культуры Кубани. – «Новая книга», 2010. – 303 с. 2. Ефанова Л.П. Русская топонимика Ставропольского края как система / Л.П. Ефанова . – ПРО – 1998. – С. 51 – 54. 3 . Трегубова Е.Н. Аксиологические аспекты слова в лингвокультурной кубанской традиции // Этнос, язык, культура: проблемы социальной и культурной антропологии. Материалы второй Всероссийской научной конференции 14 – 15 сентября 2000 г.. Вып . 2. Славянск-на-Кубани, 2000. – С. 40 – 46. 4. http :// rudocs . exdat . com / notion /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Аксиологический аспект анализа музыкального произведения

Текст защиты курсовой работы по предмету "История музыки"....

Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах

Теоритическое обоснования учебно-исследовательского анализа, представляющего собой целостный анализ, состоящий из трех уровней (лигвистического, стилистического, литературоведческого), при доминантном...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

Проект Топонимика станицы Медвёдовской: лингвистический и аксиологический аспекты

Идея исследовательской работы: в значении топонимов можно открыть для себя много интересного; понять, что послужило ценностным ориентиром для наименования.Работа актуальна, направлена на развитие у од...

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

Языковая репрезентация коммуникативной ситуации притворства в лингвистическом и педагогическом аспектах

Данное исследование посвящено изучению языковой репрезентации коммуникативной ситуации притворства в лингвистическом и педагогическом аспектах....