РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация »
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Гусейнов Гусейн Убайдулаевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса по русскому языку для 6 класса

 «Орфография и пунктуация »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016_gotov.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Батлухская средняя общеобразовательная школа им. М. Сулейманова»

Принято:                                                                                            Согласовано:                                                                                 «Утверждаю»

На МО                                                                                                зам. директора по УВР                                                            директор школы

 Протокол от______ №___                                                                __________/Гусейнов Г.У./                                                    ___ ________

Рук-ль МО ____________                                                                                                                                                                              / Омаров А.М./

                    /Гаджиев М. Г./                                                                                                                                                      Приказ  от _______№___                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса по русскому языку для 6 класса

 «Орфография и пунктуация »

Составила:

                    учитель

русского языка и литературы

                                            Магомедова Зухра М.

БАТЛУХ 2016

Пояснительная  записка

Программа факультатива «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи с

невысоким уровнем грамотности учащихся 6 класса;

с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

1                    коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

1                     интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

1                     информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

1                    организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения  (6-7)  строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

 Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

$11.     Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

$12.     Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

$13.     Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

$14.     Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

      Сроки реализации программы.

Объем факультативного курса  – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

      Формы, виды занятий.

Курс "Секреты орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

     Методы  обучения.

$11.     Объяснительно-иллюстративный;

$12.     Частично-поисковый, исследовательский;

$13.     Словесно-наглядный, практический;

$14.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер.

    Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны 

знать

-  правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;

-   условия, от которых зависит написание;

-   норму, действующую при данных условиях;

-   последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;

-   приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

-   правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

-   правильно писать сложные слова,

-   правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-   правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-   правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

-   правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-   правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-   правильно писать не с разными частями речи;

-   ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;

-   ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.

Содержание программы.

Раздел программы

Количество   часов

1

Правописание гласных и согласных корня.

4

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

5

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

6

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание не с разными частями речи.

5

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

5

Правописание гласных и согласных корня.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

          Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых  согласных корня, удвоенных согласных.

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-. 

Правописание н и нн в различных частях речи

Употребление н и нн в полных формах отыменных и  отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях,  в именах существительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.

Правописание личных окончаний глагола.

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Написание не с причастиями.

Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.

Правописание предлогов.

Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

Календарно-тематическое планирование

                   

 

№ п/п

 

Темы занятий

 

Кол-во час.

 

Планируемые действия

 

Форма контроля

Дата

проведения

по

плану

по

факту

Правописание гласных и согласных корня ( 4 часа)

1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Учащиеся  опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно,  определяют

правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснительный

диктант

 

 

2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Правильно пишут

слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Распределительный диктант

 

 

3

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.

1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Выборочный диктант

 

 

4

О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест

 

 

Правописание приставок ( 2 часа)

5

Приставки с традиционным написанием,  приставки, оканчивающиеся на з и с.

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

диктант

 

 

6

Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Распределительный диктант

 

 

Правописание форм глагола  (5часов)

7

Правописание личных окончаний глагола.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

Объяснительный диктант

 

 

8

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило.

Осложненное списывание.

 

 

9

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. 

1

Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола

Работа по карточке

 

 

10

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант

 

 

11

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Тематическая тестовая работа

 

 

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов  ( 6 часов )

12

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Работа по карточке.

 

 

13

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

1

Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике,

Объяснительный диктант

 

 

14

Слитные и раздельные написания имён числительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов,

Трансформационный диктант

 

 

15

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Применяют  правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме,

Распределительный диктант

 

 

16

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Выборочный диктант

 

 

17

Дефисное написание наречий.

1

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

Тематический тест

 

 

Правописание Н и НН в различных частях речи (4 часа)

 

18

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных

Выборочный  диктант

 

 

19

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишут

слова с

н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Объяснительный диктант

 

 

20

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

Работа по карточке

 

 

21

Употребление н и нн  в именах существительных.

1

Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных.

Самостоятельная проверочная работа

 

 

Правописание не  с разными частями речи ( 5 часов )

22

Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.

1

Применяют правила слитного написания  не со словами, не употребляющимися без не на практике,  приводят примеры, опознают в тексте

Объяснительный

диктант

 

 

23

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими  причастиями.

Распределительный диктант

 

 

24

Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

Выборочный диктант

 

 

25

Написание не с причастиями.

1

Применяют правила написания не с причастиями приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не  на письме.

Самодиктант

 

 

26

Не с наречиями.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.

Тематический тест

 

 

Правописание служебных частей речи ( 2 часа)

27

Правописание предлогов.

1

Определяют написание производных и непроизводных предлогов  и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

 

 

28

Правописание союзов.

1

Опознают союзы и безошибочно пишут их.

Тестовая работа

 

 

Пунктуация в простых и сложных предложениях ( 5 часов)

29

Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания при обращениях на практике.

Выборочный  диктант

 

 

30

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Указывают трудные  случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

Объяснительный диктант

 

 

31

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

Тестовая работа

 

 

32

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.

1

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

Работа по карточке

 

 

33

Пунктуация в сложных предложениях.

1

Применяют  пунктуационное правило правила постановки  знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Самостоятельная проверочная работа

 

 

34

Итоговая тестовая работа.

1

Выполняют тестовые задания, применяя  изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач.

 

 

 

Литература

1.Иванова В.В., Потиха З,А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке». М.: Просвещение, 1990.

2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». М.: Просвещение, 1991.

3. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 5 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. (2013, 48с.)

4. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. - Черногрудова Е.П. (2016, 160с.

5. Справочник по правописанию и литературной правке.   Розенталь Д.

6.Русский язык, 6 класс». М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов

Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика.     Данный курс  учитывает с...

Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"

Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...

учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов

Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....

Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс

Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение  ...