РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация »
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку для 6 класса
«Орфография и пунктуация »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_gotov.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Батлухская средняя общеобразовательная школа им. М. Сулейманова»
Принято: Согласовано: «Утверждаю»
На МО зам. директора по УВР директор школы
Протокол от______ №___ __________/Гусейнов Г.У./ ___ ________
Рук-ль МО ____________ / Омаров А.М./
/Гаджиев М. Г./ Приказ от _______№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку для 6 класса
«Орфография и пунктуация »
Составила:
учитель
русского языка и литературы
Магомедова Зухра М.
БАТЛУХ 2016
Пояснительная записка
Программа факультатива «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи с
невысоким уровнем грамотности учащихся 6 класса;
с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
1 коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
1 интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
1 информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
1 организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения (6-7) строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
$11. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
$12. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
$13. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
$14. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем факультативного курса – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс "Секреты орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
$11. Объяснительно-иллюстративный;
$12. Частично-поисковый, исследовательский;
$13. Словесно-наглядный, практический;
$14. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны
знать
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи;
- ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
- ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Содержание программы.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Правописание гласных и согласных корня. | 4 |
2 | Правописание приставок. | 2 |
3 | Правописание форм глагола. | 5 |
4 | Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. | 6 |
5 | Правописание н и нн в различных частях речи. | 4 |
6 | Правописание не с разными частями речи. | 5 |
7 | Правописание служебных частей речи. | 2 |
8 | Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 5 |
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во час. |
Планируемые действия |
Форма контроля | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||||
Правописание гласных и согласных корня ( 4 часа) | |||||||
1 | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов. | Объяснительный диктант |
|
| |
2 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | Правильно пишут слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. | Распределительный диктант |
|
| |
3 | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. | 1 | Определяют написание согласных и безошибочно пишут их. | Выборочный диктант |
|
| |
4 | О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 1 | Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются | Тематический тест |
|
| |
Правописание приставок ( 2 часа) | |||||||
5 | Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. | 1 | Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. | диктант |
|
| |
6 | Приставки пре-/при-. | 1 | Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-. | Распределительный диктант |
|
| |
Правописание форм глагола (5часов) | |||||||
7 | Правописание личных окончаний глагола. | 1 | Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. | Объяснительный диктант |
|
| |
8 | Употребление мягкого знака в глагольных формах. | 1 | Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило. | Осложненное списывание. |
|
| |
9 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола | Работа по карточке |
|
| |
10 | Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. | 1 | Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. | Самодиктант |
|
| |
11 | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | 1 | Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. | Тематическая тестовая работа |
|
| |
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов ( 6 часов ) | |||||||
12 | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. | Работа по карточке. |
|
| |
13 | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. | 1 | Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, | Объяснительный диктант |
|
| |
14 | Слитные и раздельные написания имён числительных. | 1 | Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, | Трансформационный диктант |
|
| |
15 | Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. | 1 | Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, | Распределительный диктант |
|
| |
16 | Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. | Выборочный диктант |
|
| |
17 | Дефисное написание наречий. | 1 | Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. | Тематический тест |
|
| |
Правописание Н и НН в различных частях речи (4 часа)
| |||||||
18 | Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. | 1 | Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных | Выборочный диктант |
|
| |
19 | Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Правильно пишут слова с н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». | Объяснительный диктант |
|
| |
20 | Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | 1 | Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. | Работа по карточке |
|
| |
21 | Употребление н и нн в именах существительных. | 1 | Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных. | Самостоятельная проверочная работа |
|
| |
Правописание не с разными частями речи ( 5 часов ) | |||||||
22 | Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не. | 1 | Применяют правила слитного написания не со словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте | Объяснительный диктант |
|
| |
23 | Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | 1 | Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | Распределительный диктант |
|
| |
24 | Написание не с именами существительными, прилагательными. | 1 | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. | Выборочный диктант |
|
| |
25 | Написание не с причастиями. | 1 | Применяют правила написания не с причастиями приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме. | Самодиктант |
|
| |
26 | Не с наречиями. | 1 | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании. | Тематический тест |
|
| |
Правописание служебных частей речи ( 2 часа) | |||||||
27 | Правописание предлогов. | 1 | Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их. | Тестовая работа |
|
| |
28 | Правописание союзов. | 1 | Опознают союзы и безошибочно пишут их. | Тестовая работа |
|
| |
Пунктуация в простых и сложных предложениях ( 5 часов) | |||||||
29 | Пунктуация в предложениях с обращениями. | 1 | Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. | Выборочный диктант |
|
| |
30 | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | 1 | Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. | Объяснительный диктант |
|
| |
31 | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | 1 | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. | Тестовая работа |
|
| |
32 | Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия | Работа по карточке |
|
| |
33 | Пунктуация в сложных предложениях. | 1 | Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). | Самостоятельная проверочная работа |
|
| |
34 | Итоговая тестовая работа. | 1 | Выполняют тестовые задания, применяя изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач. |
|
|
|
Литература
1.Иванова В.В., Потиха З,А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке». М.: Просвещение, 1990.
2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». М.: Просвещение, 1991.
3. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 5 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. (2013, 48с.)
4. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. К учебнику Баранова М.Т. и др. - Черногрудова Е.П. (2016, 160с.
5. Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.
6.Русский язык, 6 класс». М.: Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов
Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика. Данный курс учитывает с...
Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"
Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...
учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....
Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс
Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение ...