Элективный курс "Как писать сочинение"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Курс для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivynny_kurs._kak_pisat_sochinenie.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Как писать сочинение»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса предпрофильной школы, а также учащихся общеобразовательных классов, желающих развить навык написания сочинения по заданному тексту, подготовиться к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Курс рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий.
Цель элективного курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению части С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
В задачи данного курса входит обучение:
- способам понимания текста;
- способам выражения понимания чужого;
- способам выражения собственной позиции;
- созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- развитие рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы на понимании публицистического текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 11 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 11 классе.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Требования к уровню знания учащихся
Учащиеся должны знать:
- требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
- наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С экзамена по русскому языку.
уметь:
- определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
- критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся
- овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
- обогатятся новыми знаниями в области литературы и лингвистики;
- совершенствуют умение писать обоснованные аналитические статьи;
Содержание курса
Введение.(3 час)
Анализ критериев части С. Вступление.
Понятие о проблеме (2 часа)
Понятие о проблеме и авторской позиции.
Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.
Способы выявления проблемы. (1час)
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Понятие об авторской позиции. (1час)
Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.
Способы выражения авторской позиции в тексте. (3часа)
Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
Стили речи. (1 час)
Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.
Типы речи(1 час)
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Публицистический текст(1 час)
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Выражение проблемы и авторской позиции в художественном тексте(1 час)
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.
Понятие о комментарии. (3 час)
Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Понятие об аргументе. (8 часов)
Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
Текст(1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Нормы русского языка(4часов)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях части С грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С новой формы по русскому языку (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.
Обобщение и систематизация изученного(8 часов)
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Из них | |
лекция | практика | |||
1. | Введение. Анализ критериев части С. Вступление | 3 | 2 | 1 |
2 | Понятие о проблеме и авторской позиции | 2 | 1 | 1 |
3 | Способы выявления проблемы. | 1 | 1 | |
4 | Понятие об авторской позиции. | 1 | ||
5 | Способы выражения авторской позиции в тексте | 3 | 1 | 1 |
6 | Стили речи | 1 | 1 | |
7 | Типы речи | 1 | 1 | |
8 | Публицистический текст | 1 | 1 | |
9 | Выражение проблемы и авторской позиции в художественном тексте | 1 | 1 | |
10 | Понятие о комментарии | 3 | 3 | |
11 | Понятие об аргументе | 5 | 1 | 4 |
12 | Текст | 1 | 1 | |
13 | Нормы русского языка | 4 | 1 | 3 |
14 | Обобщение и систематизация изученного | 8 | 6 | |
Всего | 35 | 8 | 23 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Формы проведения | Кол-во часов |
1 | Анализ критериев части. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения». | Беседа | 1 |
2 | Вступление сочинения | Лекционное занятие | 1 |
3 | Вступление сочинения | Практическое занятие | 1 |
4 | Понятие о проблеме и авторской позиции.Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. | Лекционное занятие | 1 |
5 | Понятие о проблеме и авторской позиции.Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. | Практическое занятие | 1 |
6 | Способы формулировки проблемы | Практическое занятие | 1 |
7 | Понятие об авторской позиции.Способы формулировки авторской позиции. | Лекционное занятие | 1 |
8 | Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. | Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами. | 1 |
9 | Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. | Практическое занятие | 1 |
10 | Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. | Практическое занятие | 1 |
11 | Обобщение знаний о стилях речи. | Лекция с элементами беседы | 1 |
12 | Обобщение знаний о типах речи. | Лекция с элементами беседы | 1 |
13 | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. | Практическое занятие | 1 |
14 | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. | Письменная работа - формулировка проблемы и авторской позиции художественного текста | 1 |
15 | Понятие о комментарии | Практическое занятие | 1 |
16 | Как оформить комментарий ? | Практическое занятие | 1 |
17 | Как оформить цитаты? | Практическое занятие | |
18 | Понятие об аргументе | Лекционное занятие | 1 |
19 | Основные типы аргументов. Естественные доказательства | Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису. | 1 |
20 | Основные типы аргументов. Искусственные доказательства | Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису. | 1 |
21 | Композиция сочинения | Практическое занятие | 1 |
22 | Обобщение изученного. Работа с текстом Д.С. Лихачева | Практическое занятие | 1 |
23 | Текст. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Практическое занятие | 1 |
24 | Грамматические и речевые нормы русского языка | Практическое занятие | 1 |
25 | Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части | Практическое занятие | 1 |
26 | Поговорим об ошибках | Лекционное занятие | 1 |
27 | Поговорим об ошибках | Практическое занятие | 1 |
28 | Обобщение и систематизация изученного.Сочинение по тексту А. Солженицына | Практическое занятие | 1 |
29 | Сочинение по тексту Рериху | Практическое занятие | 1 |
30 | Сочинение по тексту по В. Пескову | Практическое занятие | 1 |
31 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | 1 |
32 | Репетиционный ЕГЭ | Практическое занятие | 1 |
33 | Репетиционный ЕГЭ | Практическое занятие | 1 |
34 | Репетиционный ЕГЭ | Урок контроля | 1 |
35 | Обобщение и систематизация изученного | Практическое занятие | 1 |
Литература для учителей
- Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
- Сборник дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.
- Панова Е.А. , Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. АСТ «Астрель» Москва, 2004
Литературы для учащихся
- А.Г. Нарушевич. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии. - М. Просвещение, 2009
- ЕГЭ 2012. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Ю.Н. Гостева, В.В. Львова.- М. издательство «Экзамен», 2011
Использованные Интернет-ресурсы
- Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
- http://www.ege.edu.ru
- Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
- Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
- ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/
- http://gramota.ru
Контролирующие материалы
Приложение №1
- Сочинение по А.И. Солженицыну
- Сочинение по Рериху
- Сочинение по ВПескову
- Сочинение по В.Гранину
- Сочинение по Ю. Бондареву
- Сочинение по В.Санину
Приложение №2
- Тест по курсу
Цели:– гуманитарное развитие школьников;– развитие творческих способностей личности;– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Прогнозируемый результат
К концу изучения курса учащиеся должны:
• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения
• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения.
Программа элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»Пояснительная записка
Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса: Теоретические:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Практические:
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологиейУчебно- тематическое планирование.
№ | Перечень разделов | Всего часов | Кол-во лекц. занятий | Кол-во практ. зан. | Формы контроля |
1 | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. |
2 | Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. | 3 | 1 | 2 | Коллективная работа |
3 | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
4 | Обучающее сочинение по тексту худ.стиля. Повторение орфографии | 2 | 2 | Творческая работаЦОРы | |
5 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | 2 | 2 | Коллективная и самостоятельная работа | |
6 | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция.Повторение орфографии | 3 | 1 | 2 | Коллективная и творческая работа.ЦОРы |
7 | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 2 | 2 | Творческая работа | |
8 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 2 | 2 | Коллективная работа | |
9 | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работаЦОРы |
10 | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
11 | Обучающее сочинение по тексту научного стиля | 2 | 2 | Творческая работа | |
12 | Рецензирование и редактирование творческих работ | 2 | 2 | Коллективная работа | |
13 | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса | 3 | 1 | 2 | Творческая работаЦОРы |
14 | Обучающее сочинение по тексту разг. стиля | 2 | 2 | Творческая работа | |
15 | Функциональные особенности официально- делового стиля | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
ЛитератураАрхарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Использование ЦОРовГрамота.руhttp://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/ ; Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...
Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...
Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения"
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения". Предназначен для учащихся 10-11 классов. На 34 учебных часа....