Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

Утверждена приказом директора школы

№ 110 от 03.09.2014

Рабочая программа элективного предмета

 «Учимся писать сочинение-рассуждение»

 в 9 «а,б» классах

                                                                  Составила Булыгина Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

п. Пречистое, 2014 – 2015  г.

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Данная рабочая программа разработана для обучения в 9 классе  МОУ Пречистенская СОШ   с учетом:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
  2. авторской программы  Долгинцевой  И.М.;
  3. требований к уровню подготовки выпускников;
  4. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы;  
  5. познавательных интересов учащихся.

Данная рабочая программа создана на основе авторского  курса  Долгинцевой  И.М, методиста отдела образования    управления по социально-культурному развитию администрации    Ивнянского района. - Ивня , 2009 г -22с.  Рецензент: Федорченко П.Ю., доцент кафедры филологического образования   Бел РИПКППС, к.ф.н.    Элективный курс «Создание сжатого изложения»  рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка  в предпрофильных классах   Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года.        

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Календарно-тематическое  планирование  курса

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2015. Знакомство с критериями оценки части 3 (сочинения типа 15.1, 15.2, 15.3)

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Структура сочинения на лингвистическую тему (15.1).  Работа с текстом

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему, использование клише, знакомство с образцами

3

Практическое занятие. Работа с текстом.  Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

4

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

5

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

6

Структура сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы (15.2).  Работа с текстом.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения, использование клише, знакомство с образцами. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении на понимание финальной фразы.

7

Практическое занятие. Работа с текстом.  Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Написание сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении.

8

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы

9

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы

10

Структура сочинения-рассуждения на понимание значения слова (15.3).  Работа с текстом.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения, использование клише, знакомство с образцами. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении на понимание финальной фразы.

11

Практическое занятие. Работа с текстом.  Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Написание сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении.

12

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание значения слова

13

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание значения слова

14

Практическое занятие. Работаем в позиции эксперта.

Проверка сочинений одноклассников по критериям

15

Практическое занятие. Зачётная работа.

 Написание сочинения-рассуждения по тексту.

16

Практическое занятие. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное сочинение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов   территориальных предметных комиссий  по проверке заданий с развернутым ответом. В начале и в конце курса рекомендуется провести  оценку уровня   развития  школьников.

В результате обучения написания творческой работы

 по данной программе ученик должен

Иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках.

Знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально-смысловые типы;

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка;

• основные нормы речевого этикета.

Уметь:

• различать стили речи;

• проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

• подбирать убедительные  доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, а также средства массовой информации, свободно  использовать ее в творческой работе;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Список использованной литературы:

  1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
  2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
  3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
  4. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
  5. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
  6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2013. Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2013
  7. Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2013
  9. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым  ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2013
  10. Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2013. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

С   вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/

Интернет-ресурсы

Для учителя

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml 

http://gvozdikova.ucoz.ru/ 

http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp

http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html 

http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76

http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/ 

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465

http://svetotatyana.narod.ru/p17aa1.html 

Для учеников

www.ege.edu.ru   - сайт информационной поддержки ЕГЭ

http://www.km-school.ru  – КМ-школа

www.rustest.ru   - Федеральный Центр тестирования

http://testonline.rustest.ru    - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)

http://abiturcenter.ru   - Online-тесты ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся выполнять тестовые задания» 9 класс

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...

Презентация элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение"

В этом учебном году представляла восьмиклассникам элективный курс "Учимся писать сочинение-рассуждение", который вела в 9 классе. Разработала данный курс Наумова И.Е., учитель МОУ «СОШ № 1 им. 39...

Презентация элективного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение».

Данный материал пригодиться учителям при презентации элективного курса. Папка содержит презентацию и методическую разработку....

Программа элективного курса "Обучение написанию сочинения-рассуждения"

  Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные выск...