Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинения". Предназначен для учащихся 10-11 классов. На 34 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. Культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Достоянием коммуникативной культуры личности являются умение выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства, создавать тексты с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов.
Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащихся, является одновременно и самым востребованным в современную эпоху. Успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. Отчет, справка, рекомендации, деловая записка, резюме – это тоже сочинение.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Курс по выбору предназначен для обучающихся 7 классов и рассчитан на 17 часов учебных занятий.
Цели курса:
- научить обучающихся создавать устное и письменное речевое высказывание в разных видах сочинений;
- развить творческих способностей учащихся.
Программа элективного курса - 34 часа и предназначена для обучающихся 11 класса
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | ||
план | факт | ||||
1 | Сочинение как текст | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
2 | Основные признаки текста | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
3 | Работа над текстом художественного произведения | 1 | Анализ текста | ||
4 | Подготовка к сочинению. Отбор материала | 1 | Беседа Анализ текста | ||
5 | Отбор материала | 1 | Практическая работа. Анализ текста | ||
6 | Работа над текстом художественного произведения | 1 | Практическая работа. | ||
7 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
8 | Составление таблиц терминов | 1 | Практическая работа. | ||
9 | Анализ формулировок тем сочинений | 1 | |||
10 | Анализ сочинений. Составление плана. | 1 | Анализ текста Составление простого и сложного планов | ||
11 | Своеобразие жанров сочинений | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
12 | Составление плана сочинения | 1 | Лекция с элементами беседы | ||
13 | Сочинение как текст | 1 | Запись лекции с элементами беседы | ||
14 | Основные признаки текста. Анализ сочинений | 1 | Лекция с элементами беседы, анализ текстов худ. произведений | ||
15 | Работа над текстом художественного произведения | 1 | Лекция с элементами беседы, анализ текстов худ. произведений | ||
16 | Публицистический стиль. Сочинение-рассуждение | 1 | Практическая работа | ||
17 | Тема текста. Формулировка основной проблемы исходного текста | 1 | Анализ текстов, определение структурных частей текстов | ||
18 | Комментарий основной проблемы текста | 1 | Работа с текстами | ||
19 | Самостоятельная работа с текстом | 1 | Написание сочинения | ||
20 | Роль вступления в сочинении-рассуждении. Использование цитат | 1 | Анализ текста, составление опорной схемы | ||
21 | Позиция автора и способы её выражения | 1 | Составление текста сочинения-рассуждения, редактирование текстов обучающихся | ||
22 | Индивидуальные средства выразительности | 1 | Анализ текстов | ||
23 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | 1 | Анализ текста разных авторов | ||
24 | Основные признаки художественной речи | 1 | Анализ сочинения в худ. стиле | ||
25 | Использование выразительных средств художественной речи. Стили речи | 1 | Анализ текстов | ||
26 | Способы выражения собственной позиции | 1 | Творческая работа | ||
27 | Способы аргументации. Аргументы из художественных произведений | 1 | Анализ сочинений | ||
28 | Способы аргументации. Аргументы из жизненного опыта | 1 | Написание творческих работ | ||
29 | Способы аргументации. Введение аргумента в текст | 1 | Написание творческих работ | ||
30 31 | Вывод. Редактирование текста. | 2 | Практическая работа. Редактирование текста. Корректура. | ||
32 | Способы введения в сочинение цитат, эпиграфов, прямой речи | 1 | Практическая работа | ||
33 | Использование средств художественной выразительности | 1 | Анализ текста. Анализ сочинений | ||
34 | Оценка сочинения. Рецензия | Практическая работа |
Содержание программы
Особенности речи (устной и письменной). Порядок работы над черновиком сочинения. Определение темы. Отбор материала. Определение главной мысли сочинения. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы.
Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление.
Сочинение-повествование. Повествование как изложение ряда событий. Основная форма сочинения повествования – рассказ. Композиция рассказа (завязка, кульминация, развязка). Виды рассказов (о случае из жизни автора; на основе услышанного; на основе фантастического вымысла; на основе данного сюжета; на основе сюжета картины; юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного; киносценарий на основе рассказа; сказка на основе рассказа; рассказ от лица животного; по данному началу).
Сочинение-описание как перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания. Пейзаж. Портрет. Структура описания (общее представление о предмете («данное»); описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»); отношение автора к описываемому). Виды сочинений-описаний (описание отдельных предметов; описание человека; описание животного; описание помещения; описание природы; описание одежды, костюма; описание действий; описание общего вида местности; описание книги; описание памятника; описание состояния окружающей среды; описание картины чего-либо по воображению и памяти). Изобразительно- выразительные средства сочинений-описаний.
Сочинений – рассуждение. Три части рассуждения: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод. Способы аргументирования. Виды сочинений рассуждений (рассуждение-ответ на вопрос; рассуждение на дискуссионную тему; рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия). Выразительные средства, используемые в сочинениях - рассуждениях.
Сочинения нетрадиционных жанров. Сочинение в жанре рекламы. Требования к рекламе. Сочинение в жанре дневниковых записей. Его особенности. Сочинение в жанре письма. Особенности эпистолярного жанра (наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность).
Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок.
Литература
для учителя
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
- Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.
- Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. – 351.
- Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.
для учащихся
Литература для учащихся:
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2010-2014.
2. Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013-2014.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005; Единый государственный экзамен, 2014:
3. Мамона Т. И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
4. Бисеров А. Ю. ЕГЭ - 2014. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2014.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
http://www. ege. edu. ru
http://rustest. ru
wwwfipi. ru
http://www. prosa. ru
http://www. pritchi. nm. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...

Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 7 классе "Учись писать грамотно"
Рабочая программа...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно» Общее количество часов за год - 33
Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся 9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассни...

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»
Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1» предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Ос...

Рабочая программа по элективного курса по русскому языку «Обучение сочинениям разных жанров»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 10-11 классовНеобходимость разработки рабочей программы заключается в том, что уч...
Программа элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение»
Программа элективного курса по русскому языку для 5-6 классов «Учимся писать сочинение» предлагает эффективные подходы к обучению написания сочинения школьниками; содержит упражнения...