Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия русской стилистики, даётся представление о стилях речи, излагаются особенности составления сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Стилистика русского языка" для 11 класса | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа № 4»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Элективный курс для 11 класса
Стилистика русского языка
(учебный курс по профильному обучению
для учащихся 11 классов, 34 часа)
Автор-составитель
Закирова Алсу Рафкатовна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Пояснительная записка
Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия русской стилистики, даётся представление о стилях речи, излагаются особенности составления сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Цели курса: углубить знания в области русской стилистики; развивать практические навыки устной и письменной речи (научить старшеклассников правильно выражать свои мысли, эффективно использовать словарный запас языка, достигать выразительности и благозвучия речи, употреблять разнообразные грамматические формы и гибкие синтаксические конструкции); подготовить к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Задачи данного курса:
- раскрыть стилистические ресурсы русского языка, особенности разных стилей речи;
- формировать практические умения речеведческого анализа текста;
- формировать коммуникативную компетентность: умение воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в тексте, умение использовать в речи вариативные грамматические конструкции и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства, умение оформлять высказывание в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- разъяснить особенности выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, связанные с анализом текста, обучить созданию сочинения-рассуждения (задание С1 на ЕГЭ).
Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний. Теоретические знания закрепляются при разборе конкретных речевых ситуаций. Большое значение имеют практические задания, тестовые задания.
Учебно-тематический план предусматривает проведение итогового занятия, что позволит оценить степень усвоения учебного материала учащимися и актуальность тематики курса.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т. е. преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково-исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, умение организовывать коллективную и групповую работу, участие в дискуссиях, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов.
Требования к уровню знаний учащихся:
- учащиеся должны знать:
- признаки текста, понимать, что текст – сложная и стройная система;
- лексические, морфологические, синтаксические и фонетические средства художественной выразительности;
- типы речи, их особенности;
- функциональные стили современного русского литературного языка, сферы функционирования, их цели и языковые возможности;
- структурные особенности сочинений разных жанров, особенности создания сочинения на ЕГЭ (задание С1);
- учащиеся должны уметь:
- анализировать тексты разных стилей и жанров;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- выполнять элементарные исследовательские работы;
- выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
- создавать развёрнутые монологические высказывания на филологические темы;
- создавать работы реферативного характера.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о языке. На их основе формируется осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации; в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности.
Таким образом, результатом изучения курса «Стилистик русского языка» должно стать постижение важности грамотной речи как составной части жизни современного общества.
№ п/п | Тема | Количес-тво часов | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия | Дата |
1 | Введение | 1 | 1 | - | |
2 | Тема текста и главная мысль | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Ключевые слова | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Стилистическая окраска слов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Номинативное и символическое значение слова | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Тропы. Эпитет и сравнение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Тропы. Метафора и олицетворение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Тропы. Метонимия и синекдоха | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Тропы. Перифраз | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Тропы. Гипербола и литота | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Синтаксические средства художественной выразительности. Синтаксическая структура предложений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Знаки препинания как средство художественной выразительности | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Фигуры речи. Риторические фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Фигуры речи. Повтор | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Фигуры речи. Параллелизм. Синтаксический параллелизм | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Фигуры речи. Многосоюзие и бессоюзие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Фигуры речи. Эллипсис | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Фигуры речи. Парцелляция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Фигуры речи. Инверсия | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Фигуры речи. Антитеза | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Фигуры речи. Оксюморон | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Фонетические средства выразительности | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Типы речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Особенности публицистического стиля речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Особенности художественного стиля речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Особенности научного стиля речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Особенности официально-делового стиля речи | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 30 31 32 33 | Создание сочинения-рассуждения | 5 | - | 5 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
Итого: | 34 | 14,5 | 19,5 |
Учебно-тематический план
Содержание курса
Глава 1. Введение.
Значение стилистики как раздела науки о языке. Культура устного и письменного общения в современном обществе. Ознакомление учащихся с содержанием, целями и задачами курса.
Глава 2. Тема текста и главная мысль.
Признаки текста: связность, законченность, смысловое единство, информативность. Тематическое единство текста. Микротемы. Связь между темой и главной мыслью.
Глава 3. Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Тропы.
Ключевые слова. Стилистическая окраска слов. Номинативное и символическое значение слова. Тропы и употребление их в различных стилях речи: эпитет и сравнение, метафора и олицетворение, метонимия и синекдоха, перифраз, гипербола и литота. Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности
Глава 4. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи.
Особенности синтаксической структуры предложений, их состава. Знаки препинания как средство художественной выразительности. Фигуры речи: риторические фигуры, повтор, параллелизм, синтаксический параллелизм, многосоюзие и бессоюзие, эллипсис, парцелляция, инверсия, антитеза, оксюморон
Глава 5. Фонетические средства выразительности.
Аллитерация и ассонанс как средства выразительности русской речи.
Глава 6. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Структурные особенности типов речи.
Глава 7. Особенности различных функциональных стилей речи.
Литературный язык и его особенности. Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка. Сферы функционирования публицистического, художественного научного, официально-делового стилей, их цели и языковые возможности.
Глава 8. Создание сочинения-рассуждения.
Сочинения разных жанров: рецензия, отзыв, эссе. Особенности создания сочинения на ЕГЭ (задание С1), его структурные особенности.
Оценка знаний, умений, навыков
Возможны различные подходы к выбору форм контроля. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок о проведением итоговой аттестации в форме тестирования в конце курса. Возможна и рейтинговая система, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыком осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во и неурочное время.
Примерные практические работы
- составление тезисного плана лекции учителя;
- составление схемы /обобщающей таблицы/ опорного конспекта по заданной теме или по материалам лекции учителя;
- обсуждение в группе и составление плана работы с предложенным текстом;
- составление тематического словаря — тезауруса;
- подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;
- написание разножанровых творческих работ;
- рецензирование устных и письменных работ одноклассников;
- написание и защита рефератов;
- самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно-популярной литературой;
- составление библиографических списков, работа с каталогами.
Литература
Для учителя
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя. –М., 1983.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического анализа. – М., 1981.
- Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997.
- Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1997.
- Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5-9 классы: книга для учителя. Из опыта работы. – М., 1995.
Для учащихся
- Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. Учебное пособие. – Казань: Магариф, 2009.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов. Общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2005.
- Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: пособие для учащихся. – Москва: Просвещение, 2009.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. / Научный редактор В.В.Бабайцева. - М.: Просвещение, 1995.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва, 2004.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2016. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
Контролирующий материал
- Задания и упражнения для работы с текстом (приложение 1).
- Тестирование (приложение 2).
- Контрольная работа «Изобразительно-выразительные средства языка» (приложение 3).
- Защита рефератов.
Темы рефератов
- Изобразительно-выразительные средства в конкретном произведении русской литературы (по выбору ученика)
- Особенности стиля конкретного писателя или поэта (по выбору ученика)
- Описание местной достопримечательности
- Анализ прозаического произведения
- Анализ лирического произведения
- Жанры и сфера употребления публицистического стиля
- Рассуждение на нравственную тему, сформулированную самим учеником
Приложение 1
Задания и упражнения для работы с текстом
- Прочитайте текст.
(1) Для вас все вороны, конечно, одинаковы, вы из них ни за что не отличите даже самца от самки, они же отлично знают вас, и всю вашу родню, и всех ваших гостей; и когда приходит к вам в дом кто-нибудь такой, кого они никогда не видали, они начинают встревоженно каркать. (2) Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, потому что по долгому опыту жизни знают, что всякий новый человек - это какое-нибудь беспокойство.
(3) Они считают, что когда выплескивают с вашей кухни помои, то это для них; и за то это, что они ведь ваши вороны, вашего двора, вашего и еще двух-трех поблизости, но не дальше трех: там уже начинаются свои вороны, а еще дальше - свои. (4) У них строго разграничены все дома в населенном месте: эти - наши, а вот эти - ваши, другие вороны. (5) И что бы там ни говорили, а когда с конька вашей крыши они кидаются на ястреба, который вьется над вашими курами, они ведут себя как дворовые собаки; и когда ястреба прогонят, они прилетают снова на крышу и каркают по-особенному, пригибая и выставляя голову и распушив хвост. (6) Приблизительно карканье значит: «Вы видели, конечно, летал ястреб, он мог задрать самую лучшую из ваших кур, но мы-ы...» (7) Каркают этак они в смутной надежде, что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба.
(8) В старину, когда люди были ближе к природе и непосредственней, ворон называли вещуньями, но теперь вороны потеряли способность вещать. (9) Сейчас вороны бывают сыты, от сытости очень чувствительны, от чувствительности - неловки, и чаще случается, что то или это они проворонят. (10) Если они кое-что из своих знаний и потеряли, все-таки они остаются сметливы, себе на уме, осторожны и домовиты.
(С. Сергеев-Ценский)
Теперь по клише напишите рецензию. Обратите внимание на построение высказывания, на способы выполнения основных действий.
1. Обозначим тему. Обратите внимание на прием «маска».
О чем __________________ в этом тексте? (Маска неискушенного читателя.) Неискушенный читатель, (в-1; невнимательно, быстро, бегло, лениво) скользнув глазами по первым строчкам, вероятно, решит, что Сергеев-Ценский написал (в-1; научную монографию, газетную статью, занимательный рассказ, научно-популярный очерк) о жизни и повадках _____________________ для какого-нибудь журнала вроде «Юного натуралиста». Но если (в-1; внимательно, вдумчиво, сосредоточенно, не торопясь _____________________ текст, то станет понятно: автор пишет не о____________________, он пишет о нас, людях.
2. Анализ композиции и лексико-морфологической выразительности.
«___________________...» - так начинается рассказ. Уже в ______________________ предложении четко (в-1; выражен, назван, представлен, обозначен) главный композиционный прием -(в-1; оппозиция, антитеза, аллегория, противопоставление) яркого, удивительного мира и тех, кому этот мир кажется одинаковым, ________________________, однотонным. Эта (название выбранного Вами композиционного приема из предыдущего набора ___________________постепенно развивается, наполняется (в-1; символическим, обобщающим, новым, более широким) смыслом. «Вы» - это те, кто ничего не замечает, ничего не______________, ничего не __________________, а (личное местоимение 3 лица) «________» - все замечают, все ______________, все _______________. Не случайно автор вместо слова «_______» часто использует (в-1; имя существительное, личное местоимение) «они». Кто они? Птицы? Только ли? Это местоимение обозначает ту живую вселенную вокруг нас, которая беспрестанно тревожится, ищет нашего внимания, незаметно помогает нам. Вот почему автор, описывая ворон, так часто использует глаголы: «___________________», «____________________», «___________________».
Вокруг нас - беспокойный, полный напряженной борьбы мир, и (название части речи) ___________________________ активного действия передают его (в-1; неподвижность, безмятежный покой, изменчивость, динамику).
3. Определение авторской позиции.
Автор не поучает своих читателей, не осуждает нашей глухоты. Он только стремится быть услышанным и понятым нами. С этой целью автор использует (в-1; диалектные слова; общеупотребительные слова), лексические повторы (подтвердите примерами ________________, _____________________), синтаксический параллелизм (когда ..., когда ...), (в-1; анафоры, инверсии) (они вас хотят предупредить), разговорные конструкции («И что бы там ни говорили...», «_________________________...»), которые позволяют создать особую интонацию - доверительного, непосредственного, живого диалога. Автор выступает как бы от имени вороньего племени, eму ведомы их тайные устремления, он даже использует (в-1; косвенную, прямую) речь для передачи их мыслей и добивается главного: мы начинаем слышать и ________________________ окружающую нас жизнь. Птицы из однотонного фона наше__ (в-1; реальности, действительности, обыденности, повседневности) _____________________в живых существ, которые, оказывается, могут иметь живые чувства.
4. Финальная часть текста - итоговый момент в развитии авторской мысли.
Антитеза птиц и людей к концу текста (в-1; усиливается, ослабевает). В голосе автора начинает звучать надежда: может, вы их увидите, услышите и кинете им за службу «____________ кусок хлеба». Последний абзац становится заключительным аккордом авторской мысли. Раньше люди, птицы, звери представляли собою единый организм, и вот тогда вороны были ____________. Сейчас все _________________________: люди (в-1; обрели, утратили) живую связь с природой, вороны могут что-то и _________________________. Шутка, основанная на использовании каламбура, выдает (в-1; едкую насмешку; грустную иронию; злую сатиру; добрую авторскую улыбку): ротозея, нерасторопного человека до сих пор называют (в-1; ослом, щеглом, оленем, вороной). Вот видите, как будто хочет сказать нам __________________, как все мы похожи, как прочно _________________________ все живое, как ярок и (в-1; красочен, неистов, разнообразен, многоцветен) мир, который мы часто не замечаем!
(393 слова)
Сократите это высказывание до 150 слов. Примеры использования приемов опускать нельзя!
____________________
- Прочитайте текст и выполните задания
(1) Олег Меньшиков - первый русский актер, удостоенный премии имени Лоуренса Оливье. (2) Эта премия была вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала», где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. (3) Эта престижная ежегодная премия - нечто вроде американского Оскара у кинематографистов. (4) Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме Генриха V и диплом в рамке под стеклом. (5) Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег, тем более для актера, получившего эту награду впервые.
(Из газеты)
1. Кто удостаивается премии имени Лоуренса Оливье?
а) танцовщики; б) театральные актеры; в) оперные певцы; г) кинематографисты.
2. К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к официально-деловому.
3. Каков тип речи текста?
а) описание с элементами рассуждения; б) рассуждение; в) повествование; г) описание.
4. С помощью каких языковых средств связаны 1 -е и 2-е предложения?
а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) указательное местоимение и лексический повтор.
5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?
а) вводные слова; б) метафора; в) эпитет; г) разговорные выражения.
___________________
- Прочитайте текст и выполните задания
(I) В организме человека насчитывается около 200 типов различных клеток. (2) С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. (3) Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. (4) Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, предварительно обработав специальными растворами, которые, сохраняя структуру клетки, делают ее проницаемой для красителя. (5) Клетки можно рассматривать и живыми. (6) Для этого на микроскоп монтируют специальное устройство, которое особым образом преобразует видимый свет. 7) Тогда многие детали живой клетки видны более отчетливо.
(Из энциклопедии)
1. Какое суждение противоречит содержанию текста?
а) Микроскопия - ведущий метод изучения клетки.
б) Большинство компонентов клеток непрозрачны.
в) Клетки можно рассматривать живыми.
г) Человеческий организм представляет собой сочетание клеток различного типа.
2. Какова цель автора этого текста?
а) Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для ученого-биолога.
б) Выразить личное отношение к описываемым фактам.
в) Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения клетки.
г) Доступно изложить научные факты.
3. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
а) Текст рассчитан на широкий круг читателей.
б) Научная информация в тексте упрощена.
в) Незначительное количество терминов.
г) Лексика текста может быть понятна только специалисту.
4. С помощью каких языковых средств связаны 1 -е и 2-е предложения?
а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) антоним.
5. Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неверна?
а) Все слова в тексте употреблены в прямом значении.
б) В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенаучные и термины.
в) В тексте мало прилагательных, все они имеют точное значение.
г) Тексту свойственна нечастая повторяемость ключевых слов.
____________________
- Прочитайте текст и выполните задания
(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
(А. Гербер)
1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
а) Не место красит человека, а человек место.
б) Мал золотник, да дорог.
в) Не все золото, что блестит.
г) Муравей невелик, а горы сворачивает.
2. К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к официально-деловому.
3. Каков тип речи текста?
а) описание с элементами рассуждения; б) рассуждение; в) повествование с элементами описания; г) описание.
4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?
а) союз; б) синонимы; в) личное местоимение и лексический повтор; г) союз и частица.
5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?
а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;
б) метафора, антонимы, синонимы;
в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;
г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.
____________________
- Прочитайте текст и выполните задания
(1) Звезды еще только начали выцветать... (2) Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3) Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4) За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (5) Тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов... (6) Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7) Запыхавшийся пес улегся в его ногах.
(По В. Набокову)
1. В каком значении в тексте употреблено слово яркий (воздух)?
а) сияющий всеми красками, красочный;
б) солнечный, так как поднялось солнце;
в) резкий по чистоте и свежести;
г) теплый.
2. К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому; б) к научному; в) к разговорному; г) к художественному.
3. Каков тип речи текста?
а) описание; б) рассуждение; в) повествование; г) повествование с элементами описания.
4. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?
а) указательное местоимение; б) лексический повтор; в) синоним; г) указательное местоимение и лексический повтор.
5. Какое из языковых средств выразительности используется в 1, 3, 4-м предложениях этого текста?
а) антитеза; б) метафора; в) эпитет; г) олицетворение.
____________________
- Текст для сочинения
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. (По Д. Лихачеву)
Основные проблемы: 1) проблема выбора жизненной цели (как правильно выбрать цель своей жизни);
2) проблема подлинных и мнимых жизненных ценностей (в чем заключаются подлинные жизненные ценности).
Позиции автора: 1) главная цель человеческой жизни — делать людям добро, приносить счастье;
2) подлинные жизненные ценности заключаются не в личном материальном благополучии, а в доброте к людям, любви ко всему живому на земле.
____________________
Приложение 2
Тесты
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Наедине с толпой
(1)Человек в условиях многолюдства - вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.
(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.
(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2003 в большом городе.
(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя - дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно - так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21)0 том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...
(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни - это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По 3. Паперному)
1. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания?
1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.
2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».
3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.
4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; повествование;
2) художественный стиль; повествование;
3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство;
4) публицистический стиль; есть все типы речи.
3. В каком значении в тексте используется слово «толпа»?
1) скопление народа по поводу какого-либо события;
2) люди из народа, простолюдины;
3) много людей;
4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом.
____________________
Прочитайте текст и выполните задания 1—12.
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
(5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. (6)Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. (7)Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
(8)Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. (9)Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. (10)Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало.
(12)Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (13)От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.
( По И. Гончарову)
1. Какую задачу автор романа ставит перед собой в этом фрагменте?
- Описать типичный городской быт того времени.
- Показать характер человека через окружающую его обстановку.
- Высмеять людей, которые не обладают хорошим вкусом.
- Объяснить причины лени и пассивности Обломова.
2. Выберите верное утверждение.
1) Комната Ильи Ильича была убрана с утончённым вкусом.
2) Убранство комнат заботило только Захара — слугу Обломова.
- Разнообразные хлопоты не давали Обломову возможности заняться домашними делами.
- Комнаты Обломова были обставлены довольно богато.
3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 5—11?
- повествование
- описание и повествование
- описание и рассуждение
- рассуждение-размышление
4. Какие из языковых средств выразительности не встречаются в этом фрагменте?
- риторические восклицания
- сравнительные обороты
- эпитеты
- ряды однородных членов
5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью наречия?
1)6 3)8
2)2 4)13
6. Из предложений 9—11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
7. Назовите вид связи, который использован в словосочетании ОСЕЛ ВНИЗ (предложение 11).
8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово РАССЕЯННО (предложение 12).
9. Из предложения 9 выпишите частицу.
10. Среди предложений 1—4 найдите такое, в котором имеется вводное (или вставное) предложение. Укажите номер этого предложения.
11. Среди предложений 5—7 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.
12. Укажите номер сложного предложения с сочинительной и подчинительной связью.
____________________
Текст 1
(1)В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Когда бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие ее образцы прошлого и настоящего становились хлебом насущным, - что могло бы быть полезней столь широкого ее распространения?! (3)Ибо тогда широта способствовала бы и глубине. (4)06 этом мечтали и мечтают все творцы прекрасного - чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)Однако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет. (6)Условия культуры — эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась способной принимать добро и красоту. (7)Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмется за эту работу.
(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (10)Оно и было революционным - вызывающим, чужеродным и агрессивным, не желающим делить власть с плодами той земли, на которой утвердилось, и не стесняющимся в борьбе с ними применять динамит в прямом и переносном смыслах. (11)Пользуясь революционными лозунгами, оно диктовало условия, какие хотело, свергало и насаждало, кого хотело, и хотя в условиях того времени даже и это не могло казаться естественным, но в общей раскаленной обстановке, когда все вокруг с ног становилось на голову, когда революционному классу внушалось, что даже и хлеб он может получать из революционного духа, переворот в искусстве, пожалуй, мало кого удивил. (12)Однако при всем при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13)В деревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слишком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового давления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (1б)Вспомним, что еще совсем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17)А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляющей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда все, что насильно прививалось в 20-е, привилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путем заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочинялась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония вырядилась в шутовской наряд. (20)Ни Чайковский, ни Глинка, ни Свиридов не отменяются, только пусть их мелодии на основе свободного выбора посоревнуются с ритмами рокеров. (21)Каждому свое. (22)Насильно, как известно, мил не будешь.
(По В. Распутину)
В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Острый публицистический пафос рассуждений В. Распутина о нашей культуре создается многими средствами выразительности, к которым, прежде всего, относятся ______(«эстетическое просвещение», «революционный класс», «художественный вкус», «средства массового давления», «показательно-воспитательная обработка» и др.), (предложение 18), ______(в предложении 2 и особенно — два последних предложения текста, которые образно выражают позицию автоpa). Острота полемики о том, какой должна быть массовая культура, подчеркивается и синтаксическими средствами, среди которых ______(предложение 3)».
Список терминов:
1) фразеологические обороты | 6) парцелляция |
2) книжная лексика | 7) синтаксический параллелизм |
3) риторическое восклицание | 8) разговорная лексика |
4) сравнительные обороты | 9) публицистическая лексика |
5) инверсия |
Текст 2
ВКУС ТАЛОГО СНЕГА
(1)Лет уже тому... много лет, кажется, век назад, сидел я на склоне Урала, на старых вырубках с ружьем среди пеньев и кореньев, слушал и не мог наслушаться весеннего разгульного хора птиц, от которого качалось небо. (2)3емля и все на ней замерли, не шевелились, веточкой единой не качали, дивясь тому чуду, тому празднику, которому сама же она и была творцом.
(З)Утро пролетело, туманы осели, солнце поднялось высоко, но птицы всё не унимались, и меж пеньев, кореньев и кустов всё шипели, всё уркали и воинственно подпрыгивали распетушившиеся косачи.
(4)Поднявшись из засидки, я тут же подрубленно осел - занемели ноги. (5)Много я часов просидел, от темнозори до солнца, и не заметил времени. (6) И только сделал я шаг, из-под ног моих, затрещав крыльями, черной бомбой катнулся косач, ткнулся в одинокую березу и вытаращился на меня.
(7)Я выстрелил. (8)Косач, ударяясь о ветви, клубя перо, покатился вниз, захлопался под березой, и только протянул я руку, чтобы взять птицу, как услышал над головой мелкую сыпь и щелчки дождя. (9)Я поднял голову—небо было чисто, солнечно, однако в лицо мне, сгущаясь, падали и падали капли. (10)Облизнувшись, я почувствовал вкус талого снега, слабенькую, нежную сладь на губах и понял — это сок, березовый сок.
(11)Падая вниз, косач выбил из пазухи березы, оторвал от ствола ветку, да и дробью пробило белую кору, и дерево тут же заплакало, зачастило слезами, будто нутром и кожей предчувствовало, что следующей весной с самолетом обсыплют порошком эти бесконечные вырубки, эту землю, на которой природе почти удалось залечить раны и нарожать зверюшек, птиц и разной живности.
(12)Сам охотник будет идти в полуубитых молодых зарослях по щиколотки в пере и плакать, слыша, как хрустят под сапогами хрупкие косточки, и со смятением в сердце думать о будущем. (13)Брызнет ли березовый сок в лицо детишкам нашим и внукам? (14) Почувствуют ли они пенную сладость талого чистого снега на губах? (15)Услышат ли пенье птиц, да такое, что от него даже качается небо и забывается хмельная земля, ошалелая от вешнего удальства и разгула?..
(По В. Астафьеву)
В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Раздумья известного русского писателя В. П. Астафьева об ответственности человека перед природой полны глубокого лиризма и скрытой поэзии. Автор широко использует приём ______, придающий фразе особую выразительность (например, предложения 1,5,6). Втексте множество ______(«разгульного хора птиц», «воинственно подпрыгивали», «слабенькая», «нежная сладь»), ______(«дерево заплакало», природе удалось «залечить раны» и «нарожать зверюшек»), есть ______ («на склоне Урала») и других образных средств».
Список терминов:
1) сравнительный оборот | 6) антитеза |
2) инверсия | 7) анафора |
3) олицетворение | 8) эпитет |
4) риторический вопрос | 9) синекдоха |
5) метафора |
____________________
Прочитайте текст и выполните задания 1—11.
(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
— (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
— (29)Потёрпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!
(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (33)Никитин, на приём!
(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
— (36)Никитин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
— (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком.
(41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
— (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди.
(По К.Акулинину)
1. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста?
- Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.
- Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным.
- Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.
- Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность.
2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 24-44?
- рассуждение
- описание
- повествование и описание
- повествование и рассуждение
3. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1)10 2)14 3)16 4)4
4. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (предложение 7).
5. Из предложения 16 выпишите все предлоги.
6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).
7. Среди предложений 14—24 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 21—31 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 17—35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.
10. Среди предложений 24—28 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1—10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина. _____ («лампочка... разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), _____ («женщины,... старики, старшеклассницы»), _____ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности не случайны в тексте, как не случайны и _____ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога».
Список терминов:
- антитеза
- фразеологизм
- разговорные синтаксические конструкции
- эпитеты
- диалектизмы
- гипербола
- градация
- ряд однородных членов
- метафора
Приложение 3
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
Вариант I.
I. Соотнесите тропы и их определения.
1) Метафора | а) перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2) Метонимия | б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета |
3) Парафраз (парафраза) | в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений |
4) Ирония | г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5) Литота | д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки |
II. Назовите троп, который использован
1) в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты...
(Жуковский);
2) в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии... (Гоголь);
3) в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
(Некрасов);
4) в монологе Фамусова:
Не то на серебре — на золоте едал.
(Грибоедов);
5) в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь).
Варианты ответов:
а) ирония;
б) олицетворение;
в) синекдоха;
г) метонимия;
д) гипербола.
III. Определите вид эпитета:
а) постоянный;
б) изобразительный;
в) эмоциональный;
г) метафорический.
1) Ночевала тучка золотая... (Лермонтов).
2) Вот идет он к синему морю... (Пушкин).
3) Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
(Лермонтов).
4) Роняет лес багряный свой убор... (Пушкин.)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) Эпифора | а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) Антитеза | б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) Эллипсис | в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) |
4) Градация | г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5) Параллелизм | д) усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
V. Назовите синтаксический прием, который
1) подчеркивает авторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
(Пушкин);
2) использован для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край.
(Фет);
3) придает яркость описанию природы:
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков);
4) использован для усиления выразительности речи в строке:
Где стол был яств, там гроб стоит.
(Державин);
5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:
Нет; я хотел... быть может, вы... я думал,
Что уж барону время умереть.
(Пушкин).
Варианты ответов:
а) анафора;
б) антитеза;
в) умолчание;
г) инверсия;
д) градация.
VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(Пушкин).
Ответы:
I. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.
II. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.
III. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.
IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5) г.
V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5) в.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
Вариант II.
I. Соотнесите тропы и их определения.
1) Синекдоха | а) уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака |
2) Аллегория | б) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними |
3) Сравнение | в) иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа |
4) Гипербола | г) приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ |
5) Олицетворение | д) непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления |
II. Назовите троп, который использован
1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
(Есенин);
2) в прозаической строке:
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов);
3) для передачи лирического переживания в строчках:
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
(Исаковский);
4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
(Маяковский);
5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке:
Стекло стрекоз сновало по щекам.
(Пастернак).
Варианты ответов:
а) синекдоха;
б) метафора;
в) метонимия;
г) развернутая метафора;
д) сравнение.
III. Закончите фразу:
«Сравнение как троп трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1) предмет сравнения;
2) образ сравнения;
3) ……….»
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) Анафора | а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ |
2) Оксюморон | б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок |
3) Инверсия | в) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4) Парцелляция | г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое |
5) Риторический вопрос | д) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
V. Назовите синтаксический прием, который
1) использован для усиления смыслового оттенка высказывания:
Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький);
2) использован для изображения лирических переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(Блок);
3) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи:
Офицер — из пистолета,
Тёркин — в мягкое штыком...
(Твардовский);
4) использован для усиления выразительности речи:
Мы любим все — и жар холодных числ...
(Блок);
5) подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(Берггольц).
Варианты ответов:
а) оксюморон;
6) парцелляция;
в) эпифора;
г) градация;
д) эллипсис.
VI. Назовите художественные средства (тропы и стилистические фигуры), использованные в строках стихотворения:
У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звенят.
(Цветаева.)
Ответы:
I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.
II. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б.
III. Признак сходства.
IV. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.
V. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5) г.
VI. Анафора, метафора, параллелизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"
Элективный курс для предпрофильного обучения....
Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»
Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 ....
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка»для 11 класса...