Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 69.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию »
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение для учителей и учащихся.
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему кА явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использование лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить компомиссы.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика программы
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для владения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторим изученное в 6 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из классической литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д., что способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Особое значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» - предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 7 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
Формы контроля: входной в начале и конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Литературная норма, ее изменчивость.
Повторение изученного в 5 - 6 классах
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.. признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным, наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –ВШ- и –Ш-. Словообразование страдательных причастий настоящего времени. Правописание классных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных перед Н и НН. Правописание Н и НН в причастиях и омонимичных прилагательных. Правописание НЕ с причастиями.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастию, отличать причастия от прилагательных;
строить предложения с причастным оборотом;
определять глагольные признаки у причастия и признаки прилагательного;
опознавать орфограммы в причастии, применять соответствующие правила, грамотно писать причастия.
Деепричастие.
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Правописание гласных перед суффиксом –В-. Деепричастный оборот, ыделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию и отличать их от наречий;
строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами в соответствии с грамматическими нормами русского языка;
образовывать деепричастия от глаголов, соотнося видовую характеристику;
соблюдать орфографические нормы при написании деепричастий;
выделять на письме деепричастный оборот запятыми.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Неморфемные способы образования.
Умения и навыки:
определять неморфемные способы образование;
находить в тексте слова,образованные таким способом, определять их принадлежность к той или иной части речи;
различать омонимичные части речи.
Служебные части речи.
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог.
Понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождении: производные и непроизводные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква Е на конце производных предлогов.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова предлогам;
различать производные предлоги и самостоятельные части речи;
грамотно употреблять производные и непроизводные предлоги, учитывая их сочетаемость с определенными падежами;
правильно употреблять предлоги для связи слов;
писать предлоги в соответствии с орфографическими нормами языка.
Союз.
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предожениях. Разряды подчинительных союзов по значению. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов ЧТОБЫ, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к союзу;
использовать союзы для связи предложений в тексте, частей сложного предложения, однородных членов;
различать сочинительные и подчинительные союзы, определять, к какой группе по значению они относятся;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;
различать союзы и местоимения с частицами, грамотно писать союзы.
Частица.
Понятие о частицах Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение). Различение частиц НЕ и НИ. Дефисное написание некоторых частиц.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к частицам;
употреблять частицы в устной и письменной речи с учетом их значения;
определять разряд частиц по значению и их роль в предложении;
правильно писать частицы.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Неморфемные способы словообразования. Различение служебных и самостоятельных частей речи.
Умения и навыки:
Различать служебные и самостоятельные части речи;
Грамотно писать служебные части речи, образованные путем перехода из самостоятельной части речи в служебные.
Междометие.
Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Слова речевого этикета. Слова ДА и НЕТ. Знаки препинания при междометии.
Умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к междометиям;
определять роль междометия в предложении;
употреблять в речи междометия, этикетные слова, звукоподражательные слова и правильно писать их.
Повторение изученного в 7 классе.
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте.
Характеристика публицистического стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, состояния человека.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Научное рассуждение.
Изложение текста с творческим заданием.
Умения:
анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текст-описание по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за 7 класс
І. В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- самостоятельные и служебные части речи и их признаки;
- особые формы глагола (причастие и деепричастие) и их признаки
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
Пять функциональных стилей речи.
уметь:
- опознавать изученные части речи, аргументировано доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;
-употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;
-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
-анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;
-создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.
Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
ІІ. К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– выполнять морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи и особых форм глагола;
– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Учебное и учебно-методическое обеспечение
обучения русскому языку
Для учащихся:
1. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
- Русский язык: Практика. 7 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2010
- Русская речь. Развитие речи. 7класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
- Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 6 класс. -М.: Дрофа, 2005
- Л.Д.Чеснокова. На берегах Лингвинии. - М.: Просвещение, 1996.
Для учителя:
- Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
- Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 7 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи.. -М.: Дрофа, 2004
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 7 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение.7 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005
- Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Творческий центр, 2007
- Пименова С.Н. Русский язык. 7 класс: учебно-методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2010 г.
- Крамаренко Н.О. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2007.
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Приложение 2. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название | Количество часов | Вид занятия | Примечания | |
план 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
| Теор | Прак
| |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. | I ч е т в е р т ь (36 ч.) Вводный урок. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VI КЛАССАХ Части речи. Морфемный состав частей речи. Словосочетание и предложение. Роль второстепенных членов предложения. Орфограммы существительных и глаголов. Орфограммы прилагательных и наречий. Слитное, раздельное и дефисное написания слов. Контрольное диктант по теме «Повторение». Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение». ☼Рр Контрольное сочинение на свободную тему. Г Р А М М А Т И К А М о р ф о л о г и я Причастие (34+8) Понятие о причастии. Сфера его употребления в речи. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам. Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным, наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время. Действительные и страдательные причастия. Семантика действительных и страдательных причастий. ☼Рр Что такое текст. ☼Рр Сочинение по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Понятие о причастном обороте. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Причастный оборот. Нормы согласования определений-причастий с определяемым словом. Причастный оборот. Понятие о синтаксической синонимии. Нормы употребления причастного оборота в устной и письменной речи. ☼Рр Описание общего вида местности. Композиция описания. Понятие о перспективе. Правописание не с причастиями. Правописание не с причастиями. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в действительных причастиях настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. ☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Гласные в причастиях перед нн и н. Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольное тестирование по теме «Полные причастия». ♦ Контрольный диктант по теме «Полные причастия». II ч е т в е р т ь (29) ☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению по пейзажной картине. ☼Рр Описание действий. Подготовка к домашнему сочинению – описанию действий. Краткие причастия. Не с краткими причастиями. Закрепление навыков образования и правописания кратких причастий. Употребление полных и кратких причастий в устной и письменной речи. ☼Рр Описание действий. Композиция текста-описания спортивных действий. Правописание нн в причастиях. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Повторение изученного в разделе «Причастие». Повторение орфограмм причастий. Повторение норм употребления в речи причастных форм и конструкций с причастиями. ☼Рр Контрольное изложение по теме «Причастие». Контрольное тестирование по теме «Причастие». Переход причастий в другие части речи. Деепричастие (10+4) Понятие о деепричастии. Нормы употребления деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Нормы использования деепричастных форм и конструкций с деепричастиями. ☼Рр Рассказ на основе услышанного. ☼Рр Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Гласная перед суффиксом деепричастия. Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастия. Контрольное тестирование по теме «Деепричастие». ☼Рр Проверочная работа – изложение по теме «Деепричастие». ☼Рр Написание изложения по теме «Деепричастие». III ч е т в е р т ь (40) Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим пунктуацию. ☼Рр Как создать киносценарий в разных формах? Служебные части речи Понятие о служебных частях речи. Предлог (10+4) Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Совершенствование правописания предлогов. ☼Рр Сочетание разных типов речи в одном тексте. ☼Рр Отзыв о художественной книге. Повторение изученного в разделе «Предлог». Нормированное употребление предлогов. ♦ Контрольная работа по теме «Предлог». Анализ контрольной работы. ☼Рр Изобразительно-выразительная роль предлогов в тексте. ☼Рр Отзыв о научно-популярной книге. Союз (10+2) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Сочинительные союзы, их группы по значению. Одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Подчинительные союзы, употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению. Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого (что), потому (что). ☼Рр Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз. Повторение изученного в разделе «Союз». Нормы употребления союзов. ♦ Контрольное изложение по теме «Союз». ♦ Анализ контрольного изложения. ☼Рр Характеристика литературного героя. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим пунктуацию. ◄Повторим пунктуацию. Частица (17+3) Понятие о частице как служебной части речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие частицы. Правописание частиц –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки. Значения частиц. ☼Рр Публицистический стиль речи. Основные значения частиц не и ни. Гласные е – и в частицах. IV ч е т в е р т ь (31) Правописание не и ни. Проверочная тестовая работа по правописанию НЕ с различными частями речи. ♦ Диктант по теме «Правописание НЕ с различными частями речи». Анализ диктанта. ☼Рр Интервью – жанр публицистики. Правописание не и ни. Правописание не и ни. Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с существительными, прилагательными и глаголами. Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с причастиями, прилагательными и словами состояния. Слитное и раздельное написание частиц не и ни с местоимениями. ☼Рр Повторение. Морфологические средства сравнения. Правописание частиц не и ни. Повторение изученного в разделе «Частица». ♦ Проверочная работа по морфологии. Анализ работы по морфологии. Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. Междометие (3+1) Понятие о междометии и звукоподражательных словах. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях. ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ В V - VII КЛАССАХ (11+1) ◄Повторение ◄Повторение ◄Повторение Итоговый тест Анализ теста
|
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название | Количество часов | дата | Примечания | |
план 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
| план | факт
| |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. | I ч е т в е р т ь (36 ч.) Вводный урок. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VI КЛАССАХ Части речи. Морфемный состав частей речи. Словосочетание и предложение. Роль второстепенных членов предложения. Орфограммы существительных и глаголов. Орфограммы прилагательных и наречий. Слитное, раздельное и дефисное написания слов. Контрольное диктант по теме «Повторение». Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение». ☼Рр Контрольное сочинение на свободную тему. Г Р А М М А Т И К А М о р ф о л о г и я Причастие (34+8) Понятие о причастии. Сфера его употребления в речи. Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам. Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным, наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время. Действительные и страдательные причастия. Семантика действительных и страдательных причастий. ☼Рр Что такое текст. ☼Рр Сочинение по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Понятие о причастном обороте. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Причастный оборот. Нормы согласования определений-причастий с определяемым словом. Причастный оборот. Понятие о синтаксической синонимии. Нормы употребления причастного оборота в устной и письменной речи. ☼Рр Описание общего вида местности. Композиция описания. Понятие о перспективе. Правописание не с причастиями. Правописание не с причастиями. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в действительных причастиях настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. ☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Гласные в причастиях перед нн и н. Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Контрольное тестирование по теме «Полные причастия». ♦ Контрольный диктант по теме «Полные причастия». II ч е т в е р т ь (29) ☼Рр Описание общего вида местности. Подготовка к сочинению по пейзажной картине. ☼Рр Описание действий. Подготовка к домашнему сочинению – описанию действий. Краткие причастия. Не с краткими причастиями. Закрепление навыков образования и правописания кратких причастий. Употребление полных и кратких причастий в устной и письменной речи. ☼Рр Описание действий. Композиция текста-описания спортивных действий. Правописание нн в причастиях. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Повторение изученного в разделе «Причастие». Повторение орфограмм причастий. Повторение норм употребления в речи причастных форм и конструкций с причастиями. ☼Рр Контрольное изложение по теме «Причастие». Контрольное тестирование по теме «Причастие». Переход причастий в другие части речи. Деепричастие (10+4) Понятие о деепричастии. Нормы употребления деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Нормы использования деепричастных форм и конструкций с деепричастиями. ☼Рр Рассказ на основе услышанного. ☼Рр Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Гласная перед суффиксом деепричастия. Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастия. Контрольное тестирование по теме «Деепричастие». ☼Рр Проверочная работа – изложение по теме «Деепричастие». ☼Рр Написание изложения по теме «Деепричастие». III ч е т в е р т ь (40) Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим пунктуацию. ☼Рр Как создать киносценарий в разных формах? Служебные части речи Понятие о служебных частях речи. Предлог (10+4) Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Совершенствование правописания предлогов. ☼Рр Сочетание разных типов речи в одном тексте. ☼Рр Отзыв о художественной книге. Повторение изученного в разделе «Предлог». Нормированное употребление предлогов. ♦ Контрольная работа по теме «Предлог». Анализ контрольной работы. ☼Рр Изобразительно-выразительная роль предлогов в тексте. ☼Рр Отзыв о научно-популярной книге. Союз (10+2) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Сочинительные союзы, их группы по значению. Одиночные и повторяющиеся сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Подчинительные союзы, употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению. Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого (что), потому (что). ☼Рр Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз. Повторение изученного в разделе «Союз». Нормы употребления союзов. ♦ Контрольное изложение по теме «Союз». ♦ Анализ контрольного изложения. ☼Рр Характеристика литературного героя. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим орфографию. ◄Повторим пунктуацию. ◄Повторим пунктуацию. Частица (17+3) Понятие о частице как служебной части речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие частицы. Правописание частиц –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки. Значения частиц. ☼Рр Публицистический стиль речи. Основные значения частиц не и ни. Гласные е – и в частицах. IV ч е т в е р т ь (31) Правописание не и ни. Проверочная тестовая работа по правописанию НЕ с различными частями речи. ♦ Диктант по теме «Правописание НЕ с различными частями речи». Анализ диктанта. ☼Рр Интервью – жанр публицистики. Правописание не и ни. Правописание не и ни. Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с существительными, прилагательными и глаголами. Слитное и раздельное написание частицы не. Правописание не с причастиями, прилагательными и словами состояния. Слитное и раздельное написание частиц не и ни с местоимениями. ☼Рр Повторение. Морфологические средства сравнения. Правописание частиц не и ни. Повторение изученного в разделе «Частица». ♦ Проверочная работа по морфологии. Анализ работы по морфологии. Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. Междометие (3+1) Понятие о междометии и звукоподражательных словах. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях. ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ В V - VII КЛАССАХ (11+1) ◄Повторение ◄Повторение ◄Повторение Итоговый тест Анализ теста
|
Список литературы
- Арсирий, М. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / М.Т. Арсирий. – М., 1995.
- Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово [Текст] / Э.А. Вартаньян. – М., 1987.
- Горбачевич, Ю. А. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст] / Ю.А. Горбачевич. – М., 1987.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1994.
- Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? [Текст] / Д.Э. Розенталь. – М., 1988.
Методическая литература
- Малюшкин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
- Никитина, Е. И. Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 7 кл. – М.: Дрофа, 2000. - 96 с. – (Библиотека учителя).
- Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 3-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....