Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Маркитанова Наталья Николаевна

Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе повторения темы, так и на этапе вхождения в тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок - путешествие в 5 классе по теме «Имя существительное»

Цели:

Предметные:

      - обобщить и систематизировать в форме занимательной игры знания об имени существительном как о части речи;

      - повторить морфологические признаки, синтактическую роль имени существительного;

     -  закрепить орфографические навыки правописания существительных;

     -   подчеркнуть выразительные возможности имени существительного в текстах художественного стиля;

Метапредметные (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий):

     - связный рассказ на лингвистическую тему;

     - анализ информации;

Личностные:

     - воспитывать интерес к русскому языку;

Оборудование:

  • Карточки с заданиями
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Ход урока:

          Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в замечательную страну Морфологию. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить это путешествие.

         Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Имя Существительное. Именно в нем и предстоит побывать нам.

         Имя существительное – хлеб языка.

                                                                            Лев Успенский.

Докажите  справедливость этого утверждения.

         

          Сообщения учащихся.

          Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются  в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

          Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные.  Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.

           К.Г Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что  нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

         Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую, вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель читает вслух стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте).

 Шепот, робкое дыханье,

                                        Трели соловья.

                                        Серебро и колыханье

                                        Сонного ручья.

                                        Свет ночной. Ночные тени,

                                        Тени без конца.

                                        Ряд волшебных изменений

                                        Милого лица.

Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова. А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

            Учитель: Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.)

             Таким образом, мы доказали справедливость Л. Успенского.

           Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Имя Существительное. Но попасть туда сразу нельзя: он надежно охраняется. Чтобы попасть за ворота, нужно вспомнить и написать без ошибок слова, изученные в теме «Имя существительное».

Словарный диктант.

Великая Отечественная война, ворота, чернила, молодежь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, силос, хлопок, республика, апельсин, мандарин.

           Все успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут имена существительные. Все куда-то торопятся. Спешат существительные, дающие названия предметам окружающего мира. Назовите их (река, гора, лес…). За ними – существительные, дающие названия явлениям природы (ветер, оттепель, гололедица…). Стройными колонами маршируют существительные – названия событий (праздник, олимпиада, соревнования…). Спокойно идут существительные, обозначающие признак как предмет (смелость, отвага, трусость…). Их обгоняют существительные, обозначающие действие как предмет (сомнение, косьба, бег, колебание …).

           Мы проходим по улицам Собственная и Нарицательная.

-  Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?

- Чем гордятся собственные имена существительные?

- Почему жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую?

- Ребята, выполните задание:

  • Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел.)
  • Журнал, яркий (огонек, «Огонек»)

- Ребята, как улицы в нашем селе названы в честь героев?

            Сообщения учащихся.  

             В нашем с. Кабардинка есть улица Корницкого. Названа в честь Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича. В ночь на 4 февраля 1943 года командир отделения 1го боевого участка морского десанта младший сержант М. Корницкий в составе десантного отряда под командованием Ц. Куникова высадился в предместье Новороссийска, вошедшем в историю под названием Малая Земля. 8 февраля, когда моряки оказались в критической обстановке, погиб, проявив при этом мужество и героизм. Его именем и названа одна из улиц нашего села.

          В Кабардинке есть улица имени А. Корецкого. Генерал – майор Анатолий Корецкий погиб в 1993 году недалеко от Владикавказа во время осетино-ингушского конфликта. Ему было 48 лет. В Кабардинке, на родине его отцов и прадедов, одна из новых улиц названа именем генерала Корецкого.

           

            Идем дальше по городу Имя Существительное и видим улицы Склонений, на которые мы можем попасть только через улицы Мужского, Женского, Среднего рода.

            Распределите данные существительные по типам склонений.

Выборочный диктант.

            Тополь, брошюра, рожь, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветка, ветвь, ель, елка.

            Задержимся на улице 3го склонения. Её постоянный житель – мягкий знак. Подберите к данным словам синонимы – имена существительные с основой на шипящую. Графически объясните написание \ отсутствие Ь на конце слов:

           

             Доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), друг (товарищ), безветрие (тишь), сильный вихрь (смерч), суп со свеклой и другими овощами (борщ).

             (Решение) задач, (много) луж, из-за туч, рощ.

             Идем дальше по улицам городам. Но, кажется, мы заблудились и попали в тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки – руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы - то знаем, что плоды эти ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание по карточкам. Кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева (работа в парах). Вот карточки:

  1. Трудное фамилие, огромная рояль, печеная картофель, железная рельса.
  2. Уехал из Сахалина, выйти с класса, приезжать в Урал, пришёл со школы, вернуться с похода.
  3.  Песни болгаров, нет макаронов, много апельсин, килограмм яблок, пара носков.

Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попадаем на Падежный проспект. Он назван в честь братьев – Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое – кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик):

Ленительный падеж

        Спросили Лежебокина:

       -  А ну-ка, расскажи,

  Давать, делиться чем-нибудь        

  С друзьями не люблю.

      За что так ненавидишь ты,              Предложный  ненавижу я:                          Не любишь падежи.                          Чтоб не учить урок,

             Давным-давно все школьники        Приходится выдумывать

             Их знают назубок.                           Какой-нибудь предлог.

             Их за два года выучить                    А на падеж Винительный

             Лишь ты один не смог.                    И вовсе я сердит:          

             Ответил он рассерженно:                Отец во всякой шалости

              - В том не моя вина.                        Всегда меня винит.

              Пусть им сперва ученые                 - Да, переделка, кажется,

              Изменят имена.                                Серьезная нужна.

              Ведь я падеж Творительный          А сам ты смог бы новые

              Нарочно не учу:                              Придумать имена?

              Трудится, а тем более                     - Давно придумал:

              Творить я не хочу.                          Взятельный, Грязнительный,

              Такой падеж, как Дательный,        Лежательный, Грубительный,

              Я с детства не терплю.                     Ленительный и, наконец,                  

                                                                    Простительный!

                                                                               (Г. Траубин)

     

            Как и везде, на Падежном проспекте нужно выполнить задание:

Просклонять существительное площадь.

           Правильно выполненное задание выведет нас на площадь Орфографии.

           

           Но вы, ребята, наверное, устали?  Давайте отдохнем в парке.

Падежный проспект упирается в два парка: Единственного и Множественного числа.

           Физкультминутка. Сыграем в одну игру «Много или мало». Я буду называть слова, а вы, если это существительное единственного числа – присядьте, множественного – встаньте и обе руки поднимите вверх. (Кто из детей неправильно выполняет задание, садятся на свои места).

           Все ли жители могут гулять свободно в том или другом парке.

Давайте выполним задание – игру «Третий лишний»:

  1.  Листва, окна, дома.
  2. Прятки, ученики, чернила.
  3. Гвозди, молотки, тиски.

(Есть существительные, которые имеют форму только единственного или множительного числа).

          Однако нам пора дальше. Вот площадь Орфографии. Нам предлагается задание: вставить пропущенные буквы Е или И

  • говорили о станци…, повест…, дорог…
  • учебники по литератур…, биологи…,физик…
  • росли на берез…,топол…,сирен…
  • побывать в планетари…, Сибир…, Киев…
  • рассказать о книг…, случа…,решени…

 

      Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Имя Существительное расположен на реке Морфология. Располагайтесь, ребята, на берегу и постарайтесь быстро выполнить морфологический разбор  существительного.

Вскоре я заметил на высокой ели гнездо белки.

       Через реку Морфология построен мост. Его охраняют параграфы, которые предлагают вам интересную игру.

        1. Образуйте множественное число от существительных:

  • Тренер  тренеры), профессор (профессора), месяц (месяцы),

торт (торты), офицер (офицеры), доктор (доктора), столяр (столяры), учитель (учителя).

   2. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных:

  •  Много (дела, места, чулки).
  • Нет (яблоки, помидоры, инженеры, солдаты)

 На окраине города есть дома, жильцов которых мы должны «опознать». Выполните задание (вставьте пропущенную букву) и сделайте вывод, кто живет в этих домах:

Чертеж…м, пальц…м, ш…пот, ш…лк, ш…л, огурц…в, ч…рствый, улиц…й, борц…м, со свеч…й, ж…лтый, крыж…вник, ш…рох, капюш…н, полотнищ…м, ж…лудь, плащ…м.

  А теперь обратите внимание на окружное шоссе вокруг города. Дорога очень странная. Она обозначена разными линиями: простой, двойной, пунктирной. Почему? (Имя существительное может играть разную синтаксическую роль).

   Определите, каким членом предложения является выделенное существительное:

  • Издавна прославляли свою землю русские мастера.
  • Холодная сырость выползала из кустов.
  • На берегу разводят костры рыбаки.
  • Лес окутал густой туман.
  • Большие знания – богатство.

  Вот и закончилось наше путешествие в страну Морфологию.

Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие.

         Что бы вы рассказали друзьям, родным о существительном как о части речи, побывав в городе Имя Существительное.

    Домашнее задание: сочинить сказку об имени существительном.

 



Предварительный просмотр:

Приложение

Карточка 1

                                        Шепот, робкое дыханье,

                                        Трели соловья.

                                        Серебро и колыханье

                                        Сонного ручья.

                                        Свет ночной. Ночные тени,

                                        Тени без конца.

                                        Ряд волшебных изменений

                                        Милого лица.

А. Фет

Приложение

Карточка 2

      Вставьте пропущенную букву, запишите в два столбика: слева-в корне, справа -  в окончании.

     Чертеж…м, пальц…м, ш…пот, ш…лк, ш…л, огурц…в, ч…рствый, улиц…й,  борц…м, со свеч…й, ж…лтый, крыж…вник, ш…рох, капюш…н,  полотнищ…м, ж…лудь, плащ…м.

Приложение

Карточка 3

       Найти и исправить ошибки:

  1. Трудное фамилие, огромная рояль, печеная картофель, железная рельса.

2.Уехал из Сахалина, выйти с класса, приезжать в Урал, пришёл со школы, вернуться с похода.

  1. Песни болгаров, нет макаронов, много апельсин, килограмм яблок, пара носков.

Приложение

Карточка 4

      Определите, каким членом предложения является выделенное существительное:

1. Издавна прославляли свою землю русские мастера.

2. Холодная сырость выползала из кустов.

3. На берегу разводят костры рыбаки.

4. Лес окутал густой туман.

5. Большие знания – богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...

Конспект урока: "Фразеологическое богатство русского языка", 5 класс

В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.

Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс....

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.

План-конспект урока "Корень слова", русский язык 5 класс.Научиться составлять ряд родственных слов; привить навык определять корни слов с учетом их лексического значения....