конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

 

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ  УРОКА

русского языка в 9 классе

ТЕМА: «Придаточные предложения следствия»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 9 класса» С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др.

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: ИКТ

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2014  год

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

  Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в группах, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Оживить опрос помогла «Своя игра», на основе анализа предложения учащиеся определили тему урока, поставили цель и охарактеризовали СПП с придаточными следствия. Выявить особенности СПП с придаточными следствия помогло их сопоставление с СПП с придаточными образа действия, степени и причины. С целью закрепления знаний было выполнено упражнение 185, где предложения со значением степени и следствия были заменены предложениями со значением следствия. Далее в качестве ритмической паузы была проведена физминутка. Развитию творческого мышления  и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала групповая работа с репродукциями картин русских художников, по которым были составлены СПП с придаточными следствия.

  С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа, составленная по типу заданий В ГИА, с последующей взаимопроверкой по ключу, подведены итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или работа со СПП из текста поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся овладеть знаниями об особенностях СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов СПП и находить их в тексте, самостоятельно конструировать СПП с придаточными следствия и составлять схемы, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Придаточные предложения следствия

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными следствия

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте.

  1. Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания

.

  1. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса» С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др.

- карточки с заданиями для групп

- карточки  (для каждого ученика)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро! Перед началом урока совершим небольшое хрустальное путешествие.

Ребята, закройте глаза и представьте следующее. Вы входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах бело-розовых цветов и наслаждаясь им…Перед вами озеро. Вода прозрачна и серебриста. Вы идете вдоль берега и подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией… Но пора возвращаться назад. Мысленно проделайте весь путь в обратном направлении и только тогда откройте глаза.

 Пусть это ощущение пребывает с вами, придаст вам уверенности, сил, поможет нам плодотворно потрудиться сегодня.

Слайд 1

Выполняют задания учителя

2. Определение темы урока. Целеполагание.

  • Какую большую тему мы изучаем в этом году?

Дайте определение сложному предложению слайд 2

Проверить наши знания о сложном предложении нам поможет «Своя игра»

Первый раздел – «Сложное предложение», а как называются второй и третий разделы? Почему?

Игра

Сложное предложение:

  • Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений?
  • С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения?
  • Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов?

[  ], и [  ]. :

  • Назовите группы сочинительных союзов
  • Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?
  • В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая?

[  ], чтобы (   ).:

  • Как определить вид придаточного предложения?
  • Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним
  • Как отличить союзы от союзных слов?

  • Проанализируем предложение слайд 2

Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно.

Какое предложение перед нами, простое или сложное?

Назовите основы

Давайте уточним характеристику этого сложного предложения

Союзное или бессоюзное, ССП или СПП

Выделите главное и придаточное предложение

На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

- Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения, которые отвечают на вопрос «Что из этого следует?» и как они могут называться?

Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема?

Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

Запись числа, темы урока слайд 3

Сложное предложение

Предложение, состоящее из двух и более простых

Второй – ССП, третий – СПП, это схемы данный предложений

Отвечают на вопросы игры

нет

соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой

соединительные, разделительные и противительные

В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами

Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член

По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя

Определительные (какой?)

Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)

Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др)

Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.

Сложное – 2 основы

Река блестит, больно

СПП, подчинительный союз так что

Что из этого следует? Что является следствием этого?

Придаточные предложения следствия

Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия

Записывают число, тему урока

3. Изучение нового материала

Вернемся к предложению и на его основе охарактеризуем придаточные предложения следствия и продолжим заполнение таблицы придаточных слайд 4

  • На какой вопрос отвечают?

  • К чему относится придаточная часть?

  • Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Можно ли поменять их местами?

  • Чем присоединяется ? Ответ найдите в таблице придаточных предложений на стр. 57. Что мы можем сказать о средствах связи в СПП с придаточными следствия?

Докажите, что перед нами союз

!!! данный союз используется только в придаточных предложениях следствия

А) Рассмотрим два предложения слайд 5

Он слушал внимательно, так что все запомнил.

Он слушал так, что все запомнил.

– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. 

Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?

Сравните следующие два предложения слайд 6

Он слушал внимательно, так что все запомнил.

Он все запомнил, потому что слушал внимательно.

Чем похожи эти предложения? Чем отличаются?

Определите виды придаточных в этих предложениях

В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия?

Во втором предложении?

Какой вывод можно сделать?

Что из этого следует? Что является следствием этого?

Ко всему главному предложению

Может стоять только после главного

Союз ТАК ЧТО

Его можно опустить или заменить другим союзом

Записывают теоретические сведения в таблицу

В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.

Второе придаточное предложение содержит два значения: образа действия, так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает на вопрос  «как?» и следствия

Нет, тогда изменится не только структура предложения, но и значение придаточного

1) придаточное следствия

2) придаточное причины

В первой части – причина, во второй - следствие

И наоборот

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие

4. Закрепление материала.

А) слайд 7 Определите виды придаточных. Чем мы руководствуемся при этом?

Расставьте знаки препинании, выделите основы, составьте схемы

  1. Я узнал что в Сибири не любят горячку и спешку.
  2. Брат так исхудал что я его сразу не узнала.
  3. Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу.
  4.  Известие что мне доставили вчера очень меня расстроило. 

Самопроверка по ключу

Б)  Выполнение упражнения 185

Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно трансформировать в придаточные со значением следствия и наоборот.

(Первое предложение на доске в качестве примера)

Проверка вслух

Физкультминутка слайд 14

Вернемся в наш яблоневый сад. В нем много яркого солнечного света, от которого мы зажмурились, затем открыли глаза и часто поморгали.

Мы подошли к яблоне с прекрасными сочными плодами. На верхней ветке висит самое спелое сочное яблоко. Оно, наверное, самое вкусное. Нам нужно его достать. Тянемся выше, выше. Достали, наконец!

В) Творческое задание (работа в группах)

Задание: с помощью репродукций картин известных русских художников составить одно сложноподчиненное предложение с придаточным следствия слайды 16-20

1 группа: Ф.П.Решетников «»Опять двойка»

2 группа: И.Левитан «Весна. Большая вода»

3 группа А.М.Герасимов «После дождя»

4 группа И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»

5 группа: К.Ф.Юон «Весенний солнечный день»

В) Самостоятельная работа (карточки с заданием для каждого ученика)

Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем. Слайд 21

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз  глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

По В.П.Астафьеву

1)   Определите стиль текста

2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

3)   Выпишите грамматическую основу предложения 10

4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.

5)  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1спустились за нею по косогору ,2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево ,4 потом решила, 5 что люди ушли, 6и вернулась к гнезду.

КЛЮЧ слайд 22

1) художественный стиль

2) вдоволь, вволю, досыта

3) добывать становилось трудней

4) 11

5) 5

Вопросом

Выполняют задание

Выполняют упражнение

Делают упражнения

Выполняют гимнастику для глаз

Работают в группах

Работают самостоятельно

Взаимопроверка по ключу в парах

6. Итог урока. Рефлексия

С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему?

Что удалось на уроке?

Над чем еще нужно поработать?

А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа

1.Своей работой на уроке я    доволен/ не доволен

2.Урок мне показался    интересным /скучным

3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен

Ответы учащихся

7.Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор:

  • §12, упражнение 186

   ИЛИ

  • §12, выписать из текста поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» 10 сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, в том числе с придаточными следствия; выделить основы, составить схемы.

1) Я узнал,  что в Сибири не любят горячку и спешку.

[  ], что (  ).

2) Брат так исхудал,  что я его сразу не узнала.

[  так ], что (  ).

3) Ветки были сухие,  так что пламя взметнулось высоко к небу.

[  ], так что (  ).

4) Известие, что мне доставили вчера, очень меня расстроило.

[…  ,(что….),… ].

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"

Урок изучения нового материала. Предполагается групповая работа. Развивается умение учеников переводить текстовую информацию в схему....

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»

Конспект урока русского языка в 9 классе  на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия"

Методическая информация Тема урока /занятия Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Автор учебника, по которому ведётся обучение ...

Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование"....


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо за урок!