Место придаточного предложения по отношению к главному
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Берестов Виктор Владимирович

Русский язык.Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения. Материалы к уроку (урок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_pridatochnogo_po_otnosheniyu_k_glavnomu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Место придаточного  предложения по отношению к главному.

Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру сложноподчиненных предложений в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.

Оборудование: таблица «Подчинительные союзы и союзные слова», схема «Виды предложений», таблицы со схемами строения сложноподчинённого предложения, карточки-задания на расстановку знаков препинания, учебник

Ход урока.

    I. Проверка домашнего задания.

1.        Вопросы для закрепления теоретических знаний:

Чем различаются ССП и СПП?

Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какую роль играют указательные слова?

Как образуются составные подчинительные союзы?

Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в
составе СПП?
(Разделительную.)

Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи?

Проверка упражнения 24.
Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.

        

    II.        Словарная работа.

1.Словарный диктант.

2.Обьяснить лексическое значение слов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.|         прил. мировоззренческий, –ая, –ое.

 МИРОПОНИМАНИЕ, –я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1, действительности, система взглядов, идей.

        ГИГАНТ, –а, м.

1. Существо (или растение, природное образование) громадных размеров, великан. Титан-г. Дерево-г. Звёзды-гиганты. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся мыслителях, учёных).

2. Очень большое по своим размерам и значению предприятие. Завод-г.

3. Предмет очень большого размера по сравнению с себе подобными. Пластинка (диск)-г.

ГИГАНТСКИЙ, –ая, –ое.

1. Очень большой по размерам. Гигантское предприятие. Идти вперёд гигантскими шагами (перен.: делая большие успехи).

2. Исключительный по силе, значению. Гигантские успехи. Гигантские усилия.

         Гигантские шаги — аттракцион (во 2 знач.) — род больших качелей с кружащимися вокруг столба сиденьями, взлетающими вверх при разбеге. Катание на гигантских шагах.

КОЛОСС, –а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.

         Колосс на глиняных ногах—о ком-чём–н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].

       КОЛОССАЛЬНЫЙ, –ая, –ое; –лен, –льна. Очень большой, огромный. К. завод. К. успех. Колоссально! (возглас, выражающий восхищение, грандиозно!; прост.).

|         сущ. колоссальность, –и, ж.

     III. Изучение нового материала

1.Анализ предложений

Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.

Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.

Мы , когда взошло солнце , тронулись в путь.

Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один «человек работает у доски, остальные в тетрадях).

2.Сейчас    вы    прочтете ещё   два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

1). Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

2). Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

 «Устройство» этих сложных  предложений  различается расположением  входящих в них простых. В первом примере простые предложения  следуют одно  за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение   оказалось внутри   другого,   как   матрешка в матрешке.

Запомните! То предложение,  которое расположено внутри  другого, выделяется запятыми с двух сторон.

При работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим или одно внутри другого. Работать с «матрешками» труднее, чем с «гусями».

Чтобы увидеть предложения, идущие одно за другим, достаточно найти их грамматические основы и границы.

 Чтобы увидеть «матрешки», надо не только различать, какая из них «наружная», а какая «внутренняя», но и мысленно воссоединить разрозненные части наружного предложения в единое смысловое и грамматическое целое — в единый блок.

Так, в сложном предложении Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем надо увидеть два простых. Знания убывают с каждым днем и которые не пополняются ежедневно.

Закрепление

1. Конструирование предложений  с использованием таблицы «Подчинительные союзы и союзные слова»

Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения.
Придаточные   можно  ставить  перед  главным,   после   главного   и   внутри  главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

 2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.

4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

 5) Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

2.Графический диктант.

Учитель читает предложение, а учащиеся, выслушав предложение, не записывают его, а на слух определяют его схему и выполняют ее в тетради. Вариантом этой работы может быть такой, когда заранее в тетради выполняются три схемы, а во время чтения предложений под каждой схемой учащиеся выписывают порядковые номера предложений, которые соответствуют данной схеме.

Хозяин рад, что пришли гости.   [  ],(что).

Даже мёд, если принимать его  как лекарство, горек.   [  ,(если), ].

Лишь то читается легко, что написано с трудом..       [   …то ],(что) .  

Что написано с трудом, то читается легко.        (Что ),[  то ].

Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают.  ( Когда),[      ].

Проверочная работа (по карточкам)

Задание на расстановку знаков препинания:

Вариант 1

             

  Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет.)

          Вариант 2

Тем у кого паркет покрыт лаком достаточно протереть его чуть влажной тряпкой. Линолеум следует мыть слегка влажной губкой которую смачивают скипидаром а потом сразу покрыть «Самоблеском». На кухонном полу если он покрыт поливинилхлоридными плитками часто появляются темные пятна. Воспользуйтесь карандашной резинкой чтобы уничтожить их а потом также нанесите «Самоблеск». (Из газет.)

Подведение  итогов

Д. з.    стр.   17-18    Упр.  №32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Данная презентация содержит материал к уроку по теме "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении" по программе М.Т.Баранова для 9 класса, ...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении....