Место придаточного предложения по отношению к главному
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Русский язык.Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения. Материалы к уроку (урок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_pridatochnogo_po_otnosheniyu_k_glavnomu.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру сложноподчиненных предложений в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Оборудование: таблица «Подчинительные союзы и союзные слова», схема «Виды предложений», таблицы со схемами строения сложноподчинённого предложения, карточки-задания на расстановку знаков препинания, учебник
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
1. Вопросы для закрепления теоретических знаний:
Чем различаются ССП и СПП?
Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Какую роль играют указательные слова?
Как образуются составные подчинительные союзы?
Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в
составе СПП? (Разделительную.)
Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи?
Проверка упражнения 24.
Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.
II. Словарная работа.
1.Словарный диктант.
2.Обьяснить лексическое значение слов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.| прил. мировоззренческий, –ая, –ое.
МИРОПОНИМАНИЕ, –я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1, действительности, система взглядов, идей.
ГИГАНТ, –а, м.
1. Существо (или растение, природное образование) громадных размеров, великан. Титан-г. Дерево-г. Звёзды-гиганты. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся мыслителях, учёных).
2. Очень большое по своим размерам и значению предприятие. Завод-г.
3. Предмет очень большого размера по сравнению с себе подобными. Пластинка (диск)-г.
ГИГАНТСКИЙ, –ая, –ое.
1. Очень большой по размерам. Гигантское предприятие. Идти вперёд гигантскими шагами (перен.: делая большие успехи).
2. Исключительный по силе, значению. Гигантские успехи. Гигантские усилия.
Гигантские шаги — аттракцион (во 2 знач.) — род больших качелей с кружащимися вокруг столба сиденьями, взлетающими вверх при разбеге. Катание на гигантских шагах.
КОЛОСС, –а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.
Колосс на глиняных ногах—о ком-чём–н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].
КОЛОССАЛЬНЫЙ, –ая, –ое; –лен, –льна. Очень большой, огромный. К. завод. К. успех. Колоссально! (возглас, выражающий восхищение, грандиозно!; прост.).
| сущ. колоссальность, –и, ж.
III. Изучение нового материала
1.Анализ предложений
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.
Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.
Мы , когда взошло солнце , тронулись в путь.
Запишем предложения под диктовку, объясним орфограммы, представим структуру предложений в виде схем; определим, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один «человек работает у доски, остальные в тетрадях).
2.Сейчас вы прочтете ещё два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
1). Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
2). Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
При работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые — одно за другим или одно внутри другого. Работать с «матрешками» труднее, чем с «гусями».
Чтобы увидеть предложения, идущие одно за другим, достаточно найти их грамматические основы и границы.
Чтобы увидеть «матрешки», надо не только различать, какая из них «наружная», а какая «внутренняя», но и мысленно воссоединить разрозненные части наружного предложения в единое смысловое и грамматическое целое — в единый блок.
Так, в сложном предложении Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем надо увидеть два простых. Знания убывают с каждым днем и которые не пополняются ежедневно.
Закрепление
1. Конструирование предложений с использованием таблицы «Подчинительные союзы и союзные слова»
Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения.
Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.
3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.
4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
5) Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.
2.Графический диктант.
Учитель читает предложение, а учащиеся, выслушав предложение, не записывают его, а на слух определяют его схему и выполняют ее в тетради. Вариантом этой работы может быть такой, когда заранее в тетради выполняются три схемы, а во время чтения предложений под каждой схемой учащиеся выписывают порядковые номера предложений, которые соответствуют данной схеме.
Хозяин рад, что пришли гости. [ ],(что).
Даже мёд, если принимать его как лекарство, горек. [ ,(если), ].
Лишь то читается легко, что написано с трудом.. [ …то ],(что) .
Что написано с трудом, то читается легко. (Что ),[ то ].
Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают. ( Когда),[ ].
Проверочная работа (по карточкам)
Задание на расстановку знаков препинания:
Вариант 1
Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет.)
Вариант 2
Тем у кого паркет покрыт лаком достаточно протереть его чуть влажной тряпкой. Линолеум следует мыть слегка влажной губкой которую смачивают скипидаром а потом сразу покрыть «Самоблеском». На кухонном полу если он покрыт поливинилхлоридными плитками часто появляются темные пятна. Воспользуйтесь карандашной резинкой чтобы уничтожить их а потом также нанесите «Самоблеск». (Из газет.)
Подведение итогов
Д. з. стр. 17-18 Упр. №32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...
Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Данная презентация содержит материал к уроку по теме "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении" по программе М.Т.Баранова для 9 класса, ...
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении....