Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме Сложносочинённые предложения.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме Сложносочинённые предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinennye_predlozheniya_11_klass.doc | 76.5 КБ |
slozhnosochinennye_predlozheniya_11_klass.pptx | 566.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме Сложносочинённые предложения.
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.
Образовательные задачи: повторить сведения о сложносочинённом предложении, о видах сочинительных союзов; усвоить особенности сложносочинённого предложения, отличие ССП от ПП; закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Развивающие задачи: развивать навык анализа; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к русской литературе, её связь с историей создания Царскосельского лицея.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, мультимедийная установка, раздаточный материал, учебник (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы, 2009 г.
Ход урока
Вступительное слово.
- Добрый день. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы. Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.
Объявление темы, постановка цели урока.
- Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем повторять сведения о сложносочинённом предложении, сочинительных союзах; усваивать особенности сложносочинённого предложения; отличие ССП от ПП с однородными членами предложения; и, наконец, мы вновь будем учиться - отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
3.Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы рассмотрели паронимы. Что такое слово паронимы? Назовите, какие паронимы вы запомнили? (Ответы учащихся)
Откройте тетради и запишите дату 29 января, тему урока «Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
- Ребята, я сегодня не случайно начала урок со слов А.С.Пушкина. Вам ни о чём не говорит дата 19 октября?
- Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.
-Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате.
Какие же предложения мы называем ССП? Какими союзами связываются ССП? На какие группы делятся сочинительные союзы? Слайд.
Сложносочиненные предложения- это сложные предложения, части которых равноправны и соединяются сочинительными союзами.
Они бывают соединительными: и, да (в значении в), противительными: а, но , да (в значении но), разделительными: или, либо, или … или, либо … либо, ли…ли, то…то.
4.Графический диктант (1 человек у доски)
- 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП)
- Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)
- Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)
- Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)
- Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП)
- По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. (ССП)
- За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницын. (ССП)
- После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)
5. Слово учителя: Это торжественное событие произошло 200 лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения. Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.
Орфоэпическая разминка. Расставить в словах ударение.
красивее | обеспечение |
торты | жалюзи |
премировать | начался |
исчерпать | звонишь |
каталог | брала |
банты | шарфы |
(1) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. (2) «…» состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3) Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства
1. В каких из приведенных ниже предложений верно передано ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1). Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состоянии – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами
2). При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.
3). Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.
4). Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными
5). Под влиянием охлаждении или нагревании меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ
Ответ 25 или 52
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Наоборот
Другие
Даже
Эти
Вопреки этому,
Ответ Эти
7. Слово учителя: Много лет прошло с тех пор, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось. Давайте познакомимся с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на партах учеников.
Анализ текста.
1. С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все. (М.Басина)
Задания к тексту.
Найдите в тексте сложносочиненные предложения. Укажите их номера. (2,3,8,13,14,17)
Определите вид 14 предложения. (ССП с общим второстепенным членом)
2.Тест.
Проблемная задача: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»
Для этого необходимо знать и уметь:
Определять вид сложных предложений;
Составлять схемы предложений;
Уметь расставлять знаки препинания.
7.Закрепление пройденного материала.
1). Пробил третий звонок, и поезд тронулся.
2). На дворе давно кончились сумерки и наступил настоящий вечер. Запятая между частями сложного предложения не ставится, так как у них есть общий второстепенный член.
3). Довольны были все.
8. Подведение итогов. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
9. Домашнее задание. 1. Подобрать из художественных произведений А.С.Пушкина сложносочиненные предложения (5 предложений). 2. Написать сочинение по тексту.
10. Оценивание. Оценки за урок.
11. Слово учителя: Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале: Друзья мои, прекрасен наш союз! Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников, закрепленные сегодня знания послужат Вам добрую службу на ЕГЭ. На этом урок окончен. Спасибо. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, части которых равноправны и соединяются сочинительными союзами Они бывают соединительными: и, да (в значении в), противительными: а, но , да (в значении но), разделительными: или, либо, или … или , либо … либо , ли… ли , то… то
1). 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. 2). Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. 3) . Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. 4) . Царь Александр одно время поддерживал эти прогрессивные идеи, но«прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. 5). Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. 6) . По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. 7). За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницын. 8). После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея.
1). 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП) 2). Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП) 3). Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. ( ССП) 4). Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. ( ССП) 5). Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП) 6). По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора . (ССП) 7). За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницын. ( ССП) 8). После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. ( ССП)
Орфоэпическая разминка. Расставить в словах ударение. красивее обеспечение торты жалюзи премировать начался исчерпать звонишь каталог брала банты шарфы
Орфоэпическая разминка. Расставить в словах ударение. крас и вее обесп е чение т о рты жалюз и премиров а ть началс я исч е рпать звон и шь катал о г брала б а нты ш а рфы
А1 (1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. (2) «…» состояния веществ называют их агрегатными состояниями . (3) Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства 1 . В каких из приведенных ниже предложений верно передано ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1 ). Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состоянии – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами. 2). При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая пи этом совсем другие свойства . 3). Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства . 4). Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. 5). Под влиянием охлаждении или нагревании меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.
А1 (1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. (2) «…» состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3) Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства 1. В каких из приведенных ниже предложений верно передано ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1). Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состоянии – жидком, твердом или газообразном – и обладает при этом определенными неизменными свойствами. 2). При охлаждении или нагревании многие вещества меняют свое агрегатное состояние – жидкое, твердое или газообразное, приобретая пи этом совсем другие свойства. 3). Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства. 4). Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. 5). Под влиянием охлаждении или нагревании меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ . Ответ: 25 или 52
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Наоборот Другие Даже Эти Вопреки этому ,
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Наоборот Другие Даже Эти Вопреки этому , Ответ: Эти
Рефлексия Я справился (не справился)…. Я смог (не смог)…. У меня получилось (не получилось)… Я доволен(не доволен) собой … Мне было трудно… Мне было легко… Мне необходимо поработать над…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Разработка урока русского языка 6 класс тема Фразеологизмы
Урок в форме настольной игры. На закрепление знаний по теме Фразеологизмы, повторения различий между фразеологизмами, афоризмами, пословицами.Разработка может быть использована на уроке литературы в 5...