Значение глаголов в речи.
план-конспект урока (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilchenko_o.n_zanyatie_no3.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильченко О. Н. учитель-логопед
специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида.
п. Матвеева Кургана.
Ростовской области.
Групповое логопедическое занятие
Тема: «Значение глаголов в речи»
Задачи:
1.Расширять представления детей о значении глаголов в речи.
2.Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний.
3.Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
Оборудование:
предметные картинки, схемы предложений, карточки со стихотворениями.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Психогимнастика.
- Посмотрите на эти лица. (Показываются пиктограммы).
- Какое эмоциональное состояние человека изображено на пиктограммах? (Радостный, огорчённый, печальный, сердитый).
- Какое бывает выражение лица у мамы, когда она сердится?
- Изобразите на лицах испуг, сожаление от разбитой посуды.
- А теперь изобразите радость, восхищение.
II. Сообщение темы занятия.
- Ребята, чтобы построить дом. нужно приготовить части дома: то из чего мы будем строить.
- А из каких частей строится речь?
- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы.
- Это имена существительные.
- А какие они - это имена прилагательные.
- А их действия или состояния - это глаголы. Зачем в речи людей нужны глаголы, какую работу они выполняют, мы и узнаем на занятии?
Глагол - настоящий богач среди частей речи. По частоте употребления занимает второе место после существительных. Глагол-это живая часть речи. Со словами существительными они большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут нам о многом рассказать.
- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает глагол? (Что делать? Что сделать? Что будет делать?)
- А сейчас мы с вами постараемся подружить глаголы с именами существительными.
- Посмотрите на картинки и составьте предложения по ним. Маляр красит стол. Швея шьёт платье. Плотник делает шкаф.
- Назовите в этих предложениях глаголы. (Красит, шьёт, делает).
- А теперь прочтите потешки и найдите в них глаголы.
1. Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
2.Миша шёл, шёл, шёл
Одну шишку нашёл.
Маша шла, шла, шла
Шишек больше нашла.
3.Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет.
Головой вертит.
-В глаголах, найденных в потешках, определите место звуков С и Ш
III. Физминутка.
Проведение с детьми гимнастики для глаз.
Упражнение№.1
- Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.
Упражнение №2.
- Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.
Упражнение № 3.
- Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Упражнение № 4.
- Повернитесь к окну. Держите спину и шею прямо, расслабьтесь и зафиксируйте взгляд на самой отдалённой точке в пределах видимости. Вдохните и плавно переведите взгляд на кончик носа. Выдохните и снова смотрите на самый отдалённый объект.
Упражнение № 5.
- Закройте веки. В течение 30 секунд помассируйте их кончиками пальцев.
1.- Сегодня на занятии мы должны ещё больше узнать о значении глаголов.
-Прочитайте стихотворение, найдите в нём глаголы.
Мне Андрюшка, мой сосед,
Одолжил велосипед.
Я сперва поехал прямо,
А потом круг проколесил.
И в окошко видит мама
Я поехал, что есть сил.
- Ребята, не встретили ли вы здесь необычных глаголов?
- Как вы понимаете их значение?
- Какие бы вы подобрали глаголы, чтобы рассказать о движении человека на велосипеде? (Поехал, проколесил).
- Все эти глаголы описывают движение, поэтому их называют «глаголы движения».
- А сейчас самостоятельно подберите глаголы движения к именам существительным, которые я назову.
Велосипедист……..
Метель…….
Дорога……
- Так какую же работу в речи выполняют глаголы движения? (Они оживляют предметы).
2.-Глаголы звучания. А теперь прочтём новое стихотворение:
Ветер листьями шуршит.
Мышь у норки шибуршит.
Лес осенний не молчит.
Он урчит, бурчит, ворчит.
- Назовите, какие глаголы в этом стихотворении? (Шуршит, шибуршит, молчит, урчит, бурчит, ворчит).
- Вот, сколько много глаголов в этом стихотворении. Какую же работу они выполняют в речи? (Они озвучивают предметы).
-Молодцы, а теперь подберите самостоятельно глаголы звучания к именам существительным ручей, малыш.
3.-Глаголы цвета. Чтобы назвать следующую семью глаголов, вам нужно стать немножко поэтами. Дополните стихотворные строчки глаголами.
1.Вот и лето подоспело.
Птицы к югу улетели,
Земляничка -………..
Листья клёна……..
2.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней……….
-Назовите, какие глаголы вы добавили?
(Покраснела, пожелтели, зеленеет)
Как бы вы назвали эту семью глаголов? (Это глаголы цвета).
-Так какую работу выполняют глаголы цвета? (Они раскрашивают предметы).
4.Составление схем предложения.
IV. Итог занятия.
- О какой части речи мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового вы узнали о глаголах?
- Хорошо, молодцы.
- На этом занятие окончено.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе « Значение глагола в речи»...
Экспрессивные функции видовременных форм глаголов, употребленных в переносных значениях в художественной речи (на примере настоящего исторического времени в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)
Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно ос...
Урок русского языка.Обучение на дому. 7 класс.«Значение глагола в речи»
Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов ...
Значение глагола в речи
Значение глагола в речи...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...
Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс
Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...
Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме "Значение глагола в речи"
Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности, отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...