Значение глаголов в речи.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Васильченко Ольга Николаевна
Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasilchenko_o.n_zanyatie_no3.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Васильченко  О. Н. учитель-логопед

                                                             специальная (коррекционная)                            

                                                         школа – интернат VIII вида.

                                              п. Матвеева Кургана.

                                          Ростовской области.

Групповое логопедическое занятие                                                          

Тема: «Значение глаголов в речи»

Задачи:

1.Расширять представления детей о значении глаголов в речи.

2.Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний.

3.Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

Оборудование:

предметные картинки, схемы предложений, карточки со стихотворениями.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Психогимнастика.

-  Посмотрите на эти лица. (Показываются пиктограммы).

- Какое эмоциональное состояние человека изображено на пиктограммах? (Радостный, огорчённый, печальный, сердитый).

- Какое бывает выражение лица у мамы, когда она сердится?

- Изобразите на лицах испуг, сожаление от разбитой посуды.

- А теперь изобразите радость, восхищение.

II.        Сообщение темы занятия.

- Ребята, чтобы построить дом. нужно приготовить части дома: то из чего мы будем строить.

- А из каких частей строится речь?

- В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы.

- Это имена существительные.

- А какие они - это имена прилагательные.

- А их действия или состояния - это глаголы. Зачем в речи людей нужны глаголы, какую работу они выполняют, мы и узнаем на занятии?

 Глагол - настоящий богач среди частей речи. По частоте употребления занимает второе место после существительных. Глагол-это живая часть речи. Со словами существительными они большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут нам о многом рассказать.

- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает глагол? (Что делать? Что сделать? Что будет делать?)

- А сейчас мы с вами постараемся подружить глаголы с именами существительными.

- Посмотрите на картинки и составьте предложения по ним. Маляр красит стол. Швея шьёт платье. Плотник делает шкаф.

- Назовите в этих предложениях глаголы. (Красит, шьёт, делает).

- А теперь прочтите потешки и найдите в них глаголы.

1. Я сама братишке Лёше

 Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

2.Миша шёл, шёл, шёл

Одну шишку нашёл.

Маша шла, шла, шла

Шишек больше нашла.

3.Сова из-за угла смотрит,

Ногами топочет.

Головой вертит.

-В глаголах, найденных в потешках, определите место звуков С и Ш

III.        Физминутка.

Проведение с детьми гимнастики для глаз.

Упражнение№.1

- Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.

Упражнение №2.

- Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.

Упражнение № 3.

- Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Упражнение № 4.

- Повернитесь к окну. Держите спину и шею прямо, расслабьтесь и зафиксируйте взгляд на самой отдалённой точке в пределах видимости. Вдохните и плавно переведите взгляд на кончик носа. Выдохните и снова смотрите на самый отдалённый объект.

Упражнение № 5.

- Закройте веки. В течение 30 секунд помассируйте их кончиками пальцев.

1.- Сегодня на занятии мы должны ещё больше узнать о значении глаголов.

-Прочитайте стихотворение, найдите в нём глаголы.

Мне Андрюшка, мой сосед,

Одолжил велосипед.

Я сперва поехал прямо,

А потом круг проколесил.

 И в окошко видит мама

Я поехал, что есть сил.

- Ребята, не встретили ли вы здесь необычных глаголов?

- Как вы понимаете их значение?

- Какие бы вы подобрали глаголы, чтобы рассказать о движении человека на велосипеде? (Поехал, проколесил).

- Все эти глаголы описывают движение, поэтому их называют «глаголы движения».

- А сейчас самостоятельно подберите глаголы движения к именам существительным, которые я назову.

Велосипедист……..        

Метель…….        

Дорога……        

- Так какую же работу в речи выполняют глаголы движения? (Они оживляют предметы).

2.-Глаголы звучания. А теперь прочтём новое стихотворение:
Ветер листьями шуршит.

Мышь у норки шибуршит.

Лес осенний не молчит.

Он урчит, бурчит, ворчит.

- Назовите, какие глаголы в этом стихотворении? (Шуршит, шибуршит, молчит, урчит, бурчит, ворчит).

- Вот, сколько много глаголов в этом стихотворении. Какую же работу они выполняют в речи? (Они озвучивают предметы).

-Молодцы, а теперь подберите самостоятельно глаголы звучания к именам существительным ручей, малыш.

3.-Глаголы цвета. Чтобы назвать следующую семью глаголов, вам нужно стать немножко поэтами. Дополните стихотворные строчки глаголами.

1.Вот и лето подоспело.

Птицы к югу улетели,

Земляничка         -………..

Листья клёна……..

2.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней……….        

-Назовите, какие глаголы вы добавили?

(Покраснела, пожелтели, зеленеет)

Как бы вы назвали эту семью глаголов? (Это глаголы цвета).

-Так какую работу выполняют глаголы цвета? (Они раскрашивают предметы).

4.Составление схем предложения.

IV. Итог занятия.

- О какой части речи мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового вы узнали о глаголах?

- Хорошо, молодцы.

- На этом занятие окончено.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

Экспрессивные функции видовременных форм глаголов, употребленных в переносных значениях в художественной речи (на примере настоящего исторического времени в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)

Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно ос...

Урок русского языка.Обучение на дому. 7 класс.«Значение глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов ...

Значение глагола в речи

Значение глагола в речи...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...

Письмо и развитие речи Тема урока: Значение глаголов в речи. 8 класс

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.Задачи урока:образовательные:- показать роль глаголов в языке и речи;- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;- прод...

Дистанционный урок русского языка в 6 классе по теме "Значение глагола в речи"

Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности, отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...