Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_glagola_v_rechi.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: употребление глагола в речи.

Цели урока: дать представление о роли глагола в речи; развивать умения распознавать роль глагола в тексте; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
 

Ход урока.

Слово учителя.

      На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н. Толстой писал, например: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника писателя Ю. Бондарева: «По  моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

      Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее развитии, движении. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10 %. Самыми частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.

      В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 % всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола (наклонениями, временами).

Работа с текстом из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Выразительно прочитайте текст.

      Со сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кустом, лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала ее.

     -Боже мой! – воскликнула она вдруг, - что это за собака?

     Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.

     -Н…Н…е  знаю-с, - пробормотала она, - кажется, немого…

     - Боже мой! – прервала ее барыня, - да она премиленькая собачка! Велите ее привести. Давно она у него? Как же я не видала до сих пор? Велите ее принести.

     Приживалка тотчас порхнула в переднюю.

    -Человек, человек! – закричала она, - приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.

    - А, ее Муму зовут, - промолвила барыня, - очень хорошее имя.

    - Ах, очень-с! – возразила приживалка. – Скорей, Степан.

Игра «Волшебная шляпа»

Ребята, сейчас каждый из вас напишет любой вопрос к этому тексту и мы поместим их в шляпу, а потом будем доставать и все вместе отвечать.

Выпишите из текста глаголы. Сколько их употреблено в этом небольшом отрывке?

Давайте распределим глаголы в два столбика: в один мы запишем – глаголы действия, а во второй – глаголы говорения.

Почему использованы именно эти глаголы синонимы?

Инсценирование отрывка.

Удалось ли актерам раскрыть передать разные интонационные способы произнесения глаголов.

Итоги урока.

Какая была тема и цели урока?

Удалось ли нам показать роль глаголов в речи людей?

Рефлексия.

Перед вами на столах лежат карточки – синяя и красная. Если вы остались удовлетворены уроком, поднимите красную, если вам что-то не понравилось, поднимите синюю.

Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что было бы, если из речи исчезли все глаголы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

Конспект урока русского языка "Время глагола"

Урок - проект по теме: "Время глагола"...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода....