Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Тема: «Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Цель: повторить и закрепить пройденный материал и подготовиться к
контрольному диктанту
Задачи: Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при
выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок – повторение
Межпредметные связи: литературное чтение
Оборудование: записи на доске, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
1) Представить гостей.
2) Обратить внимание учащихся на доску. На доске: Число. Классная работа. ? (Тема урока не записана)
– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте прочитаем замечательное стихотворение, которое поможет нам окунуться в атмосферу красивой природы. А называется оно «Роща».
Есть в нашем крае роща тихая одна.
На берегу большого озера она.
Деревья там раскидистей раскидистых растут,
Цветы прекраснее прекраснейших цветут.
В густой листве там распевают соловьи.
Там к озеру, журча, ручей стремит свои струи,
Там и трава любой травы свежей,
Там и цветы любых цветов нежней.
Им отдана любовь моя.
Того, кто рощу губит, проклинаю я.
– Какие слова помогли увидеть красоту природы?
– Что они обозначают и к какому слову относятся?
– На какие вопросы они отвечают?
– К какой части речи они относятся?
– Итак, что такое прилагательное?
– Вы знакомы с данной темой? Давайте сформулируем тему нашего урока.
– Итак, наша цель: повторить и закрепить пройденный материал и подготовиться к контрольному диктанту. Запись темы на доске и в тетради.
II. Работа по теме урока
1. -А хотите послушать сказку о том, как появились у прилагательных род, число и падеж? Итак, давным-давно, в старые, давние времена появились на свет прилагательные. И были они чудненькие, хорошенькие, с покладистым характером, но вот беда: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
– А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
2. Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в
словах с пропущенными буквами.
Белеет парус одинок…
В тумане моря голуб…
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он краю родн…?
– Как вы определили род, число, падеж у прилагательных?
3. Давайте запишем четверостишие (под диктовку)
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися
- Какую картину природы вы себе представили?
- Использование каких художественных средств помогает поэту создавать
яркую, образную картину?
Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).
- Как вы понимаете выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).
4.Физкультурная минутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения
- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох - выдох, вдох - выдох и еще раз вдох - выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь -соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох -выдох, вдох - выдох.
5. Запишите предложения под диктовку (в тетради и на доске).
Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой.
На могучем утёсе росла одинокая сосна.
На чужой стороне и весна не красна.
- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
- Найдите прилагательные с орфограммой “о” или “е” в окончаниях прилагательных.
- Разберите морфологически прилагательные (по вариантам I и II).
I вариант
Полны
I. н.ф. полный;
II. прил., кр. ф., мн. ч.;
III. долины (каковы?) полны.
Свежей (мглой) - прилагательное;
I. н.ф. свежий;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., Т. п.;
III. мглой (какой?) свежей.
II вариант
(Не) красна - прил.
I. н.ф. красный;
II. кр. ф., ед. ч., ж. р.;
III. весна (какова?) красна.
На чужой (стороне).
I. н. ф. чужой;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., П. п.;
III. на стороне (какой? чьей?) чужой.
6. Синтаксический разбор предложения
1. Кроет уж лист золотой 2. Жизнь прекрасна и удивительна.
Влажную землю в лесу… Широка страна моя родная
Смело топчу я ногой Весенний ландыш пахуч.
Весеннюю леса красу. Зелёный дуб могуч.
– Найдите здесь имена прилагательные.
– Чем они отличаются от прилагательных из предыдущего предложения?
7. Выборочный диктант
- Выписать в один столбик краткие прилагательные, а в другой остальные части речи. (Пахуч, у рощ, жгуч, меч, скрипуч, седых туч, могуч, родная речь.)
– Какому правилу подчиняются краткие прилагательные?
– К данным словам подобрать подходящие по смыслу краткие имена прилагательные. Лес (дремуч), перец (жгуч), воздух (свеж).
От данных кратких прилагательных образовать полные и поставить их в Род.п.
Дремучего, жгучего, свежего
– О чём говорят окончания данных прилагательных?
III. Итоги урока (рефлексия)
- Подходит к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.(Ученики записывают прилагательное.)
- А теперь прочитайте то, что вы написали. (Ученики читают вслух друг за другом.)
Сделать выводы по уроку.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-49411-1427264150.jpg)
Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Материал содержит конспект урока...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Материал содержит конспект урока...
Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222653-1363444786.jpg)
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Данный материал в увлекательной форме поможет повторить изученное по теме ....